Среда, 09:17 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

урок русского языка по теме: «Творительный падеж имён существительных»
09.12.2013, 20:32
Цель: расширить знания учащихся о творительном падеже, вырабатывать навык правописания окончаний существительных в творительном падеже.
Задачи:
- образовательные: на основе наблюдения и сравнения формировать у детей навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже, умения различать безударные окончания существительных, когда окончание является орфограммой; способствовать формированию навыков грамотного письма; повторить ранее изученные темы; активизировать и расширять словарный запас;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение строить предложения, высказывания; развивать речь детей, мышление, воображение, память, наблюдательность;
- воспитательные: воспитывать познавательный интерес, ответственное отношение к учебному труду, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: слайды, карточки с заданиями, учебник «Русский язык».
План урока:
1. Организационный момент
2. Вводный – мотивационный этап
3. Чистописание
4. Повторение изученного материала
5. Работа над новой темой
6. Физкультминутка
7. Закрепление новой темы
8. Домашнее задание
9. Рефлексия

Ход урока
1. Организационный момент
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости, поприветствуем их.

2. Чистописание
- Работу начнем с минутки чистописания
- Какое сейчас время года? Месяц?
- Назовите первый звук в слове «ноябрь», дайте ему характеристику: (н) – согласный, твердый, звонкий, непарный.
- Назовите последний звук в слове, дайте ему характеристику: (р) – согласный, звонкий, непарный, мягкий.
- Какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (н, р)
- Повторим правописание этих букв, но сначала подготовим пальчики к работе:
Пальцы вытянулись дружно
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмет быстрее?
(Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают повторить 2-3 раза).
- Записывают образцы, данные на доске:
Нн Рр

3.Словарная работа
- Прочитайте слова. Какая орфограмма в этих словах.
Б_седа, г_зета, з_вод,
_нж_нер, н_ябрь, тр_мвай,
С_лют, адр_с.
- Спишите, вставьте пропущенные буквы
4. Повторение изученного материала.
- За окном поздняя осень. В воздухе медленно кружились первые снежинки, неся радостное сообщение, но от сильного ветра слова разлетелись. Вам нужно составить вновь предложение. (Показ слайда №1)
Укрыла, землю, пушистым, зима, белым, ковром.
Дети составили предложение. (Показ слайда №2)
Зима укрыла землю белым пушистым ковром.
Запишите предложение, разберите по составу. (Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное).
- Выделите орфограммы (Зима, ковром – безударные гласные в корне слова, пушистым – правописание – жи, - ши).
- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударная гласная стала ударной) – зимы, зимушка, зимний; коврик.

5. Работа над новой темой.
- Ребята, вы любите сказки? (Да).
- Сейчас я вам расскажу одну сказку.
«Жил-был король. У него было две дочери – принцессы. И как – то раз они решили отправиться в зоопарк, который находился около дворца. Сначала принцессы любовались слоном (Слова на слайде №3 появляются постепенно), потом зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать его обитателей».

Ребята, а кого они могли там увидеть? (Змею, ужа, удава, крокодила…)
«Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король сначала восхитился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король от страха закричал: «Это хорошо, что ты сейчас встретилась с ужом».
- Почему хорошо? (Потому что уж не ядовит).
«Будь умницей, отойди от террариума, а я угощу тебя вкусной сливой». Младшая принцесса в это время стояла за елью, потому что она очень боялась змей. Король повел принцесс домой и обещал осенью пойти с ними в цирк».

- Прочитайте на экране имена существительные. (Слайд №4)

Слоном, зеброй, медведем, смелостью, ужом, умницей, сливой, елью, осенью.

- Что вы заметили? (Они стоят в форме творительного падежа)

- Правильно, назовите тему нашего урока (Творительный падеж имен существительных).

Показ слайда № 5 «Творительный падеж имен существительных».

- Да, ребята, сегодня мы будем работать с именами существительными творительного падежа. Познакомимся с окончаниями, научимся проверять безударные окончания.

- Сколько падежей в русском языке? (Шесть падежей, каждый имеет свое название, вопрос и предлоги).

- Какой падеж нас сегодня интересует? (Творительный).

- На какие вопросы он отвечает? (Кем? Чем?), с какими предлогами он употребляются? (над, перед, за, под, с, между).

- Каким членом предложения является имя существительное в форме творительного падежа? (второстепенными – дополнение, обстоятельство).

- На какие группы можно разделить эти слова? (На существительные 1, 2, 3 – го склонения). (Слайд №6)
- Спишите эти существительные в три столбика по склонениям, выделите окончания и поставьте знак ударения (Работа выполняется с комментированием, один ученик показывает на доске образец выполнения, остальные учащиеся в тетрадях).
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Зеброй Слоном Смелостью
Сливой Медведем Елью
Умницей Ужом Осенью

Назовите окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (Дети называют окончания, после их ответов идет показ слайда №7).
1 скл. 2 скл. 3 скл.
- ой (ей) - ом (ем) - (ь) ю

- Ребята, что вы еще заметили? (Есть окончания ударные и безударные).

- Назовите их (2 склонение – ом – ударное, безударные – ой, ей – в 1 склонении, - ем – во 2 склонении, - ю- в 3 склонении).

- Правильно, падежные окончания бывают ударными и безударными.

6. Физкультминутка

- Продолжим работу по таблице учебника на странице 123, упражнение №114.

- Сравните окончания одушевленных и неодушевленных существительных 1, 2, 3-го склонения в форме творительного падежа (У одушевленных и неодушевленных существительных 1, 2, 3-го склонения – безударные окончания).

- Как вы думаете, что еще необходимо и очень важно знать? В каком месте при написании существительных вы можете допустить ошибку? (При написании окончаний имен существительных).

- Значит, безударное окончание имен существительных представляет трудность для написания?

- Да, есть затруднения.
Тогда скажите, чем являются безударные окончания имен существительных в творительном падеже? (Они – орфограммы)
Правильно! Безударные окончания имен существительных в творительном падеже являются орфограммами.

- Ребята, вспомните, как мы проверяли написание безударной гласной в корне существительного. (Изменяем слово или подбираем однокоренное с ударной гласной).

- Все согласны? Тогда, что мы можем предположить? (Безударные окончания имен существительных тоже можно проверить).

- Да, конечно, безударные окончания имен существительных тоже проверяются. А кому из вас хочется узнать, как проверяются безударные окончания имен существительных? (…)

- Проверим безударные окончания у существительных – мамой, волей, другом.
- Запишем эти существительные в 1 столбик.
- Существительные страной, землей, столом запишем во 2 столбик.
- Определите у них склонения.
- Выделите окончания, поставьте ударения.
Мамой (1 скл) Страной (1 скл)
Волей (1 скл) Землей (1 скл)
Другом (2 скл) Столом (2 скл)

- Какие окончания у этих существительных? (Ударные)
Сравните окончания у существительных:
Мамой-страной, волей-землей, другом-столом.
- Что вы заметили (Ударные и безударные окончания одинаковые)
- Чем являются существительные страной, землей, столом по отношению к существительным мамой, волей, другом? (Проверочными словами).
Да.
- Теперь попробуйте сами, сделайте вывод: как проверить безударные окончания имен существительных в творительном падеже?
1. Для этого надо определить склонение существительного.
2. Узнать его падеж.
3. Представить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.
4. Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.
(Показ слайда №8)
1.Безударные окончания имен существительных тоже можно проверить.
2.Для этого надо определить склонение существительного.
3. Узнать его падеж.
4.Подставить существительное этого склонения в этом же падеже, но с ударным окончанием.
Ударное и безударное окончания будут одинаковыми.

7. Закрепление новой темы.
- А сейчас проверим, сумеете ли вы правильно написать безударные окончания.

1.Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, укажите склонение.
Укрыл (чем?) (ковер)
Летел (над чем?) над (лес, поле, город)
Любовались (чем?) (снежинка, ель)

2.Прочитайте текст:
В цирке
Манеж осветился лучик…м прожектора. Циркач, окутанный яркой накидк…й, начал представление. Он позвал на манеж кошку с собак…й. Они ловко работали с мячик…м и скакалк…й. Циркач угостил их рыб…й и сахар…м. Под купол…м цирка выступали акробаты. Зрители с радость… хлопали артистам. Они с честь… справились со своей задач…й.

Назовите пропущенные буквы, обозначая склонение и падеж этих имен существительных.

3.Найти существительные в творительном падеже.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

8.Домашнее задание (с.125, упр. 120 – по заданию)

9.Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
1.Окончания существительных в творительном падеже бывают ударными и безударными.
2. Безударные окончания можно проверить.
3.Чтобы проверить безударное окончание имени существительного, надо определить его склонение, падеж и ударное окончание в этом падеже.
- Что на вас произвело наибольшее впечатление?
- Какие задания показались наиболее интересными?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Молодцы, ребята! Все замечательно работали.
Категория: Начальные классы | Добавил: Наталья1971
Просмотров: 3059 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА