Воскресенье, 18:51 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Урок по математике в 1 классе. Части величин. «Школа 2000» (автор учебника Л.Г. Петерсон)
[ · Скачать удаленно (1,8 МБ) ] 28.05.2013, 05:50
Тема: «Части величин». Тип урока: ОНЗ.
Основные цели:
1) формировать представление о взаимосвязи между частью и целым для изучаемых величин длины, массы, объема;
2) актуализировать представления об изучаемых величинах, тренировать умение решать задачи и вычислительный навык.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Слайд 2.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
 Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
 Как вы думаете, какое главное слово в этих словах? (Сам.)
 Когда человек сможет обладать знаниями? (Если он сам их добывает.)
 А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)
 А как эти слова связаны с нашим уроком?
 Мы будем открывать новое знание.
 Какие два шага нам необходимо выполнить (Понять, что мы еще не знаем, и самим открыть способ.)
- Вы готовы добывать знания? (Да.)
 Над какой большой темой вы работаете последние несколько уроков? (Над изучением величин.)
 Сегодня вы продолжите изучение этой темы. С чего должны начать урок? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) Актуализация понятий «величина», «длина», «масса», «объем», единицы измерения изучаемых величин.
Слайд 3.
 Рассмотрите таблицу. Как называются колонки? (Величина и единица измерения.)
 Что нужно записать в первый столбик? (Изученные нами величины.)
 Что такое величина? (Это свойство предмета, которое можно измерить.)
 Что нужно будет записать во второй столбик? (Названия единиц измерения, которыми принято измерять эти величины.)
 Как коротко назвать единицы измерения? (Это мерки.)
Учащиеся называют величину и ее единицу измерения с места. В случае выявления ошибок, проводится коррекционная работа. При этом актуализируются понятия «длина», «масса», «объем». Параллельно заполняю таблицу на доске.
2) Взаимосвязь между частью и целым.
Слайд 4.
 Рассмотрите задание. Что вы сейчас повторите? (Взаимосвязь между частью и целым.)
 Как обозначены все фигуры и, как обозначены, части? (Все фигуры обозначены «Ф», части – «Т» и «К».)
 Почему? (Потому что целое – это фигуры, а части – треугольники и квадраты.)
 Назовите признак разбиения. (По форме.)
 Вставьте в «окошки» пропущенные буквы и цифры.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточках, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места озвучивают результат выполнения, учитель делает соответствующую запись на доске. В случае выявления ошибок, проводится коррекционная работа.
 Что обозначают равенства Т + К = Ф, Ф – Т = К? (Нахождение всех фигур и квадратов.)
 Какие числовые равенства им соответствуют?
 Назовите целое и части в числовых равенствах. Что в них интересного? (Первые два равенства и последние два равенства одинаковые.)
 Как найти целое? (Чтобы найти целое, нужно части сложить.)
 Как найти часть? (Нужно из целого вычесть известную часть.)
3) Пробное действие.
 Что вы повторили? (Мы повторили изученные величины и их единицы измерения, взаимосвязь между частью и целым.)
 Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня узнать новое.)
 Какое теперь задание вас ждёт? (Задание, в котором будет что-то новое.)
 Для чего? (Чтобы мы сами поняли, что мы еще не знаем.)
 Составьте все возможные равенства с числами 4 кг, 7 кг, 3 кг. Слайд 5.
Учащиеся выполняют пробное действие.
 Итак, у кого нет результата?
 Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить равенства с данными числами.)
 У кого есть результат?
 Кто из вас может обосновать свои действия. Назовите правило, которым вы пользовались? (Мы не можем обосновать.)
 Что же нужно делать? (Нужно думать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
 Какое задание вы выполняли? (Составляли все возможные равенства с числами 4 кг, 7 кг, 3 кг.)
 Каким правилом вы пытались воспользоваться? (Правилом взаимосвязи между частью и целым.)
 В чем возникло затруднение? (Мы не рассматривали это правило на величинах.)
 Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа, с помощью которого мы бы обосновали, что это правило подходит.)
4. Построение проекта выхода из затруднения. Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ составления равенств с числами, выраженными в единицах измерения величин.)
 Что вам может помочь в открытии способа? (Изученные величины и их единицы измерения.)
 О какой величине идет речь в задании, которое вы только что выполняли? (О массе.)
 С помощью какого инструмента измеряют массу? (С помощью весов.)
 Как вы будете сейчас действовать? (Вспомним, как работать с весами, расставим числа на чаши весов, сделаем вывод.)
План на доске. Слайд 6.
5. Реализация построенного проекта.
Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомните правила работы в группах. Слайд 7.
Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше.
Итак, выполните план в группах.
Каждая группа получает необходимое оборудование: изображение весов. Учащиеся работают по группам. В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог:
 Как устроены весы? (Эти весы с двумя чашечками.)
 Как ими пользоваться? (На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.)
 Какие числа пойдут на каждую чашу, чтобы они были на одном уровне?
 Какое же равенство можно составить? (3 кг + 4 кг = 7 кг.)
 Запишите это равенство.
 Обозначьте в равенстве части и целое.
Остальные равенства оставляются аналогично. По окончанию работы групп, проводиться защита проектов. Одним из вариантов работы может быть представление результатов одной только группы, остальные группы дополняют сказанное.
Вариант защиты:
Мы представили, что данные числа являются гирями с такой же массой. Чтобы получить равенство, нужно гири разложить на весы так, чтобы чаши были на одном уровне. Поэтому на одну чашу пошли числа 4 кг и 3 кг, а на другую – 7 кг. Мы получили равенство – 3 кг + 4 кг = 7 кг, где 4 кг и 3 кг – это части, а 7 кг это целое. И т.д. Слайд 8.
 Итак, какой вывод вы можете сделать? (Правило взаимосвязи между частью и целым выполняется для величины массы.)
 А как быть с другими величинами – длиной и объемом? (Эти правила также выполняются.)
 Почему? (Для величины длины можно рассмотреть отрезок, мы знаем, что на отрезке это правило работает, а для объема правило можно обосновать на практических действиях – с помощью переливания.)
Давайте составим эталон. Слайд 9.
 Проверьте ваши выводы.
 Все ли вы сделали правильно? (Мы все «открыли верно.)
 Справились ли вы с затруднением? (Да.)
 Что вам позволяет открытый способ? (Составлять равенства с числами, выраженными в единицах измерения величин.)
 Как же вы назовёте урок? (Части величин.)
 Какой следующий шаг на нашем уроке? (Закрепить новый способ.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 2, стр. 14 учебник
 Найдите № 2 на странице 14.
 Прочитайте задание.
Проверьте ещё раз свои выводы.
№ 1, стр. 9, тетрадь
 Прочитайте задание.
 Какое равенство можно составить? (3 л + 4 л = 7л.)
 Какие еще равенства можно составить? Запишите их и объясните каждое.
 Я предлагаю поработать вам в парах. Зачем, как вы думаете? (Чтобы каждый из нас проговорил новый способ)
Учащиеся в парах выполняют задание с комментированием. После выполнения организуется проверка по образцу.
 У кого есть ошибки в выполнении задания?
 Исправьте ошибки. Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.
 У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли, как составлять равенства с именованными числами.)
7. Физкультминутка
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
 Вы поработали в парах. Какой следующий шаг вы должны сделать? (Проверить себя, как мы умеем составлять равенства с именованными числами.)
Слайд 10.
 Составьте все возможные равенства с величинами 2 см, 8 см, 6 см.
На выполнение самостоятельной работы отводиться 1-2 минуты. Проверка проводится по эталону.
 Проверьте свои работы по эталону для самопроверки. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.
 У кого есть ошибки? В чем они?
Учащиеся называют свои ошибки.
 Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще потренироваться в составлении равенств с именованными числами.)
 У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем составлять равенства с именованными числами.)
9. Включение в систему знаний и повторение.
 Где вам может пригодиться знание взаимосвязи между частями и целым? (При вычислениях.)
№ 2 стр. 9, тетрадь
 Найдите № 2 на странице 9.
 Сделайте вывод.
№ 3 стр. 9, тетрадь
 Выполните действия.
Учащиеся выполняют задание с места с комментированием.
№ 4 (а, б), стр. 9
 В конце урока я предлагаю потренироваться в решении задач.
 Прочитайте задачи.
 Оденьте и заполните схемы.
Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
 Какого вида эта задача? (Это задача на части и целое.)
 Прочитайте первый вопрос.
 Каким правилом вы должны воспользоваться, чтобы на него ответить? (Чтобы найти целое, надо части сложить.)
 Прочитайте второй вопрос.
 Каким правилом вы должны сейчас воспользоваться? (Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известные части.)
 Запишите решение задач самостоятельно.
а) 5 + 3 = 8 (ч.) – вышло из автобуса.
Ответ: 8 ч. вышло из автобуса.
б) 9 – 2 – 4 = 3 (м.) – осталось
Ответ: 3 м. осталось.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд 11.
 Какую цель вы ставили в начале урока? (Открыть способ составления равенств с числами, выраженными в единицах измерения величин.)
 Достигли ли цели? Докажите.
 Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?
 Оцените свою работу с помощью светофора.
 Над чем еще надо поработать?
 Где мы можем поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)
Домашнее задание ( по желанию): Слайд 13.
№ 5 , № 6, стр. 9 тетрадь
Категория: Начальные классы | Добавил: svetlana | Теги: величины, 1 КЛАСС, Петерсон, части величин, математика
Просмотров: 2324 | Загрузок: 275 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА