Пятница, 18:28 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Урок окружающего мира в 3 классе
[ Скачать с сервера (1.39Mb) ] 08.01.2015, 17:08

План - конспект открытого урока окружающего мира учителя начальных классов Смышляевой Т.М. по теме: «Пернатые изобретатели» в 3 «Б» классе.

Тема: Пернатые изобретатели.

Цели и тип урока: формирование научного понятия « теплокровные животные - птицы»
1. Обучающая: познакомить с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлениями к полету.
2. Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, речь, расширять кругозор.
3. Воспитательная: воспитывать любознательность, уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска иллюстрации с изображением птиц, чучело птицы, набор перьев, плакат пернатые изобретатели.

Прогнозируемый результат: учащиеся должны знать строение птиц, уметь определять по внешнему виду изображенных птиц приспособления к условиям обитания, знать два типа развития птиц, знать перелетных и оседлых птиц..

Ход урока:

I. Организационное начало. Создание позитивного настроения на урок.
II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ. Поиграем в экологическое лото: ( С одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных. Ученик, отгадавший название группы, переворачивает карточку и читает новое определение)
1) Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие)
2)Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые)
3) Животные с восемью конечностями плетут паутину. (Паукообразные)
4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)
5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные).
6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся).
-А другие группы животных есть? Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать:
а) Одежда белая, а ножки
Обуты в красные сапожки.
Из моды выйдут – вот беда,
Ему не снять их никогда. (Гусь).
б) И петь не поет,
И летать не летает.
За что же тогда
Его птицей считают? (Страус).
в) Скажи ты мне, какой чудак
И днем и ночью носит фрак? (Пингвин)
- О ком мы будем говорить на уроке? (О птицах)
- Как звучит тема урока в учебнике?
- Что значит изобретать?
- Почему пернатые?
-Попробуй дать определение: птицы - это…
- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных ты знаешь? (Насекомые, летучие мыши.)
- Из представленных животных выберите то, которое летает быстрее, выше и дальше остальных (на рисунках: бабочка, летучая мышь, птица, стрекоза).
- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол-сапсан развивает скорость до 300 км/ч. На какой вопрос мы должны ответить на уроке? ( Какие приспособления нужны птицам для полета?)

III. Поиск решения проблемы.
Каким должно быть тело птицы, чтобы она смогла взлететь? (Показать рисунки с изображением птиц: страус, пингвин, ворона, сова).
- Тело должно быть компактное, небольшое, обтекаемое без резких границ.
- Какой должен быть скелет, покров у птицы? Как вы думаете, как должны быть развиты мышцы, чтобы быстро летать?
1. Работа с учебником. Опираясь на текст учебника на с. 104-106 и наглядные пособия, в группах составьте список приспособлений, которые помогают птицам летать. Выберите главное на ваш взгляд «изобретение».
2. Работа групп (в результате которой вывешиваются списки с перечнем приспособлений, которые сравниваются и уточняются.)
• Легкий скелет. Вместо зубов - легкий клюв.
• Некоторые внутренние органы уменьшены – чем тяжелее птица, тем сложнее летать.
• Хорошо развиты полетные мышцы. Сердце и легкие совершенны. Благодаря им обмен веществ у птиц идет быстро, поэтому птицы могут поддерживать постоянную высокую температуру тела +40.
• Птицы – теплокровные животные. Для полета нужна энергия, птицы запасают ее в жировых отложениях.
• Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.
• Но главное «изобретение» птиц – перья. Шерсть, мех и перья задерживают теплый воздух около тела и не пропускают холодный воздух.

- Почему парашютист падает? (Действует притяжение Земли.)
- Как парашют замедляет его падение? (Парашют парит благодаря сопротивлению воздуха).

IV. Физкультминутка.

3) Практическая работа в группах: рассмотрите перья птиц. Какие они? Как устроены, чем похожи и чем отличаются разные виды перьев. Затем выполните задание 1 на стр. 49 в рабочей тетради.
4) Общий вывод групп: перья – легкие, прочные, упругие, теплые. Можно попытаться разъединить опахало пера, но перья снова смыкаются. Собрав несколько перьев, можно сделать веер. Если помахать перьями, то ощущается движение воздуха – перья опираются на воздух при движении.
Перья :маховое – из крыла; покровное, с груди, создает контур тела; рулевое – из хвоста; пуховое – с брюха, греет птицу, удерживая воздух вокруг тела.
5) Работа с учебником. Выполните задание на с.105 учебника. Определите, в какую «одежду» превращается оперение птицы чечетки летом, зимой, ночью. (Летом перья -защитная одежда, зимой –шуба, ночью – одеяло.)
- Почему перья играют такую важную роль в жизни птиц? (Перья позволяют опираться на воздух в полете, поддерживают высокую температуру тела даже в сильные морозы. Водные птицы смазывают свои перья жиром, поэтому вода не смачивает их, и птицы могут не только летать, но и плавать.
- Что происходит в жизни птиц весной? (Строят гнезда, откладывают яйца, насиживают их).
- Кто еще откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся).
-Дома вы выполняли задание 4 на с. 48 в рабочих тетрадях. Какой ответ выбрали? Что дает забота о потомстве? (Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и хищников).
-Рассмотрите рисунок на с.107 в учебнике. Какие из этих птиц оседлые, а какие – перелетные? (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка, стриж, мухоловка – улетают в теплые края; свиристель прилетает на зиму с севера.
- как вы думаете, с чем это может быть связано? (С наступлением холодов пищи становится все меньше и меньше).
- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест).
6) Работа в парах. Выполните в парах задание 2 и 3 на с. 49 в рабочей тетради.
- Назовите основную причину перелетов птиц. Из-за чего перелетные птицы улетают в теплые края?
Ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны…
- Как можно помочь оседлым птицам зимой?
- Рассмотрите рисунки на с. 108-109 учебника. Определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания. (У древесных птиц –острые когти, помогающие им лазить по деревьям. У наземных – длинные пальцы. У многих водных – лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных – острый загнутый клюв и когти.
- Полезные или вредные хищные птицы?
-Почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи).
V. Систематизация знаний. Самостоятельно выполните задание 5 на с. 49 тетради. Сверьте свои ответы с ответами на доске. Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на «5», 1-2 ошибки соответствуют отметки «4».
VI. Рефлексия.
-Какой вывод можем сделать?
-Прочитайте вывод учебника на с.107, найдите предложение, в котором заключена главная мысль.
-Какие приспособления птиц человек использует в своем хозяйстве?
VII. Домашнее задание: в тетради на с.49 на выбор 2 задания .

Категория: Начальные классы | Добавил: smishlyaeva1970 | Теги: 3 класс, урок, начальная школа, окружающий мир
Просмотров: 1128 | Загрузок: 41 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА