Четверг, 10:14 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Урок окружающего мира "Торф и уголь"
[ Скачать с сервера (116.0Kb) ] 04.12.2013, 15:40
Светлана Викторовна Диер
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск
Пермский край

Урок окружающего мира

Тема: «Торф и уголь»

Цель: изучить свойства торфа и угля, условия добычи, способы использования.

Задачи: 1) закрепить знания о свойствах изученных полезных ископаемых;
2) актуализировать знания учащихся о торфе и угле;
3) развивать информационные компетенции учащихся: умение работать с текстом, добывать информацию из разных источников;
4) развивать умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: гербарные экземпляры мха сфагнума, кусочки торфа, учебная коллекция торфа и угля и продуктов их переработки, рабочие листы.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, целевая установка.
3. Актуализация опорных знаний.
4. Физкультминутка.
5. Знакомство с новым материалом. Работа с текстом, построение схем, анализ.
6. Закрепление материала. Применение новых знаний.
7. Домашнее задание.

Ход урока
I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы будем повторять свойства изученных полезных ископаемых и познакомимся с новыми.
Прочитайте план урока:
1. Кроссворд-разминка.
2. Проверка домашнего задания с ситуацией выбора.
3. Знакомство с новыми полезными ископаемыми.
4. Применение полученных знаний.
5. Итог. Игра «Третий лишний» по изученному материалу.
6. Домашнее задание.

III Актуализация знаний
- Итак, начинаем разминку. Я читаю загадку о каком-либо известном вам полезном ископаемом, а вы записываете ответы в кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Этот мастер – белый-белый,
В школе не лежит без дела.
4. Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройках, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
5. На кухне у мамы помощник отличный –
Он синим цветком расцветает от спички.
6. Бурая, тягучая,
Жидкость горючая.
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобиться сразу.
2. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам же – удобрение.
Ответы:
По горизонтали: 1.Гранит. 3. Мел. 4.Песок 5.Газ. 6.Нефть.
По вертикали: 1.Глина. 2.Известняк.

- Молодцы! О свойствах каких полезных ископаемых вы читали дома? Предлагаю несколько вариантов ответа:
1. Записать свойства полезных ископаемых в таблицу.
2. Ответить на «каверзный» вопрос.
Дети выбирают вариант ответов.
• Таблица для письменного ответа:
Нефть Газ

• Карточки с «каверзными» вопросами:

Песок состоит их тех же крупинок, что и гранит. Как это объяснить?

Нефть можно перевозить на дальние расстояния железнодорожным транспортом. Почему главное значение приобрела перекачка нефти по нефтепроводам?

Встречаются куски гранита одинаковой расцветки и одинакового строения, но у одних кусков поверхность блестящая, а у других тусклая. Почему?

Почему на бензоколонках запрещено зажигать огонь?

О каких свойствах газа всегда надо помнить на кухне?

Как нефть связана с нафталином – средством от моли?

Через определенное время дети сдают заполненные листочки со свойствами нефти и газа, а та, кто готовил устные ответы, по очереди дают свои версии. Идет обсуждение вопросов.

IV. Физкультминутка
V. Знакомство с новым материалом
- А знаете ли вы, что еще используют люди в качестве топлива?
Дети перечисляют.
- Правильно, это торф и уголь. Изучать полезные ископаемые будем по ранее составленному плану. А пока отгадайте мои загадки. Определите, где говорится о торфе и где – об угле.
• Одно из них в «младенческом» состоянии лежит у вас на партах (гербарные экземпляры сфагнума). Его много растет на болотах.
• Много лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но сильным ветром меня вырвало из земли и выбросило в болото. Там я превратился в твердое черное вещество. Однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. И я от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства.
Дети. Мох – это торф, а дерево – будущий уголь.
- Изучим их свойства.
1) Рассмотрите кусочки торфа. Какого цвета торф?
Из чего он состоит? (из остатков растений)
Какие свойства торфа можете назвать? (рыхлый, непрочный, легче воды, хорошо впитывает влагу, сухой торф хорошо горит)
Дети заполняют таблицу. Если перечисление свойств торфа вызывает затруднение, можно обратиться к тексту учебника.
- А вот как образуется торф, и как свойства торфа использует человек, вы узнаете из текста учебника. По мере чтения статьи делайте обозначения значками. Напомню:
«V» - это я знал
«?» - об этом я подумаю
«+» - это для меня новое
«!» - очень важно, следует запомнить

- Итак, что нового вы узнали для себя из текста? (Ответы детей.)
- Что из содержания текста было вам уже известно? (Ответы детей.)
- Опираясь на полученные знания, вставьте пропущенные слова в текст.

Торф образуется в ……. из отмерших остатков ……… Торф используется как …….. в жилых домах. На фермах торф служит ………. для животных.
Торф – хорошее ………. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые ………

- В России сосредоточены весьма значительные запасы торфа. Около 30% этих запасов находятся в Западной Сибири. Залежи торфа есть и в Краснокамске.
2) – Прочитайте текст «Уголь», делая пометы карандашом.
- Расскажите, как образуется уголь?
- Какие свойства угля были вам известны до чтения текста?
- О каких свойствах вы узнали из текста?
Ученики заполняют таблицу.

- Прочитайте следующий текст, работая в парах, составьте схему добычи угля.

Запасы ископаемого угля огромны. Добывается уголь двумя способами: подземным и открытым. Открытый способ дешевле, но при этом можно добраться лишь до неглубоко расположенных пластов. К тому же он оставляет «зияющие раны» на поверхности земли – угольные карьеры. Подземный способ позволяет добраться до глубоко расположенных месторождений угля с помощью разработки шахт. Он намного дороже и более трудоемкий. Ежегодно добывается около 500 млн. тонн угля.

Один ученик объясняет выполнение работы, остальные исправляют и дополняют.
Добыча угля

подземный открытый

шахты карьеры

- Покажите месторождения угля на карте Пермского края.

VI. Закрепление материала.

1. Подчеркни из списка полезных ископаемых горючие, служащие в качестве топлива.

Торф, железная руда, гранит, каменный уголь, нефть, алмаз, природный газ.

2. Из перечисленных признаков выбери лишь общие для торфа и угля:
А) темного цвета, блестит на солнце, тонет в воде;
Б) хорошо впитывает влагу;
В) хорошо горит, используется для отопления помещений.

3. Игра «Третий лишний»

VII. Домашнее задание
Опираясь на таблицу и схему, составьте рассказ об одной из горных пород.

Рабочий лист
Урок «Торф и уголь»

1. Кроссворд - разминка

2. Заполните таблицу.

Название полезного ископаемого Свойства Способы использования

3. Вставь пропущенные слова в текст.

Торф образуется в ………….. из отмерших остатков ……………… Торф используется как …………….. в жилых домах. На фермах торф служит ………………….. для животных.
Торф – хорошее …………….. А на промышленных предприятиях из него получают некоторые ………………….

4. Прочитай следующий текст, работая в парах, составь схему добычи угля.

Запасы ископаемого угля огромны. Добывается уголь двумя способами: подземным и открытым. Открытый способ дешевле, но при этом можно добраться лишь до неглубоко расположенных пластов. К тому же он оставляет «зияющие раны» на поверхности земли – угольные карьеры. Подземный способ позволяет добраться до глубоко расположенных месторождений угля с помощью разработки шахт. Он намного дороже и более трудоемкий. Ежегодно добывается около 500 млн. тонн угля.

Добыча угля

5. Подчеркни из списка полезных ископаемых горючие, служащие в качестве топлива.

Торф, железная руда, гранит, каменный уголь, нефть, алмаз, природный газ.

6. Из перечисленных признаков выбери лишь общие для торфа и угля:
А) темного цвета, блестит на солнце, тонет в воде;
Б) хорошо впитывает влагу;
В) хорошо горит, используется для отопления помещений.

7. Игра «Третий лишний»
Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 2176 | Загрузок: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА