Четверг, 12:32 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Урок окружающего мира "Почва"
[ Скачать с сервера (105.5Kb) ] 04.12.2013, 15:27
Светлана Викторовна Диер
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск Пермский край

Тема: «Почва»

Цель: сформировать знания о видах почв, круговороте веществ в природе.

Задачи:
1) актуализировать знания о почве, как верхнем плодородном слое земли;
2) научить распознавать виды почв;
3) дать представление о круговороте веществ в природе;
4) развивать мышление, наблюдательность, любознательность детей.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
4. Знакомство с новым материалом.
5. Закрепление пройденного.
6. Домашнее задание.
Оборудование: коллекция почв, таблица «Круговорот веществ в природе», рабочие листы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

А) Напиши, как называются эти способы добычи полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добываются с помощью каждого из них?
Что вы о них можете рассказать?

III. Актуализация знаний

Сказала лопата:
- Земля, чтобы рыть.
Ботинки сказали:
- Земля, чтоб ходить.
А люди сказали:
- Земля, чтобы жить.

- Как вы понимаете слово земля?
- Почему так сказали люди о земле?
- Что сказали бы о земле растения и животные?
- Какие условия нужны, чтобы росли растения, жили животные и могли поселиться на земле люди?
- Всякая ли суша становится местом обитания растений, животных и человека?
Дети: «Одним из главных условий является наличие в этих местах почвы.
- Везде ли на Земле есть почвенный слой?
- Сможете ли вы назвать признак того, что в данном месте есть слой почвы?
Там растут растения.
- Что вы уже знаете о почве?
(плодородие, перегной, вода, минеральные соли)
III. Знакомство с новым материалом
1. - Прочитайте текст о роли минеральных солей для растений.
На основе прочитанного составьте схему.

Проверка: перегной минеральные соли растения

- Кто питается растениями?
- Что происходит с растениями и животными, когда они умирают?
(Их останки попадают в почву.)
- Правильно, в почве под действием микробов они превращаются в перегной.
И все идет по кругу. Вот так вещества и «путешествуют» в природе.

- Достройте схему.

Проверка:
перегной минеральные соли растения

мертвые останки животные
растений и животных

- Что произойдет, если почвы вдруг не станет?
- Замечательный русский ученый В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.

2. – А сейчас познакомимся с видами почвы. Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте. Что вы заметили?
- Правильно, почва, находящаяся в пакетиках, разного цвета. А как вы считаете, одинаково ли эти почвы называются?
- Прочитайте в учебнике статью о видах почв и достройте схему на рабочих листах.

черноземные
подзолистые

- Где распространены эти виды почв?
- Какой вид почвы в нашем районе?

IV. Закрепление нового знания.
1. Соедини стрелками звенья круговорота веществ.

2. Определи, что полезно для почвы, а что – вредно. Поставь знаки «+» и «-»

Чтобы сохранить плодородие почвы, удержать в ней влагу, люди:
сажают растения
используют ядохимикаты для борьбы с насекомыми-вредителями
сжигают опавшие листья
рыхлят почву
поливают растения по мере надобности
поливают растения до тех пор, пока вода не начнет размывать почву
задерживают снег на полях
уничтожают дождевых червей
закапывают в почву мусор
вносят в почву перегной

3. Для почвы характерно плодородие. Почему таким свойством не обладает измельченная горная порода (песок, глина и другие составляющие)?

4. После дождя одни почвы высыхают быстро, на других вода держится долго. Почему?

5. Что надо сделать, чтобы защитить почву от
ветра:________________________________________________________
размыва:_____________________________________________________
истощения:____________________________________________________

Задания выполняются на рабочих листах с дальнейшей проверкой.

- Закончить урок мне бы хотелось стихотворением:
Земля прекрасна красотой лугов,
Цветов дыханьем и лесов прохладой.
И золотым полям без берегов,
И шуму сада наше сердце радо.
А что вскормило эту красоту,
Дало цвести планете нашей светлой?
Что помогает в стужу и пургу
Дожить растеньям до цветного лета?
Что жизнь дает, питание и кров?
Что колыбелью стало для растений?
О почва! Гимн я петь тебе готов
За все труды, за ласку и терпенье!

V. Домашнее задание
Что делается в нашем крае для охраны почв?

Рабочий лист
Урок «Почва»

1. А) Напиши, как называются эти способы добычи полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые добываются с помощью каждого из них?
Что вы о них можете рассказать?

2. Прочитайте текст о роли минеральных солей для растений.
На основе прочитанного составьте схему.

Перегной

3. - Прочитайте в учебнике статью о видах почв и достройте схему на рабочих листах.

черноземные
подзолистые

4. Соедини стрелками звенья круговорота веществ.

2. Определи, что полезно для почвы, а что – вредно. Поставь знаки «+» и «-»

Чтобы сохранить плодородие почвы, удержать в ней влагу, люди:
сажают растения
используют ядохимикаты для борьбы с насекомыми-вредителями
сжигают опавшие листья
рыхлят почву
поливают растения по мере надобности
поливают растения до тех пор, пока вода не начнет размывать почву
задерживают снег на полях
уничтожают дождевых червей
закапывают в почву мусор
вносят в почву перегной

3. Для почвы характерно плодородие. Почему таким свойством не обладает измельченная горная порода (песок, глина и другие составляющие)?

4. После дождя одни почвы высыхают быстро, на других вода держится долго. Почему?

5. Что надо сделать, чтобы защитить почву от
ветра:________________________________________________________
размыва:_____________________________________________________
истощения:____________________________________________________

Тема: Диагностика общеучебных умений и навыков по теме «Почва».

Цель: определение результатов изучения темы «Почва», оценить возможность самостоятельного оперирования полученными знаниями в нестандартной ситуации.

Оборудование: индивидуальные листы с тестом.

Ход работы

Учащимся предлагается научно-познавательный текст и задания к этому тексту:
• ответить на вопросы к тексту;
• задать свои вопросы к тексту;
• составить план текста;
• представить информацию в виде таблицы;
• представить информацию в виде схемы;
• выполнить логическое задание.

Почва.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Это почва – поверхностный плодородный слой земли.
Главная часть почвы – перегной или гумус. Он образуется в результате разрушения остатков растений и животных. Перегной склеивает песок и глину в комочки, между которыми легко проходят воздух и вода. Кроме того, в почве живёт множество разрушителей: микробов, дождевых червей, насекомых. Они перерабатывают перегной в минеральные (неорганические) вещества, необходимые растениям. Итак, в состав почвы входят: песок, глина, перегной, воздух, вода, минеральные соли, живые существа (микробы, черви, насекомые).
Главное свойство почвы – плодородие. Почва плодородна, так как в ней содержится всё то, что необходимо растениям для жизни. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворённые в ней минеральные соли. Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить. Чем богаче почва перегноем и минеральными солями, тем она плодороднее. На плодородной почве лучше растут любые растения.
В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. В степях самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмные. Перегной придаёт им очень тёмный или даже совсем чёрный цвет. В тайге и смешанных лесах подзолистые почвы. В них меньше перегноя, поэтому они сероватого цвета. Существуют и другие типы почв: арктические, тундровые, серые лесные, луговые, болотные.
Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой “плёнки” не было бы на суше ни растений, ни животных, ни человека. Почему? Потому что почва участвует в круговороте веществ. Из главной части почвы – перегноя под действием разрушителей образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются минеральные соли. Вот так вещества и “путешествуют” в природе как бы по кругу: из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский учёный Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы – нет.
Почва возникает в результате разрушения горных пород под воздействием ветра, воды, тепла, холода и деятельности живых организмов. Но происходит это очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250 – 300 лет!
Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы. Почву надо беречь от вымывания и выветривания. Чтобы защитить почву на полях, необходимо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах (поперёк склона, а не вдоль), зимой проводить снегозадержание.

Работа по окружающему миру по теме “Почва”

I. Ответь на вопросы к тексту.
Что такое почва?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назови основное свойство почвы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как защитить почву на полях?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

От чего зависит плодородие почвы?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему Докучаев сказал, что почва дороже золота?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Задай свои вопросы к тексту.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Составь план текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Заполни таблицу и сделай вывод.

Состав почвы Неживая природа Живая природа
Разрушители: микробы, дождевые черви, насекомые +
Перегной +

К живой или к неживой природе относится почва? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Доделай схему.

Что растения получают из почвы
Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 1602 | Загрузок: 165 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА