Вторник, 01:45 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Урок- аукцион по теме «Великие русские писатели» (обобщающий урок)
[ Скачать с сервера (25.7Kb) ] 03.02.2013, 15:08
Тема: «Великие русские писатели».
Цели:
- Обобщить знания детей по разделу: «Великие русские писатели»;
- Развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность;
-Прививать любовь и интерес к чтению и книгам.
Оборудование:
портреты: М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, названия произведений на карточках, карточки с текстом стихотворения, которое надо восстановить, выставка книг, карточки с отрывками из произведений Л.Н.Толстого, картинки из сказок Пушкина А.С., презентация по теме «Великие русские писатели», жетоны.
Ход урока.
1. Организационное начало урока
Снова зазвенел звонок
Начинается урок.
Вы друг другу улыбнитесь;
И гостям вы улыбнитесь.
Да и мне вы улыбнитесь.
-Вот видите, от ваших улыбок уютнее и светлее стало в классе.
Я желаю вам всем сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!
2. Актуализация знаний.
-Сегодня у нас урок - аукцион. Это слово латинского происхождения.
-Кто из вас знает, что такое «аукцион»? (Дети высказывают своё мнение)
- Уточним этот термин по толковому словарю русского языка С.И.Ожегова (находят в словаре значение слова «аукцион») Аукцион - публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
- Для «продажи» будут выставлены несколько «предметов» по теме: «Великие русские писатели». Любую из этих «вещей» из области литературных знаний команда - участница сможет «купить», заплатив за неё знаниями по теме.
На «продажу» сегодня выставлены поистине бесценные «вещи». Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в командах «Любознательные», «Книголюбы», «Всезнайки».
Наши правила: Внимательно слушай других, чтобы не повторяться.
Отвечай четко, быстро.
Говори по существу.
Читай выразительно.
-Прежде чем прозвучит первый гонг (удар молоточком), каждая команда вносит залог, чтобы доказать свою «состоятельность на торгах»- способность участвовать в аукционе,
3. Предварительный залог — задание.
-Наш аукцион мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем говорить, чьё творчество вспоминать, узнаем, ответив на вопросы: (вывешиваются портреты)
* Русский поэт. Учился в Московском университете. Переехал в Санкт — Петербург где, поступил в офицерскую школу. (М.Ю.Лермонтов)
* У этого поэта была любимая няня, о которой все знают. (А.С.Пушкин)
* Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни. (И.А.Крылов)
* Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука»
(Л. Н.Толстой)
- Назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок - аукцион.
(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван
Андреевич Крылов. Лев Николаевич Толстой)
-Команды доказали свою состоятельность для участия в аукционе.
Они получают по одному командному жетону.
4. Открытие «Аукциона знаний»
-Аукцион знаний открыт.

1 лот.
- На «продажу» выставляется первый лот «Творчество великих русских писателей».
Задание: Соединить название произведения с его автором. ( На листочках написаны названия произведений. Дети их читают и называют автора )
(если ученики сделали правильно, получают жетон)
-Лот продан. «Звучит удар гонга».
2 лот.
-На «продажу» выставляется второй лот «Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова».
- Ответьте на вопросы:
* Как звали в детстве Михаила Юрьевича? (Мишель)
* Кто воспитывал Михаила Лермонтова? (бабушка)
* О смерти какого поэта написал стихи М. Лермонтов? (Пушкина)
- Кто хочет прочитать полюбившиеся стихи Михаила Юрьевича Лермонтова? (Слушаем учащихся)
- А сейчас попробуем сами сочинить стихотворения, переделав данный текст, (восстановить стихотворение)

А с рассветом на село;
На поля, на пустынный сад;
Ночью бушевала буря;
Понесло первым снегом. Образец: Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

-Найди лишнее. Докажи.
«Горные вершины...», «Уж небо осенью дышало...», «На севере диком,,.»
(Лишнее «Уж небо осенью дышало...», написал Пушкин. Остальные Лермонтов)
(Подводятся итоги по количеству баллов. _
-Лот продан. (Звучит гонг)
3 лот
-На продажу «выставлен» следующий лот «Творчество Льва Николаевича Толстого» (на фоне плавной музыки рассказ о писателе)
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу, было запрещено. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чистая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд - вот и всё, что можно увидеть, если заглянуть в широкие ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу. Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко - редко какой грамотей находился в деревне. И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Граф вышел на крыльцо - плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка оробели, когда он окинул их острым взглядом из - под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил - и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. Меня зовут ..., так и зовите.
-Как звали учителя? (Лев Николаевич Толстой)
- Как называются произведения, отрывки из которых прочитаете? (найти книгу)

«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море». («Акула»)
«Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех». («Прыжок»)
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье». («Лев и собачка»)
«Мы даже устроили игру в муравейные братья, которая состоялась в том, что садились под стулья, загораживая их ящиками, завешивали платками и сидели там, в темноте, прижимаясь друг к другу». («Детство Л.Н.Толстого»)
- Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками?
Игра «Метелица» «Вдоль по улице метелица метёт…»
Игра «Метелица».

(Дети, мальчики и девочки, встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют:)

Вдоль по улице метелица метёт,
Скоро все она дорожки заметёт.
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметёт.

(Потом дети делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, как будто что-то пристёгивают.)

Запряжём мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.

(Дети вприпрыжку бегают всё скорее и скорее.)

Рысью друг за другом поспешим
И скорёхонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорёхонько до леса докатим.

(Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес.)

Топорами мы ударим дружно в раз,
Только щепочки по лесу полетят.

(Руками дети показывают, что происходит рубка леса, валятся деревья, обрубаются сучья. В конце концов все устали от работы.)

А из леса мы тихонечко пойдём
И в ладоши так пришлёпывать начнём.
А ногами-то притоптывать все в раз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

Подведение итогов
-Лот продан. (Звучит удар гонга)
4 лот.
-На «продажу» выставляется следующий лот «Творчество Ивана Андреевича Крылова»
- К какому литературному жанру относятся произведения И.А.Крылова?
-В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а... (иносказательно).
...Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами!
Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари!
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

-Найдите и прочитайте мораль в басне.
«Уж сколько раз твердили миру.н
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
«К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей.
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит. («Мартышка и Очки»)
«Чем кумушек считать трудиться.
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и Обезьяна»)
-Кто хочет прочитать полюбившиеся басни Крылова И.А.?
(Дети выразительно читают басни Крылова)
Подведение итогов.
-Лот продан. (Звучит гонг)
5 лот.
-На «продажу» выставляется следующий лот «Творчество Александра Сергеевича Пушкина»
Викторина по творчеству А.С.Пушкина
 Где родился Пушкин? (в Москве)
 Когда он родился? (6 июня 1799)
 Назови язык, которым первым овладел А.С.Пушкин? (французский)
 Кто сказал (ну без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»
Ну что ж, отправляемся, смело вперёд,
Нас пушкинских сказок ждёт хоровод.
-Узнай сказку по картинке.
 Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
 Зайчонок («Сказка о попе и его работнике Балде»)
 Изба («Сказка о рыбаке и рыбке»)
 Петушок («Сказка о золотом петушке»)
 Бочка («Сказка о царе Салтане»). Найдите и прочитайте отрывок, связанный с этим предметом.
- Какие отрывки из произведений А.С.Пушкина хотите прочитать.
Подведение итогов
-Лот продан. (Звучит удар гонга)
5. Подведение итогов аукциона знаний.
- Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время нашего урока.
- С каким впечатлением уходим с урока?
Я благодарю всех участников аукциона за отличные знания, за чёткую и
быструю работу.
- Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Чтобы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
- И в завершение я хочу прочитать такие слова.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
На досуге я рекомендую почитать книги великих русских писателей.
Категория: Начальные классы | Добавил: Alkseevna
Просмотров: 2300 | Загрузок: 190 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА