Вторник, 10:29 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Технология развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе.
27.12.2014, 09:07

Технология развития критического мышления

как средство формирования универсальных учебных действий

в начальной школе.

                                                                          МБОУ ООШ № 3 г. Мыски

                                                                          Учитель начальных классов

                                                                                 Гладкова Валентина Петровна

Знание только тогда

становится знанием,

когда оно приобретено

усилиями своей мысли,

а не памятью.

  Л. Н. Толстой

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы нового поколения изменились цели и задачи образования, а также и деятельность учителя. Успешное обучение в начальной  школе невозможно без формирования у младших школьников универсальных учебных действий. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться, творчески и самостоятельно. Важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

Я задалась вопросом: Как сделать учебный процесс качественно иным? Для своей работы я выбрала технологию развития критического мышления, так как она богата различными приемами и формами работы, которые совершенствуют мыслительные способности учащихся и позволяют мыслить более продуктивно. Ведь критически мыслящий человек сам задает себе вопросы и пытается найти ответы на них: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?(слайд 2)

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). Авторы технологии считают так: «…Думать  критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов». В России технология  появилась в 1997 году. «Критическое мышление - это умение отличить возможное от невозможного, выделять в тексте, факте основное, использовать аргументы при доказательстве или опровержении своих и чужих суждений и предположений, «узнавать» несообразности и «нелепости» в рассуждениях. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения.

Я считаю, что особенность  данной педагогической технологии заключается в том, что ученик в процессе обучения сам конструирует учебный процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, определяет конечный результат. В её основе лежит принцип:  «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя».(слайд 3)

Передо мной открылся большой выбор приемов данной технологии, способствующих активизации учебного процесса. Используя методы и приемы  данной технологии, я  добиваюсь таких образовательных результатов, как умение работать с информацией, умение выражать свои мысли ясно, исключать лишнее, выделять главное; логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, систематизировать и классифицировать материал; формулировать проблемные вопросы.(слайд4,5)

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий). Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.  (слайд 6)

1Фаза- « Вызов». Происходит ликвидация чистого листа. Ребёнок ставит перед собой вопросы «Что я знаю?» по данной проблеме, «Что хочу узнать?». Формируется представление, чего он не знает. На данной стадии урока формируются следующие УУД: умение планировать свою работу; умение систематизировать и анализировать информацию; формулируют свои мысли;  публично демонстрируют свои знания.(слайд.7)

2 фаза: «Осмысление» — содержательная, в ходе, которой  происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника). Стадия осмысления помогает воспринимать изучаемый материал и переходить от знания «старого» к «новому». На данной стадии урока формируются следующие УУД:  умение формулировать свои мысли; формулировать несложные выводы на основе прочитанного текста; умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию; умение осознанного, «вдумчивого» чтения; умение систематизировать и анализировать информацию; оценивать результаты совместной деятельности; решать задачи на основе изученного материала. (слайд 8)

3  Фаза : «Рефлексия» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах. На стадии рефлексии (размышления) идут не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. На данной стадии урока формируются следующие УУД:  объяснять партнеру свою точку зрения; систематизировать и анализировать информацию; интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного; сверять свои ответы с целью проверки правильности выполнения задания и коррекции; оценивать результаты совместной деятельности. (слайд 9)

Я хочу поделиться своим педагогическим опытом использования некоторых приемов и методов развития критического мышления на разных этапах урока. (слайд 10)

«Кластер». Часто на уроках применяю данный прием. Я задаю тему, ключевое понятие, ученики записывают слова связанные с данной темой. Ученики принимают активное участие в составлении кластера, появляется много идей. Применяю «Кластер» на уроках окружающего мира и русского языка. Я использую данный прием как стратегию всего урока. (слайд 11)         «Верные-не верные суждения». На стадии  «вызова» я предлагаю ученикам утверждения по данной теме. Прошу ребят установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. На стадии «Осмысление», после знакомства с основной информацией, мы возвращаемся к данным утверждениям и оцениваем их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Данный прием использую при работе с текстом.

Урок окружающего мира «Свойства воды».3 класс.

Утверждения или вопросы учителя

+ или -

Обоснование

Вода может быть в твердом состоянии;

Вода может быть в газообразном состоянии;

Вода может расширяться;

Вода при охлаждении расширяется;

Вода может из жидкого состояния перейти в газообразное;

+

+

 

-

 

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

 

-

 

+

1.При замерзании вода превращается в лед - переходит в твердое состояние.

2.В газообразном состоянии вода  – это пар.

3. Вода расширяется при нагревании и замерзании.

4.При охлаждении вода сжимается.

5. При закипании вода превращается в пар.

       

Особенно ребятам нравится составлять «Синквейн», данный прием использую на всех уроках. Часто составление «Синквейна»  задаю как домашнее задание по литературному чтению. (слайд 12)

Литературное  чтение. 2 класс. Хокку .

На голой ветке                                                                   Осень

Ворон сидит одиноко,                                               Тихая, холодная

Осенний вечер.                                               Замерла, завораживает, грустит

(Басе)                                                                       Природа замерла в тишине

                                                                                     Одиночество

Таблица «ЗХУ». Использую как стратегия урока. На стадии вызова дети вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать. После работы с текстом записывают то, что нового узнали.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

Этот рассказ написал Н. Носов.

Рассказ о двух друзьях.

Рассказ о том, как Коля и Мишка будут варить кашу…

Почему им пришлось варить кашу?

Получиться ли у них сварить кашу?

С какими трудностями они столкнутся?...

Мальчикам очень туго пришлось без мамы

У мальчиков разные характеры

Мишка самоуверенный, оптимист.

Коля- рассудительный…

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». Ребятам особенно нравится данный прием, так как они могут поучаствовать в роли учителя. Ученики учатся правильно формулировать вопросы. (слайд 13)

«Дерево предсказаний». Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Ствол дерева - это тема. Ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно». Количество «ветвей» не ограничено, «листья» - обоснования этих предположений, аргументы в пользу того или иного предположения. Я использую данный прием на уроках литературного чтения на стадии осмысления. (слайд 14)

«Кто? Что? Где? Когда?» Я часто использую данный прием при работе с текстовой информацией. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией. Читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением. ( слайд 15)

«Инсерт». Использую данный прием при работе с текстом на стадии осмысления. Ученики самостоятельно читают текст и заполняют таблицу.(слайд 16)

На уроках закрепления новой темы мне нравится использовать метод групповой работы «Зигзаг». Класс разбивается на группы. Каждая группа  получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). Вопросы обсуждаются. Далее происходит перегруппировка. Создается группа экспертов, происходит обсуждение тем. Ребята делятся своими знаниями. После чего ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе экспертов. Дети готовят презентацию своей темы. Этот метод хорош тем, что все ученики принимают участие в уроке. (слайд 17)

Особенно ученикам нравится метод групповой работы «Шесть думательных шляп". Ученики делятся на 6 групп. Я предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Я использовала данный метод на уроке окружающего мира при изучении темы: «Животные». Ученикам были предложены следующие вопросы для обсуждения: Белая шляпа: Расскажи о животных только фактами, цифрами. Жёлтая шляпа: Подумайте! Почему люди не смогли бы жить на  Земле без животных? Чёрная шляпа: Расскажите о проблеме исчезновения некоторых видов животных.  Красная  шляпа: Расскажите о своем отношении к животным. Зелёная шляпа: Что бы вы сделали для того, чтобы на нашей Земле становилось больше животных? Синяя шляпа: Обобщите предложенные высказывания. Каждая группа готовится по заданной теме.

Хочу поделиться с вами еще одним методом групповой работы: «Мозговой штурм». Данный метод я часто использую во внеклассной работе. Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения, для раскрепощения сознания детей. Этапы данного метода:

1. Постановка задачи.2. Выдвижение идей.3. Обсуждение идей.4. Принятие решения. Класс делится на 2 группы. Одна группа: "Генераторы идей", другая группа: "Проницательные аналитики" или "Эксперты". Задается тема, например:  Как обезопасить себя в гололед? Первая группа выдвигает идеи: купить обувь  на шипах; не выходить из дома; руки всегда должны быть свободны, ходить аккуратно; посыпать дорогу, ходить с лыжными палками и. т. д. Группа аналитиков анализирует  каждую идею: обувь с шипами спасет в гололед, снижает риск падения; люди не могут сидеть дома в гололед, необходимо ходить в школу, на работу и. т. д. После обсуждения всех идей выбираются лучшие. Ребятам нравится данный прием, они часто выдвигают самые необычные идеи.

Этот список можно было бы продолжить. Как вы видите, каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Хочу отметить, что используя данную технологию на своих уроках, я повысила уровень универсальных учебных действий у своих учеников.

Регулятивные УУД: оптимальный уровень увеличился на 6%, допустимый уровень увеличился на 4%; не допустимый снизился на 10%.

Познавательные УУД: сформировано (увеличилось на 8%),частично сформировано (увеличилось на1%);не сформировано (снизилось на 9%)

Коммуникативные УУД: оптимальный уровень увеличился на12%, допустимый уровень увеличился на 2%; не допустимый снизился на 10%.

Личностные УУД: оптимальный уровень увеличился на 15%, допустимый уровень снизился на 9%; не допустимый снизился на 20%.

Учение интересно тогда, когда оно приносит осязаемую радость от познания нового, от ощущения собственной причастности к открываемому в книге миру знаний. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Надеюсь, что мои ученики не скажет, что учиться было не понятно, не нужно или не интересно.

Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 724 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА