Вторник, 03:45 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Статья на тему: "Индивидуализация и дифференциация процесса развития орфографической зоркости учащихся начальных классов" .
[ Скачать с сервера (45.7Kb) ] 04.02.2014, 22:53
Статья на тему:

Индивидуализация и дифференциация процесса развития орфографической зоркости учащихся начальных классов .

Выполнила:
Гурова Светлана Анатольевна
МБОУ СОШ №1 г. Новочеркасск
Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. М. Р. Львов определяет орфографическую зоркость как "умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также быстро определять их типы". [3, с.38]
Последние исследования психологов показывают, что около 19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, - это случай так называемой "неразвитости орфографической зоркости". Возможные причины таковы:
- низкий уровень развития произвольности;
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- низкий уровень объёма распределения внимания;
- низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
- слабое развитие фонематического слуха;
- низкий уровень развития наглядно-действенного мышления.
Для этой операции нужны значительный объём памяти, её готовность, развитие фонематического слуха, внимание, четкое знание грамматических и орфографических правил. Узнавание орфограммы, соотнесение её с правилом должны протекать с большей скоростью, чтобы не задерживать письма, не отвлекать школьника от содержания того, что он пишет. Зоркость формируется на протяжении многих лет. Обследование уровня зоркости детей даёт неутешительные результаты: она колеблется от 20% до 60% (учитывались только изученные типы орфограмм) и лишь у отдельных учащихся достигает 90%. Поэтому слабость орфографической зоркости принято считать важнейшей причиной ошибок школьников в письменных работах. [3]
Эффективность работы современного педагога определяется тем, в какой мере он знает индивидуальные особенности личности младшего школьника. Именно индивидуальная работа с учениками становится важным условием развития орфографической зоркости учащихся начальных классов.
При работе над формированием орфографической зоркости учителю необходимо использовать и дифференцированный подход, который является основным путём осуществления индивидуализации обучения.
При этом дифференцацию обучения можно осуществлять, пользуясь разными критериями. Я использую при подборе дифференцированных заданий такой критерий, как уровень развития орфографической зоркости. Для выявления уровня развития орфографической зоркости использую тест «Уровень развития орфографической зоркости».Анализируя каждый тест, прихожу к выводу,что в моем классе можно разделить учащихся по уровню развития орфографической зоркости на три группы.
Тест
1. Из ряда слов найди те, в которых безударные гласные требуют проверки. Подчеркни их.
Вода, дом, земля, кусты, сугробы, дети, трава.
2. Слова, которые являются проверочными для данной группы, подчеркни . Вставь пропущенные буквы.
л…сной л…с
л…сок
л…совик в…да в…дяной
в…дица
в…ды

3. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах.
Л е/и док, тр о/а пинка, х а/о дить, в е/и сна, гр а/о чи, п я/и/е так, л и/е сица, св е/и тить, скв о/а рцы.
4. Из ряда слов найди те, в которых парные согласные требуют проверки, подчеркни их.
Дубы, гриб, молот, клен, лед, суп, дождик, тетрадь, арбузы, дождь.
5. Вставь пропущенные буквы. найди лишнее слово среди данных. подчеркни его.
В…сной, т…пло, г…ра, дв…ры, ч…чело, р…ка
6. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах.
Сосе т/д, гри б/п ки, клю ф/в, бере г/к, моро з/с, сугро п/б.
7. Выбери из скобок и вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
ст…лы (о, а)_____________ з…мля (е, и)_____________
д…жди (о, а)_____________ пл…та (и, е)______________
м…чи (е, и, я)____________ ст…на (е, и)______________
8. Соедини стрелками буквы со словами, в которых нужно вставить.
З Д Ж П Б
Сторо… моро… ду…ки тетра…ь су…

9. Вставь пропущенную букву. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для написания парного согласного в корне слова.
Гру… - грузило, погрузка, грузы, грузить.
Уло… - ловушка, отлов, ловить, уловом.
Хо…ьба – походка, ход, ходить, обход.
10. Прочитай отрывок. Найди и исправь допущенные ошибки.
Наступила зема. Снек занес лисные тропы. Толстый лет лижит на рике. Дети играют в снешки.

Учитывая разный уровень развития орфографической зоркости детей на уроке русского языка, учитель может готовить на урок дифференцированные задания. Это могут быть, например, три варианта заданий различной трудности. Учащиеся сами выбирают вариант карточки, или каждый вариант учитель заранее предназначает определённой группе учеников. Ученикам с низким уровнем развития орфографической зоркости для самостоятельной работы нередко даются облегчённые карточки – задание алгоритмичного вида, а ученикам с высоким уровнем развития орфографической зоркости – задание на перенос знаний и умений в изменённую или новую ситуацию.
Учитель может также приготовить на урок и разноуровневые задания. Это могут быть карточки на «5», на «4» и на «3». Ученик с низким уровнем развития орфографической зоркости берёт сначала карточку на «3», если с ней справляется, то выбирает карточку сложнее.
Вот так могут выглядеть дифференцированные задания различной трудности.
Уровень 1 на «5».
1. Вставь пропущенные буквы, выдели в словах корень. Подбери по два однокоренных слова.
сл…зал (масло) - …, …
сл…зал (с дерева) - …, …
2. Распредели слова на две группы. Вставь пропущенные буквы. Письменно докажи свой выбор.
Кни…ка, поб…жал, ука…ка, кр…ты, но…ки, подт…нули, повя…ка.
3. Вставь пропыщенные буквы. Выбери и подчеркни те слова, которые могут быть проверочными для написания пропущенной буквы в корне слова.
Заря…ка – зарядить, заряд, заряды, зарядное.
Проб…жать – бегун, пробегает, бежит, пробежка.
Ду…ки – дубок, о дубке, дубрава, дубняк.
4. Исправь ошибки, если они есть. Ниже докажи свой выбор, записав проверочное слово к тем словам, в которых допущены ошибки.
Окоп, драва, труз, трава, свестеть, столб.
Уровень 2 на «4».
1. Подобрать по два однокоренных слова к данным словам.
Висит - …, ….
Весит - …, ….
2. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова, правильно выделяй орфограммы.
Б…бры, тетра…ка, гр…бёт, бере…ка, под…кном, шу…ка, ч…стюля.
3. К данным проверочным словам подбери однокоренное слово, которое будет проверяемым.
Полёт, лётчик, улёт, ___________
Узенький, узок, _____________ .
Соль, сольница, подсоленный, ____________ .
4. Исправь ошибки, если они есть в тексте.
В лису и в поле звери готовятся к земе. Белка тащит в дупло орехи. Мыжка набрала в нару зирна.
Уровень 3 на «3».
1. Вставь буквы, выдели корень в словах.
Гла…а – гла… - гла…ки.
М…сты – м…стик – м…стовая.
2. Обведи в кружок нужную букву в буквенной дроби, подбери проверочные слова. Правильно выделяй орфограммы.
я
и ш
е ж
р…ды - … кА…кА
е п
и б
з…мля - … ша…ки - …
и к
е г
кр…чать - … лё…кий - …
3. Подчеркни проверочные слова в каждой группе родственных слов.
Зима, зимушка, зимовать.
Меховые, мех, меха.
Лисица, лиса, лис.
4. Вставь пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова.
Краси… з…мой наряд леса. На лапах елей л…жит сне…. Вот в
сн…гу стоит ду….

Умение ставить орфографические задачи, как и всякое другое орфографическое умение, может формироваться стихийно или целенаправленно. Как уже отмечалось, что первый и начало второго класса – это период активного становления орографической зоркости…Формирование орфографической зоркости может быть проведено по-разному. Возможен простой путь, когда учитель просто указывает на опасные для написания места, путем перечисления соответствующих признаков орфограмм. Может быть и другой альтернативный путь, когда учитель проводит аналитическую работу, которая позволит школьникам осознать фонетические условия, ставящие пишущего перед необходимостью решить орфографическую задачу.
Мы придерживаемся той позиции, что добиться успехов в развитии орфографической зоркости можно при условии, если мы осуществляем целенаправленную и систематическую методическую работу, которую учитель может проводить индивидуально или дифференцированно (для группы учащихся).
Рассмотрим методы и приемы, а также виды заданий, игры, которые способствуют развитию орфографической зоркости.
Орфографическое проговаривание.
Начиная с начальной школы, необходимо развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения .Орфографическое проговаривание помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном чтении уже написанного слова.
Диктант "Проверяю себя". Во время этого диктанта разрешается ученику пропускать буквы, в которых сомневаешься. Затем ученики могут задать вопросы товарищам и учителю. После чего они заполняют пропуски или вносят необходимые исправления.
Достоинством этой методики является то, что ученики ищут трудные для них орфограммы не после записи, а в момент перевода устной речи в ее письменную форму. Таким образом, диктант "Проверяю себя" можно считать эффективным упражнением, которое позволяет формировать орфографическую зоркость ребят.
Наиболее действенное и одновременно наиболее сложное из упражнений, воспитывающих орфографическую зоркость, является письмо с пропусками орфограмм, или, как его называют дети, письмо "с дырками". Овладение этим умением означает раскрепощение ученика от страха допустить ошибку при выполнении различных письменных работ, в первую очередь при свободном изложении собственных мыслей. Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Это разрешение дети получают на длительный период времени. [5]
Овладеть письмом с пропусками непросто. Нужно специально готовить к нему детей на отдельных словах. При этом важно начинать обучение с пропуска не субъективно сомнительных, а всех орфограмм, в первую очередь орфограмм слабых позиций. Только научившись обнаруживать все объективно опасные места в словах, можно научиться разделять их на бесспорные и сомнительные для самого ученика.

Вот так выглядит предложение, записанное с пропусками орфограмм:
Замечательно живет в зоопарке бегемот.
З-м-чат-льн- ж-ве- в з--парк- б-г-мо-.
Некоторые учителя взамен пропусков применяют "метод Буратино". Так называли этот способ письма сами дети, которые увидели в нем попытку своего любимого героя немножко схитрить в трудной ситуации. Мы имеем в виду прием, предложенный М.М. Разумовской, который она сама называет письмо с буквенной дробью: на местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук, например , , , и т.п. однако наш опыт подсказывает, что младшим школьникам легче освоить письмо "с дырками".[2]
Кроме письма с пропусками, способом развития орфографической зоркости является специально организованное списывание.
Психологи, изучавшие это учебное действие, исследовали причины ошибок, которые допускают ученики при списывании, и составили наиболее точный и полный алгоритм операций, которые обеспечивают безошибочность списывания и в то же время превращают списывание в эффективное средство развития орфографической зоркости.
Именно так выглядит алгоритм списывания, предлагаемый П.С. Жедек. Вот он:
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
7. Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. [5]
Если обучение списыванию организуется по данному плану, происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
Методисты и учителя в целях повышения грамотности учащихся ищут новые и вспоминают давно забытые методы и приемы обучения. Одним из таких приемов, возвратившихся к нам их 19 века, является прием какографии: умышленного ошибочного письма.
Еще К.Д. Ушинский утверждал, что "какография – занятие весьма полезное", если "употребляется вовремя и с умением". [1, c.38]
Совершенно очевидно, что самостоятельному корректированию какографических записей должна предшествовать коллективная деятельность учащихся по устранению ошибочных написаний, сопровождаемая подробным комментированием выполняемых действий.
Для развития орфографической зоркости на уроках учитель может широко использовать интересные упражнения и занимательные игры. Эти задания могут готовиться для индивидуальной работы с учащимися, или могут использоваться для дифференцированной работы с ребятами.
1. Найдите четвертый лишний:
голубь, чиж, грач, кот;
косьба, метла, лошадка, грибки.
2. Эффективным заданием может стать упражнение на группировку слов. "Отгадайте слова по их значению. Произнесите их и распределите на две группы. Слова каждой группы запишите в отдельный столбик".
а) Маленький ребенок (малыш).
б) Женское украшение, которое прикалывают на грудь (брошь).
в) Суп со свеклой и другими овощами (борщ).
г) Глухое место, удаленное от людей (глушь).
д) Дикие птицы, на которых охотятся (дичь).
е) Человек, который лечит больных (врач).
3. Игры "Найди опасное место".
- Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому звуку нельзя доверять? Как его найти? (Например, надо определить, находится ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и опасное место и т.д.)
"Светофор". Покажите красный сигнал светофора или зажгите огонек, как только найдете "опасное место".
"Зажги маячок". Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места", т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под "опасными местами". При этом с помощью вопроса ("Как будете искать "опасные места"?) отрабатывается необходимый способ действия.
4. Игра "Горка". Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберется до вершины, вставив пропущенные буквы. Перед началом игры учитель говорит:
"Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать,
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам!"

фла…
сне… сугро…
краси… бере…
ду… моро…
зимний ле… гладкий лё

5. "Снежный ком".
Вставь "ком" в слово.
СВ . ЧА, УЛ . ЦА, Л . ДОК, СТР . НА, Р . ДЫ

Варианты карточек могут быть разные, в зависимости от изучаемой орфограммы.
Все эти упражнения и игры учитель может использовать на разных этапах урока. Главное условие здесь в том, чтобы эта работа велась систематически и, тогда она будет не только помогать формировать орфографическую зоркость, но и будет способствовать развитию интереса к родному языку.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование орфографической зоркости необходимо начинать с первого класса, еще в букварный период. Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более эффективные способы обучения. Слова методиста Л.В. Щербы становится особо актуальными и должны стать основой в методической работе учителя: "Учитель должен уметь использовать обучение для создания обостренного чутья языка, без чего невозможна грамотность в широком смысле слова." [2, с. 43]


Литература
1. Бондаренко А. А. Орфография для малышей // Начальная школа. – 2002. - №5. – С.28 – 40.
2.Корешкова Т. В. Использование неверных написаний при обучении самопроверке. // Начальная школа. – 2003. - №6. – С. 82 – 88.
3.Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская – 2-е изд., справ. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4.Львов М. Р. Обучение орфографии в начальных классах // Начальная школа – 1986. - №10. – С. 35 – 41.
5.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. пед. уч. заведений по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек и др. Под ред. М. С. Соловейчик – М.: Просвещение, 1993.
Категория: Начальные классы | Добавил: Свет2555
Просмотров: 1292 | Загрузок: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА