Среда, 11:27 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Статья Формирование УУД на основе применения системы ТРИЗ и РТВ
[ Скачать с сервера (21.2Kb) ] 17.01.2014, 20:21
Одна из самых актуальных образовательных тем сегодня - стандарты нового поколения.
Главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, а значит воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения.
В этом отношении большие возможности имеет система ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения), которая способствует развитию личностных качеств младших школьников. Необходимо отметить, что система ТРИЗ и РТВ, основанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером не является новой в образовании, но ее использование направлено на формирование качеств мышления, которые развивают креативность, или «творческость», способность порождать новые идеи, быстро решать проблемные ситуации.
Основными задачами системы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) являются: развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, которые осуществляются при помощи таких методов:
1) метод мозгового штурма;
2) метод фокальных объектов;
3) метод синектики;
4) метод проб и ошибок;
5) контрольных вопросов;
6) морфологический анализ.
Приёмы, которые понятны младшим школьникам:
1) Сделать наоборот;
2) Сделать заранее;
3) Сделать чуть меньше требуемого;
4) Применить идею матрёшки;
5) Применить дробление – объединение;
6) Применить динамичность – статичность;
7) Применить ускорение – замедление.
Методы и средства обучения осуществляются с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, в частности, с учетом типа ведущей деятельности - игры. Игры по ТРИЗ дают «пищу» для развития творческих способностей.
К ним относятся развивающие игры Б.П.Никитина: игра «Точечки», позволяет развивать математическое мышление, обучает счёту.
Игра «Рамки и вкладыши Монтессори» помогает развивать фантазию, воображение и развивает детей в нескольких направлениях:
- вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур;
-готовит детей к овладению письмом и рисованием;
- знакомит с геометрической технологией.
Игра «Внимание» направлена на развитие внимания – точное изображение предмета. В игре «Внимание – Угадай–ка» нужно не только нарисовать фигурки, но проследить последовательность и недостающую фигурку изобразить самостоятельно.
При изучении темы «Квадрат» провожу игру «Сложи квадрат».
Игра «Сложи узор» направлена на усовершенствование знаний геометрической направленности.
Творчество сопровождает все действия ребёнка. Дети 6 – 9 лет дышат воздухом творчества, они хотят рисовать, петь, сочинять.
Девиз моих учеников таков «Прежде чем мы научимся думать, то сначала мы должны научиться придумывать». Возможность мыслить, воображать, фантазировать предлагает нам Д.Родари в книге «Грамматика фантазии».
С 1 класса я применяю такие игры, как: «Творческая ошибка», «Оживление предметов, окружающих детей», которые способствуют на первом этапе обучения развитию речи детей.
При изучении темы «Предложение и слово», использую игру «Цепочка слов», когда например: «зима», - какая? Снежная, холодная. Что ещё бывает холодным? (мороженное, лёд, снег, ветер). А ветер, какой? Северный, сильный.
В игре «Полиномы фантазии», при закреплении изученных букв составляется слово. Например: «дом», дети делят это слово на звуки и составляют новые слова: «д» - дым, диван; «о» - ослик, облако; «м» - мяч, молоко.
Сочинение сказки – это счастливейшие минуты духовного общения учителя с детьми. «Салат из сказок», из различных сказок берётся по одному персонажу и составляется совершенно новая сказка. Игра «Разновидность фантастического бинома», когда берутся несколько слов из одной сказки и одно из другой. Очень хорошо при рассказывании и составлении сказок использовать «Карты Проппа» (схематичное изображение персонажей).
Интересно проходят уроки с использованием загадок, которые развивают воображение. Дети не только отгадывают, но и конструируют загадки. Например: «Сверху красиво, внутри сладко, развернёшь, как шоколадка» (конфета).
На уроках окружающего мира провожу игру «Хорошо - плохо».
Большие возможности для развития детей даёт внеурочная деятельность. Каждый ребенок в классе выбирает свою индивидуальную траекторию, ориентированную на его потребности, способности, запросы. Мои обучающиеся посещают кружок «Юный изобретатель», где построение занятия основано на принципах сотрудничества и сотворчества, программа составлена на основе авторской образовательной программы учебного курса «Развитие творческих способностей» Гин Светланы Ивановны.
Программа складывается из четырех разделов: «Мир загадок» (1 класс), «Мир человека» (2 класс), «Мир фантазии» (3 класс), «Мир логики» (4 класс). Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.
В урочной и внеурочной деятельности использование ТРИЗ И РТВ направлено на то, что знания не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией, ведь современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно, это и стоит в основе Федеральных государственных образовательных стандартов.
Категория: Начальные классы | Добавил: MikhovaIrina
Просмотров: 681 | Загрузок: 129 | Рейтинг: 5.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА