Вторник, 22:04 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Стать«СЛОВАРНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ»
26.06.2013, 11:18
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 75

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА
КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ УЧАЩИХСЯ»

Автор: Леонова Нина Антоновна
учитель высшей
квалификационной категории
МОУ СОШ № 75
Красноармейского района
г. Волгограда

Волгоград 2013

Прогрессивные методисты прошлого и настоящего основной задачей изучения русского языка в школе считали и считают развитие речи учащихся.
По словам Л.В. Щербы, «правильно составленный словарь и грам-матика должны исчерпывать знание данного языка». Следовательно, важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, но особенно в младшем. Для того, чтобы словарный запас учащихся начальной шко¬лы действи-тельно обогатился, работа со словом должна вес¬тись систематически и на межпредметном уровне.
Особое значение для обогащения словарного запаса уча¬щихся приобретает словарная работа на уроках русского язы¬ка и литературного чтения, поскольку, по данным М.Р.Льво¬ва, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащих¬ся через уроки русского языка и лите-ратуры.
Содержание словарной работы на уроках русского языка обуслов-ливается тем, что вызывает у детей затруднения в ов¬ладении тем или другим словом. Предметом особого внимания учителей являются так называемые «трудные» слова. В мето¬дике существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В широком понимании «трудными» называют слова, вызыва¬ющие у детей различного рода трудности, чаще всего орфогра¬фические (слова с безударным гласным в корне слова). Их де¬лят на следующие группы: 1) слова, трудные для учащихся с точ¬ки зрения написания (велосипед, великий); 2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз); 3) написания и значения (жокей, без удержу); 4) написания и связи с другими словами (перила); 5) написания, значения и связи с другими словами (реагировать); 6) написания, значения, произноше¬ния и связи c другими словами (гантель). На основе такой классификации легче осуществить дифференцированный под¬ход к словам, вызывающим различные трудности при знаком¬стве с ними.
Чаще термин трудные слова понимается бо¬лее узко: это слова, имеющие в современном языке непроверя¬емые и трудно проверяемые написания. Правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соот¬ветствии с которым морфемы родственных слов пишутся еди¬нообразно, но проверить их посредством современного литера¬турного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. По данным, которые приводит Д.Н. Богоявлен¬ский, ошибок в правописании трудных слов почти в 6 раз боль¬ше, чем «лёгких» (24% и 3,6%). Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым». Эти ци¬фры свидетельствуют о необходимости и значи-мости работы с такими словами.
Однако, несмотря на бесспорную необходимость формиро¬вания орфографической грамотности учащихся, нельзя всю словарную работу превращать в словарно-орфографическую. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития их речи. Об этом писали извест¬ные методисты: В.И. Чернышев, К.Д. Алфёров, М.А. Рыбни¬кова, К.Б. Бархин, Е.С. Истрина, Л.В. Щерба, Н.С. Рождест¬венский, Н.Н. Китаев, Е.И. Никитина, А.И. Власенков, Н.А. Ипполитова.
В настоящее время под словарной работой принято пони¬мать об-ласть методики русского языка, которая охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттен¬ков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных зна¬чений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омони-мов; активизацию словаря, то есть использование новых усво¬енных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение сло¬варя, то есть устранение из активного словаря учащихся диа¬лектных, просторечных, вульгарных слов. Словарная работа ведётся на всех уроках: литературы, русского языка, окружающего мира и пр.
Объект словарной работы - слово - в лингвистике опреде¬ляется как важнейшая структурно-семантическая едини¬ца языка, которая тесно связана со всеми его уровнями. Сло¬во сложно и многогранно. В каждом знаменательном слове различают его звуковую (а на письме - буквенно-графичес¬кую) оболочку, составляющую «природную материю» слова, его лексическое значение и грамматическое значение, которое выражается в слове посредством формальных показате¬лей. Слово же как наименьшая языковая единица, имею¬щая самостоятельное лексическое и грамматическое значе¬ние, входит в более крупные языковые единицы, со-ставляю¬щие синтаксический уровень языка: словосочетание, предло¬жение, текст. Таким образом, в языке, по утверждению изве¬стного современного лингвиста и методиста Л.Ю. Максимо¬ва, с одной (внутренней) стороны, - всё в слове и для слова; с другой (внешней) стороны, - всё от слова к предложению, в синтаксис.
Опираясь на современное понимание термина словарная ра¬бота, всё многообразие её приёмов можем разделить на две группы: приёмы, рассчитанные только на запоминание орфо¬графии так называемого «трудного» слова; приёмы, рассчи¬танные на осознанное понимание значения и орфографии сло¬ва. Основным приемом словарной работы, орфографии слова, является использование этимологии.
Элементы этимологического анализы доступны пониманию младших школьников, так как этимологический анализ открывает первичные, образ-ные значения слов, а мышление ребенка, пришедшего в начальную школу, образно.
Этимологизирование – естественная языковая способность младшего школьника, подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение новых для него слов.
Применение этимологического анализа как методический прием на-правляет способность младших школьников к этимологизации в научное русло, способствует формированию правильного понимания ими лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок.
Работа с терминами, обозначающими научные понятия, будет для младших школьников значительно облегчена, если строить ее с опорой на этимологию.
В силу неразвитости словаря младших школьников многие слова, встречающиеся на страницах учебников для начальных классов по любому предмету, мало им знакомы, непонятны. По¬нимание таких слов необходимо учащимся для осознания учеб¬ного материала в полной мере. Однако если учитель не приуча¬ет детей замечать каждое незнакомое слово, интересоваться значением новых, незнакомых слов, не поощряет детское стремление узнавать значение непонятных им слов, школьни¬ки, как правило, пропускают мимо сознания такие слова, теряя с ними те крупицы смысла, из которых складывается семанти¬ческая ткань текста. Учёные говорят, что именно в младшем школьном возрасте складывается пагубная привычка не оста¬навливать внимание на непонятных словах, скользить по текс¬ту, не вникая в глубину его смысла путём понимания каждого слова. Однако младшие школьники ещё не потеряли той при¬родной любознательности, которая была свойственна им в до¬школьном детстве. Учитель начальных классов, основываясь на этом свойстве детской психики, может активно формировать у ребят стремление узнавать значение новых для них слов.
Именно такими словами, понимание и знание которых требует¬ся от учащихся младших классов по разным учебным дисципли¬нам, и следует обогащать их словарный запас в первую очередь. Чтобы дети усвоили значение этих слов и начали активно исполь¬зовать их в своей устной и письменной речи, необходима организо¬ванная и целенаправленная работа над ними. Если это возможно, словарную работу необходимо вести с опорой на этимологию.
Например, на уроках русского языка после того, как дети познакомились с понятием корень слова в современном рус¬ском языке, мы ввели понятие исторический корень слова и показали разницу между этими понятиями. С этого момента словарная работа проводилась следующим образом.
1. Дети находят слово в орфографических словарях, напри¬мер, великий. Знакомятся с его написанием. Учитель обраща¬ет внимание учащихся на вторую букву в слове. Запоминается зрительный образ слова.
2. Если есть необходимость, объясняется значение слова. В данном случае учитель сообщает, что слово великий много¬значно: 1) выдающийся (например, великий писатель); 2) очень большой (например, великое сча-стье); 3) большего размера, чем нужно (например, шапка велика).
3. Затем слово проговаривается по слогам хором, дружно, вполголоса. Получается как бы скандирование, при котором все гласные слышатся ясно, как в сильной позиции. Запомина¬ется звуковой образ слова.
4. Учитель записывает изучаемое слово на доске, а дети - в рукописные словарики, мысленно себе его диктуя. Ставится ударение, подчёркивается безударная гласная Е. Усваивается графический, «рукодвигательный», образ слова.
5. Очень важно, чтобы дети осознали причины именно такого написания слова. Поэтому используем, если это возможно, све¬дения о происхождении изучаемого слова. Слово великий обра¬зовано от общеславянского велий, что значит «большой». При этом ребенок осознанно запоминает значение и написание слова.
6. Для того чтобы ребенок осознал семантические связи изу¬чаемого слова, подбираются слова, которые имеют тот же исто¬рический корень. Например, подбор слов с историческим кор¬нем -вель- идет следующим образом:
- Каким существительным с историческим корнем -вель- ¬мы назовём гиганта? (великан)
- Как мы назовём размер, объём, протяжённость предме¬та? (вели-чина)
- Как называют маленькую птичку? (невеличка)
- Каким существительным, имеющим исторические корни -вель- (от велий «большой») и -леп- (от лепота «красота»), называют пышную красо-ту, роскошь? (великолепие)
- Каким называют человека большой души, готового бес¬корыстно жертвовать своими интересами для других? (велико¬душным)
Наиболее употребительные слова с историческим корнем -вель- дети записывают в словарик (великан, величина), ос¬тальные (как можно больше) только называются устно.
Такая работа способствует осознанию детьми семантичес¬ких связей слов, активному обогащению словарного запаса учащихся.
7. Очень важно развести в сознании детей исторический и совре-менный состав слова. Для этого сравниваем и анализиру¬ем записанные слова по составу. Учитель подчёркивает, что -вель - это исторический корень, с современным корнем запи¬санных и подобранных слов (-велик-) он не совпадает. С целью разграничения исторического и современного корней вводим условное обозначение исторического пунктирной дужкой.
Словарную работу необходимо вести по всем программным пред-метам, тем более, что в начальных классах все основные дисциплины ведёт один учитель. Это может быть работа и над словами литературного языка, мало используемыми младши¬ми школьниками, и над научными терминами.
Момент словарной работы с опорой на этимологию особенно важен для обогащения словаря учащихся. Учитель, знакомя детей с исторической структурой слова и его исходным значением, формирует способность ребенка в незнакомых словах видеть уже знакомые элементы с тем же значением, что и в изученных, и на основе этого определять их значение.
Категория: Начальные классы | Добавил: kazsvnik
Просмотров: 1612 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА