Пятница, 06:57 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Социальное знание - устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности
[ Скачать с сервера (59.0Kb) ] 17.06.2016, 17:32

«Социальное знание - устойчивое развитие воспитательных результатов внеурочной деятельности»

Н.А. Леонова, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 75 г. Волгограда

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно - нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: в области формирования личностной культуры; в области формирования социальной культуры; в области формирования семейной культуры.
Социальное знание - это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п. В школе оно передается учащимся педагогами либо в форме учебного знания (например, с помощью так называемых «примеров из жизни» на разных учебных примерах), либо в форме повседневного знания (в ситуациях общения «лицом к лицу», столь характерных для внеурочной сферы школьной жизни). К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается почти вытесненным предметным знанием, а повседневное социальное знание ряда учителей носит не столько гражданский, сколько обывательский характер. Это приводит к дефициту гражданского социального знания у школьников и ставит педагогов перед необходимостью восполнять этот дефицит. Полнота социального знания школьника, переход с обывательского на гражданский уровень социального знания не только показания личностного роста школьника, но и важнейшие задачи воспитательной деятельности педагога.
Однако знание человеком общественных норм и ценностей не является гарантией того, что он готов им добровольно следовать в различных обстоятельствах жизни, т. е. ценит их.
Личностный рост школьника – это еще и развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для становления позитивного отношения к ценности необходим опыт ее эмоционального переживания и рефлексии. В школе такой опыт переживания ценности может возникнуть у школьника в процессе взаимодействия в группе сверстников, детском объединении, классном коллективе, школьном коллективе, т.е. в защищенной, дружественной, просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). У него появляется (или не появляется) желание, намерение жить в соответствии с принятыми ценностями.
Но намерения это еще не вся личность, свою целостность личность получает только в поступке. Поступок как самостоятельное ценностно-ориентированное социальное действие является важнейшим критерием личностного роста человека. «Опыт поступания» (М. М. Бахтин) ничем не заменим. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать, или хочет стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для взросления школьника важна не только возможность социального действия в школьной среде, где в нем как субъекте не обязательно заинтересованы, где ему придется доказывать свою самостоятельность и независимость перед лицом других социальных субъектов.
Итак, каждому уровню воспитательных результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, т.е. ряд содержательно и структурно близких форм). Первый уровень результатов может быть достигнут в формах, устроенных по принципу «педагог - ученик», второй уровень – в формах, описываемых формулой «педагог – ученик – детская среда (коллектив)», третий уровень – в формах, устроенных по принципу «педагог – ученик – детская среда - коллектив) – общественная среда (социальные субъекты)».
Именно поэтому сегодня как никогда ранее встает проблема формирования опыта нравственного поведения у школьников.
Опыт нравственного поведения – один из компетентностей содержания воспитания, которая включает в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств,
Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, необходимо создать соответствующие условия. Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Нравственные потребности личности есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в системе индивидуального сознания.
Такая сложная задача как воспитание нравственного поведения реализуется по двум основным направлениям:
- организация нравственных поступков;
- формирование нравственных привычек.
Нравственный поступок или действие, в котором проявляется отношение ребенка к окружающему миру, прежде всего надо вызвать. Из системы нравственных поступков складывается система - нравственного поведения учащихся.
Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения, как упрочившихся способов осознанных действий, доведенных до автоматического исполнения.
Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами, - является показателем устойчивости морального мотива.
Привычки вырабатываются последовательно – от простейших к более сложным, требующим самоконтроля и самоорганизации. Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера, царящая в классном коллективе. На протяжении всех лет работы с детьми в начальной школе мы создаем собственные традиции, законы коллектива. Так, все праздники и внеклассные мероприятия мы проводим совместно с родителями, приглашенными детьми из других классов и т.д..
Подрастающее поколение не формирует новый опыт нравственного поведения, а усваивает тот, который накоплен предшествующими поколениями. Однако усвоение опыта в работе с детьми должно осуществляться активным путем, в связи с чем, в него всегда привносится новое. С этой целью можно использовать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности. Так при изучении темы « Как нам жить в дружбе с природой » обучающиеся составляют проекты «Сохраним красоту природы», «Правила друзей природы», проводят акцию «Наш чистый двор», рисуют плакаты «Экологическая тревога», «Давайте подумаем вместе», придумывают к ним тексты о важности охраны природы. В процессе подготовки коллективного творческого дела можно организовать индивидуальную работу с учениками: написания сочинения на тему «Природа – источник красоты», выпуск газеты «Природа – источник здоровья» и т.д.
Особая роль отводится урокам чтения, во время которых дети получают знания о нашей стране, сведения о ее истории и развитии ее государственном и экономическом строе. Анализ содержания книг для чтения показывает, какие нравственные качества должны усвоить дети: честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, доброта, честность, справедливость, отношение к маме, к природе, скромность, защита Родины, смелость, выносливость, благородство. Работая с текстами, учитель уделяет особое внимание ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик.
При формировании нравственного поведения важна самостоятельная работа, позволяющая продолжить обсуждения нравственных проблем в семье. Вместе с родителями ученики могут выпустить семейную газету, написать сочинение, составить свод правил, законов, написать кодекс чести, выполнить рисунки. Такая деятельность заставляет школьников самостоятельно или вместе с родителями порассуждать над поднятой проблемой.
Положения морали превращаются в эмоционально окрашенные мотивы поступков лишь тогда, когда знание морали стало уже личным достоянием растущего человека, превратилось для него в своеобразный сплав нравственных знаний, оценок, переживаний и побуждений к действиям и поступкам.
Дальнейший процесс формирования личности школьника заключается в том, что возникшая у него система нравственных убеждений и идеалов, то есть его моральное сознание, становится доминирующим фактором, определяющим его общественную активность.
Очень интересной формой работы по формированию такого опыта у детей начальной школы является проведение занятий «Спор-клуба». Особенность таких форм работы заключается в том, что выбранная для обсуждения детьми нравственная проблема, обязательно должна быть противоречивой, носить неоднозначный характер. Задача организованной дискуссии заключается в том, чтобы создать для детей условия, в которых они имеют возможность высказывать свои взгляды на существо проблемы, отстаивать свою точку зрения, оппонировать друг другу и т. д.
Например, при проведении занятий «Спор-клуба» по теме «Нужны ли правила поведения школьнику?» мы моделируем разные ситуации, инсценировав стихотворение А.Барто «Ку-ку» и басню М.Ильина «Обиженная парта». Подчеркиваем, что в процессе проигрывания различных нравственных ситуаций (в том числе и на основе литературных произведений) активизируется воображение ученика. Это положительно влияет на него, благодаря появлению «образа себя», действующего по нравственным законам. Так же во время занятий «Спор-клуба» можно провести защиту «Правил школьника» и анкетирование с целью обобщения итогов мероприятия. Приведем пример такой анкеты:
1. Нужны ли людям правила поведения или они усложняют жизнь?
2. Когда человек выполняет правила поведения, это говорит о его хорошем воспитании, внимательном отношении к людям, или о том, что он боится наказания?
3. Нужны ли правила поведения в школе?
4. Нарушаете ли вы правила поведения школьников: а) никогда не нарушаю; б) нарушаю, когда не видит учитель; в) всегда нарушаю.
5. С какими пунктами ты согласен, что бы ты изменил, убрал или дополнил в этих правилах?
Такие заседания позволяют детям вырабатывать привычки, умения и нормы нравственного поведения, учиться правилам общения, вести диалог.
Чтобы соответствующая работа была успешной, педагог должен постоянно изучать психологические особенности школьников, помогать им осознавать свое поведение и учить правильно оценивать свои поступки и действия. Эта помощь будет более эффективной, если первоисточником знаний станет опыт собственного поведения учеников, подкрепленный словесным объяснением норм и правил поведения. Этому способствуют созданные учащимися «Законы и правила школьной жизни».
1. Каждый ученик должен быть готовым помочь в учебе своему товарищу.
2. В школу нельзя приходить с кислым лицом. Помни: весёлый человек лучше помнит, больше знает, ярче живет.
3. Старайся больше увидеть, услышать, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик.
4. Умей и люби создавать тишину: она зарок мудрости, свежести, красоты мыслей и чувств.
5. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.
6. Делай каждый день – хотя бы одно доброе дело.
7. Старайся меньше и реже «дружить» с глаголами «не знаю», «не умею», «не понимаю».
8. Старайся развивать в себе 10 умений: думать, ставить цель, решать, делать, помогать, уважать, дружить, веселиться, творить, отвечать за все.
Итак, для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая для всех и для ее решения нужен коллективный поиск. При деятельном способе обучения обеспечивается комфортное, психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, снижаются конфликтные ситуации на уроках, на внеклассных занятиях, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки школьников, развития их творческого потенциала. При этом формируется новый тип личности; человек знающий, коммуникабельный, рефлектирующий, способный к саморазвитию.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р.С. Психология – кн.2. Психология образования. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2004. стр. 214.

2. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, МГПУ, 2007.

3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М.: «Просвещение», 1988.

4. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: «Педагогика» 1990.

Категория: Начальные классы | Добавил: ninaleonova
Просмотров: 130 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА