Суббота, 18:09 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Система работы с одарёнными и мотивированными детьми
29.12.2017, 09:29

МБОУ «Глинковская СШ»

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

по обмену опытом работы

на тему:

«Система работы с одарёнными и мотивированными детьми»

 

 

 

 

Учитель

начальных классов

Филипова Е.А

 

с.Глинка

 

                                                                  Одаренность—конечно дар,                                                                                  Богом данный, данный свыше.                                                                      Одаренность—это огонь,                                                                              Не гаси, поддержи его, слышишь.                                                                          Одаренность—пытливый ум,                                                                      Почемучка еще с пеленок.                                                                             Одаренный—философ и шут,                                                                       В общем, трудный еще ребенок.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. При этом существует главное правило – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
       Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.                             

 Так что же такое одарённость и кто такой одарённый ребёнок?                           Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с др. людьми. 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Существует ещё     и понятие «одарённая       личность».
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере        общения   (лидерство).
Одарённость   может      проявляться:
- как одарённость явная, которая «у всех на виду»(высокая одарённость)                       - как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;

- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.                      

Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе является для каждого учителя    важнейшей задачей.                                                                                                                 Опыт моей работы позволяет мне выделить определённый список качеств, характерных для одарённых детей.

  1. Рано овладевают знаниями в избранной сфере.
  2. Проявляют высокий интеллект, отличную  память.
  3. Увлечены своим дефлом, энергичны.
  4. Демонстрируют ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм.
  5. Обладают высокой концентрацией внимания, оригинальностью и гибкостью мышления
  6. Имеют стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми.
  7. Умеют извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
  8. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Но главным показателем одарённости ребёнка, на мой взгляд, является его любознательность. Любознательность, проявившись довольно рано, на всех возрастных этапах продолжает оставаться важнейшей отличительной чертой талантливого человека. Я убеждена, что  при воспитании творца очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность        

Практика показывает, что  дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности в первые учебные дни. А причиной является то, что учение начинается, зачастую, с того, что ему уже «не интересно». Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода. Именно поэтому в начальной школе активно  применяют дифференцированный подход, разнообразные формы и методы творческого обучения.                                                    В работе с одарёнными детьми использую различные формы. Это кружки по интересам, групповые занятия с сильными обучающимися, предметные недели, конкурсы, интеллектуальные ринги, марафон знаний, КВН, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии (деловые игры и путешествия), информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры), творческие и нестандартные задания, участие в олимпиадах (разных уровней), родительские всеобучи и др.   

При выборе формы работы учитываю возрастные особенности детей, их интересы и склонности.                                                                

Полезными для развития логического мышления  школьников  являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, упражнения на сравнение и противопоставление

Большую роль играют задания на выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение креативных  задач, когда ребята помимо вопроса получают новую информацию, составление логических цепочек из формул, нахождение физических терминов в произвольно выбранном тесте.

Для того чтобы найти решение того или иного вопроса, используются не только метод наблюдений, экспериментов, моделирования, но  и фантазирование, преувеличение, мозговой штурм, основной задачей которых является коллективный сбор как можно большего числа идей.

Всегда стараюсь активно использовать в работе метод проектов. Основная цель включения младших школьников в проектную деятельность— стимулирование познавательной активности, раскрытие индивидуальных творческих задатков, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация процесса обучения, воспитания и развития. Организация проектной деятельности способствует выработке следующих знаний, умений и навыков:

    • самостоятельно выделять проблему, доказывать факты, явления, закономерности;
    • находить несколько вариантов решения выделенной проблемы и обосновывать наиболее рациональные из них;
    • классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать изученные явления и закономерности;
    • проводить сбор данных, эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
    • применять научные методы исследования;
    • оформлять свои работы;
    • рецензировать и оценивать собственную работу, а также работы других учащихся.
    • формировать приемы и навыки учебного сотрудничества.

В своей  педагогической деятельности по работе с одаренны­ми детьми стараюсь придерживаться        следующих         принципов:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества

Желательно в обучении одаренных детей применять 4 основных подхода к разработке содержания учебных программ:

  1. Ускорение. При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития.
  2. Углубление.  Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают интерес по отношению к той или иной проблеме.
  3. Обогащение. Подход ориентирован на качественно иное содержание обучения, с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами, дисциплинами.
  4. Проблематизация. Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка.

    Опыт работы показывает, что чем раньше начинается  работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант.  Мы, учителя  начальных классов, начинаем эту работу с приёма детей в первый класс. Так как мои ученики раньше других перешли на новый стандарт, то в рамках внеурочной деятельности, чтобы дать возможность для всестороннего развития обучающихся,  проводятся кружки разной направленности. В этом году это кружок по общекультурному направлению «Мастерская умелых ручек», по духовно-нравственному воспитанию кружок «Православная культура» и «Мир профессий», который обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки, кружок по интеллектуальному направлению «Хочу всё знать»,  «Проектная мастерская «Эврика», «Занимательный английский», по социальному направлению кружок «Учимся дружить» и по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Здоровейка».

         Можно считать, что участие детей в данных кружках дали свои результаты. Уже с первого класса  мои ученики принимали участие в олимпиадах, различных  конкурсах и  имели неплохие результаты. В 1 классе они участвовали только в школьных предметных олимпиадах и по каждому предмету были победители. Во 2 классе они принимали участие уже во всероссийских предметных олимпиадах от Центра поддержки талантливой молодёжи по русскому языку, математике и окружающему миру. Все участники получили сертификаты, показав достаточно высокие  результаты, а двое ребят получили  дипломы 1степени (К. Анна-100 баллов из 100) и 3 степени (Л. Сергей-90 баллов из 100). В этом году мы решили пойти дальше и оформили заявку на участие  в международном  конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех». Мои ученики постоянно демонстрируют свои таланты во всех видах деятельности. Они имеют в портфолио и грамоты, и благодарности, и дипломы.

          Заниматься развитием одарённых детей необходимо. Ведь  полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.

                                        

 

 

 

 

 

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Интересные задания, которые использую на занятиях:

                                                 Математика.

 1.Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате.

  Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Где находится кошка и мышка?      

2. На каждой стороне прямоугольного торта поставлено по одной розочке из   крема. Через все пары розочек сделаны разрезы ножом. Сколько кусочков получилось?

3.  Буратино хочет купить букварь, но ему не хватает 18 сольдо. На тот же букварь Мальвине не хватает 7 сольдо, а Пьеро – 10 сольдо. Могут ли Пьеро и Мальвина вместе купить один букварь на двоих?

Возможны различные способы решения.

                                         Русский язык.                                                             

  1. Сколько здесь записано слов и какие?

[грус,т,] ,   [прут] ,   [л,эс,т,]                                                                      

2.Восстанови фразеологизмы:

Делить  шкуру  неубитого  бегемотика.  ________________________________

Сесть          на      любимого бегемотика.________________________________

Купить       бегемотика          в  мешке._________________________________

Пустить  бегемотика  в огород.________________________________________

Набито  как  бегемотиков  в бочке._____________________________________

Дуется  как  бегемотик  на  крупу._____________________________________

Бегемотиков  по осени  считают.______________________________________

Сделать бегемотика  из  бегемотика.__________________________________          

Писать как  бегемотик  лапой._________________________________________

Брать  бегемотика  за  рога.___________________________________________

 3.Запиши как можно больше слов, в которых бы не менее двух раз повторялось название нот.                                                                    

4.Незнайка написал сочинение. Запиши его правильно, расставляя знаки препинания.

Пальцеф   унево  двадцать  пять  на  каждой  руке  десять  нанагах   всево двадц          

5. Составь слова. Исключай постепенно «лишнее» слово, объясняя свой выбор  Грит, сали  хтеуп,  фелетон,  девьмед

                                            Окружающий мир.

1. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

 А – воробей;         Б – медведь;     В – жук;     Г – карась;     Д – лягушка.

2. Если из первого слова ты возьмёшь первый слог, из второго – второй слог, а из третьего третий слог и окончание, то получишь название процесса жизнедеятельности человека:

          ДЫРА – СУХАРИ – РАСТЕНИЕ

Назови парный орган, участвующий в этом процессе.

3.Укажи последовательность изменений в природе весной:

А – У деревьев начинается процесс сокодвижения.

Б – Увеличивается продолжительность дня.

В – Солнце поднимается выше над горизонтом.

Г – На деревьях появляются листья.

Д – Повышается температура воздуха. 

4. Какая птица может передвигаться по стволу дерева вниз головой?

А  - дятел                     Б – кукушка                      В – поползень

Г – сова                        Д – такой птицы не существует

 

 

 

 

 

Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 89 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 1
1 tatyanapinkus   (30.12.2017 07:44)
Извините, но для чего вы второй раз выставляете публикацию по одной теме?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА