Воскресенье, 07:42 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Шаги к успеху
[ Скачать с сервера (40.5Kb) ] 05.12.2014, 19:03

ШАГИ К УСПЕХУ
Диер С.В.
г.Краснокамск
МБОУ «СОШ №8»

Российское общество находится на качественно новом этапе своего развития. Люди стали задумываться о моральных ценностях, о преодолении того, что мешает продвижению вперед и дальнейшему становлению. Мы считаем важной частью современного образования формирование у школьников социально значимых компетентностей. Компетенция – это, прежде всего, успешный опыт деятельности. Чем больше дети реализуются в различных ситуациях, тем увереннее они себя ощущают в этом мире.
Наша школа работает над проблемой создания условий для самореализации учащихся. Мы ставим цель: воспитать личность, способную использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1].
Различные сложные ситуации могут возникнуть у школьников в любое время в любом месте. И им нужно быть готовым к их решению. Поэтому вместе с детьми учимся вырабатывать нестереотипные способы действий в повседневной жизни.
Как решаются возникающие в нашей жизни задачи?
Первым фактором, способствующим успешному решению, будет мотивация (желание и намерение) к решению. Важно захотеть их решать.
Следующий важный фактор – умение решать такие задачи и наличие необходимых ресурсов (тех или иных навыков).
Также необходимо иметь критерии желаемого результата, чтобы знать, к чему стремиться.
Особое значение в этом виде деятельности приобретает умение сформулировать жизненную задачу, составить и осуществить план действий по ее решению, умение перебрать варианты решения и реально оценить прогнозируемый результат. Чтобы научиться самим решать проблемы, их надо решать постоянно. Мы учимся решать определенные жизненные задачи, чтобы дети, встретившись с проблемой, вспомнили: а вот это я уже умею, у меня был опыт, как поступить в подобной ситуации. Система работы над формированием умений по развитию самоорганизации учеников моего класса дала возможность определить круг проблем, которые они хотят решить: домашние животные, здоровье, пользование бытовыми приборами, путь до школы и обратно, дружба, семья, школа, уроки, хорошие отметки.
В результате работы детей моего класса появились планы решения собственных жизненных задач.
Ситуация: хочу достичь высоких результатов в бальных танцах.
Описание ситуации: хочу очень хорошо танцевать, но так как при переходе в каждую новую категорию композиции усложняются, танцевать становится интереснее, но труднее. Что делать?
План действий: 1) стремиться быть успешной, не бояться трудностей;
2) не пропускать занятий и не опаздывать;
3) внимательно слушать тренера, старательно выполнять все указания;
4) не лениться повторять элементы танца, пока не получиться;
5) дома отрабатывать новые элементы;
6) обязательно заниматься общей физической подготовкой: бегать, отжиматься, качать пресс;
7) быть внимательным, вежливым и терпеливым по отношению к партнеру;
8) на соревнованиях уметь сосредоточиться и помнить обо всех указаниях тренера;
9) всегда следить за выступлениями старших и опытных танцоров, учиться на их примере;
10) учиться видеть свои ошибки и слабые стороны, не огорчаться при неудачах, а анализировать любой результат;
11) уметь дружить с соперниками;
Прогнозируемый результат: если я буду выполнять этот план, то, возможно, смогу стать хорошим танцором, а в будущем и сильным тренером.

Ситуация: не хочу быть застенчивой.
Описание ситуации: хочу научиться общаться с людьми, не стесняться, но у меня не всегда это получается. Что мне делать?
План действий: 1) стараться быть интересным собеседником, для этого буду больше читать;
2) проявлять приветливость, чаще улыбаться;
3) вступать в контакт первой, предварительно наметив содержание и стиль разговора;
4) быть активной, участвовать в мероприятиях;
5) подготовить и провести в классе какое-нибудь мероприятие;
6) извлекать уроки из допущенных ошибок в общении.
Прогнозируемый результат: если я буду выполнять этот план, то стану увереннее в себе, у меня появятся новые друзья.
Школа закладывает фундамент, на котором учащиеся впоследствии строят свою жизнь. Большое влияние на формирование этого фундамента имеет характер человека. Характер влияет на мечты человека, его цели, на его саморазвитие, на понимание разницы между добром и злом и позволяет отличать провал от успеха.
В 3-4 классе ученики часто задают вопросы о своем внутреннем мире, о чувствах, о причинах поведения. Почему одни люди относятся к ним хорошо, доброжелательно, а другие враждебно? Как избежать недоразумений, ссор со своими товарищами, друзьями, родственниками? Как стать таким, чтобы окружающие уважали, признавали?
Мы стали решать задачи формирования тех положительных качеств, которые закладывают желание жить в гармонии с основными нравственными ценностями (надежность, уважение, ответственность, справедливость и др.).
Надежность
Говоря о надежном человеке, учащиеся выделяют такие качества как честность, верность, умение держать свое слово и обещания, никогда не опаздывать и др.
Упражнение «Достижение доверия».
Поговорите о преимуществах и плюсах тех учащихся, которым доверяют учителя и родители. Попросите учеников составить свой собственный список преимуществ. Повесьте эти списки так, чтобы их мог видеть весь класс. Периодически пополняйте список и напоминайте учащимся о важности того, что упомянуто в списке.
«Построение надежности».
1. Используйте небольшие коробки (или что-то подобное) в качестве кирпичей.
2. Постройте из них стену для того, чтобы показать учащимся, как медленно строятся крепкие стены доверия.
3. На листах бумаги напишите слова, описывающие характер. Приклейте их к кирпичикам.
4. Покажите, что каждый кирпичик представляет собой какое-то дело.
5. Попросите одного из учащихся попытаться вытащить один из нижних кирпичиков так, чтобы стена не распалась. Пусть вытащенный кирпичик представляет недостойное поведение. Продолжайте вытаскивать кирпичики до тех пор, пока стена не упадет.
Уважение
Говоря об уважении, ученики отмечают, что ценить надо всех людей, жить согласно правилу: «Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», пользуйся хорошими манерами и др.
Упражнение «Израненное сердце».
Вырежьте из картона большое сердце. Раскрасьте его красным цветом. Поговорите с учениками об уважении друг к другу, одновременно показывая красивое красное сердце. Поговорите о важности и опасности унижения. Во время разговора об унижении возьмите карандаш и начните протыкать дырки в сердце. Объясните, что каждый раз, когда кто-то унижает человека, он как бы прокалывает дырки в его сердце. Это причиняет боль, и ущерб не может быть сразу возмещен. Это – не уважение!
«Зажги свою звезду».
Наклейте фотографии каждого ученика на большой лист бумаги. В течение четверти или года учащиеся должны проявить себя в чем-либо (спорте, учебе, организации мероприятий и т.д.). Ученики объясняют классу, что вызвало всеобщее уважение к этому человеку.
Критериями эффективности работы мы считаем формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. Это освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем; освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную действительность; перенос полученных навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Оценка внутренней сформированности социально значимых компетентностей может быть основана на личных впечатлениях учителей, на наблюдениях за учениками на занятиях, беседах с родителями.

Литература
1. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: сборник материалов/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 457 | Загрузок: 68 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА