Воскресенье, 05:46 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Родительское собрание в 1 классе. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе
[ Скачать с сервера (186.0Kb) ] 07.11.2013, 20:35
Родительское собрание в 1 классе
Тема: Трудности обучения письму и чтению в начальной школе
Автор: Дяченко Тамара Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Когалыма, Тюменской области, ХМАО

Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями основные проблемы обучения в 1 классе.
2. Познакомить родителей с основными причинами трудностей обучения письму и чтению леворуких, медлительных и гиперактивных учащихся.
3. Настроить родителей на понимание трудностей, дать им необходимые рекомендации.
Форма проведения: лекция с элементами дискуссии. Работа в группах.
Основные вопросы лекции:
1. Причины трудностей обучения письму и чтению и факторы, влияющие на них.
2. Трудности обучения письму и чтению леворуких детей.
3. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей.
4. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.
5. Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы.
План собрания:
1. Анализ результатов анкеты для родителей.
2. Лекция для родителей с элементами дискуссии.
3. Рекомендации для родителей.
4. Подведение итогов собрания. Рефлексия.
Подготовка к собранию:
1. Изучить лекционный материал по теме «Трудности обучения письму и чтению в на-чальной школе» М.М. Безруких.
2. Провести анкетирование родителей по теме собрания.
3. Подготовить памятки для родителей.

План-конспект собрания.
1. Анализ результатов анкеты для родителей. (Приложение 1)
2.Причины трудностей обучения письму и чтению и факторы, влияющие на них.
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Это сложнейшие интегративные навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции – внимание, восприятие, память, мышление.
Обучение тактике письма и технике чтения не имеют самостоятельной ценности, если не приводят к письменной речи, не создают потребность в ней, не дают навыки именно письменной речи. Именно в этом культурно-исторический смысл обучения ребенка письму и чтению, который выделял Л.С. Выготский, когда писал, что существующие методики обучения (а принципы этих методик не изменялись) «не учитывают главное, и вместо письменной речи дают ребенку письменные навыки» (т. 3, с. 196). Следует добавить – речь идет о механических навыках и письма, и чтения.
В то же время, по Л.С. Выготскому, овладеть письменной речью можно «...только при условии, если в первые школьные годы ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи» (т. 3, с. 189). То есть, при обучении письму и чтению должно идти освоение технической стороны этих навыков, но «обучение письму (только. – Ред.) как навыку приводит именно к нежизненному письму, к гимнастике пальцев, а не к культурному развитию ребенка» (т. 3, с. 198). В отношении механического чтения у Л.С. Выготского еще более жесткое суждение: «чисто механическая способность читать скорее задерживает, чем продвигает вперед культурное развитие ребенка» (т. 3, с. 198).
Многие проблемы формирования навыков трудностей обучения письму и чтению связаны именно с методикой обучения, с ее соответствием функциональным особенно-стям и возрастным возможностям детей, с условиями организации учебного процесса и требованиями, которые предъявляются ребенку.
К сожалению и педагоги, и родители чаще считают причиной трудностей письма и чтения – «неспособность», «плохую подготовленность» или нежелание ребенка научиться хорошо читать и писать. Безусловно, есть дети функционально незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков, и в этих случаях несоответствие методики и неадекватные требования дают еще больший негативный эффект. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям, от того, понимают ли их причину, знают ли, как помочь ребенку, зависит успех любой помощи.
В отечественной и зарубежной литературе рассматривается и анализируется широкий спектр причин возникновения школьных трудностей: от генетической предрасположенности до социальной депривации. Их нельзя считать ни до конца понятными, ни до конца изученными, но их нельзя не знать, невозможно не учитывать при работе педагога, психолога, родителей с ребенком.
При анализе причин трудностей обучения письму и чтению, как правило, выделяются и внешние (так называемые экзогенные), и внутренние (эндогенные) причины (факторы). Причины трудностей обучения письму и чтению

У детей с трудностями формирования навыков письма и чтения может быть низкая, неустойчивая работоспособность, повышенная истощаемость, неустойчивое внимание, низкая познавательная активность, что может быть обусловлено возрастной несформированностью регуляторных структур ствола мозга, характерных для многих детей 6–6,5 лет. Фактически обучение письму и чтению начинается, когда у значительной части детей (до 70%) еще недостаточно сформированы механизмы произвольной регуляции сложных видов деятельности (а письмо и чтение – это сложные виды произвольной деятельности), требующей концентрации внимания, программирования и текущего контроля деятельности.
По данным ИВФ РАО у значительной части детей, поступающих в школу, отмечена возрастная несформированность речи (до 60%) моторики (30–35%), зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до 50%), зрительно-моторных и слухо-моторных координаций (до 35%). Все это – базовые познавательные (школьно-значимые) функции, обеспечивающие формирование навыков письма и чтения.
В то же время необходимо подчеркнуть, что почти все исследователи, считают, что многие из этих проблем могут быть в значительной мере скомпенсированы еще до начала обучения, либо в процессе обучения при правильной работе с детьми и соответствующей организации учебного процесса.
Таким образом, возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и экзогенных, и эндогенных причин – совместное, комплексное. Важно уметь выделять и различать их, для того чтобы выбрать меры эффективной помощи ребенку.
Сегодня мы поговорим о трудностях обучения чтению и письму детей особых групп риска: леворуких, медлительных и гиперактивных.
Исследования и наблюдения показали, что в нашем 1-в классе обучаются 4 леворуких ребёнка и 21 – праворукий. Среди праворуких – 1 медлительный и 1 гиперактивный ребёнок. Естественно, такие дети сталкиваются со значительными трудностями, начиная обучение в школе. Таким детям нужна своевременная, специальная помощь. Как помочь таким детям? Этот вопрос стоит и перед нами, учителями, и перед вами, родителями.
Остановимся на специфических трудностях детей каждой группы.

3.Трудности обучения письму и чтению леворуких детей.
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой, – леворукие. В отношении к леворуким и леворукости существуют две противоположные точки зрения: негативная (леворукость – отклонение, у всех леворуких есть нарушения) и позитивно-восторженная (все леворукие гениальны). И первая, и вторая точки зрения далеки от реальности. Среди леворуких людей есть очень успешные, талантливые и даже гениальные (именно о них идет речь, когда вспоминают о Леонардо и Юлии Цезаре, о Наполеоне и Чаплине и многих других), но есть тысячи безвестных неудачников. Леворукие – не однородная группа, и это связано прежде всего с тем, что происхождение леворукости может быть разным.
Теории и гипотезы происхождения леворукости можно разделить на две группы:
в одной леворукость рассматривается как результат действия среды, влияния внут-ренних и внешних условий развития ребенка до рождения и после рождения;
в другой – как результат генетической обусловленности.
Современные знания позволяют выделить два основных вида леворукости – генетическую и компенсаторную (или патологическую) леворукость. Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Еще в 20-х годах прошлого века было доказано, что вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, но она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В 50-е годы прошлого столетия эти цифры уточнили, но они несильно различаются: 50% детей становятся леворукими, если оба родителя леворуки, 16,7% – если леворук один и 6,3% – если в семье не было леворуких. Однако закон наследования этого признака пока не ясен.
Еще один вариант – патологическая, или компенсаторная, леворукость. В течение многих десятилетий накапливались данные, показывающие, что при патологии беременности и родов у леворуких детей часто выявляются нарушения в раннем развитии. Нередко леворукость сочетается с нарушениями речевого развития, зрительно-пространственного восприятия, моторной неловкостью и т.п. Кроме того, у них не отмечается семейная леворукость, а значит, это не связано с наследованием признака.

Для определения ведущей руки следует использовать комплекс специальных заданий, подобранных с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста. Бытовые, часто используемые действия дети выполняют обеими руками, что затрудняет выделение ведущей руки. Поэтому некоторые задания даются в двух вариантах. (Приложение 2)

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?
Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руки, что сильно затрудняет процесс формирования навыка письма.
Часто взрослые – и педагоги, и родители – придерживаются такой позици: «Какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело – выполнять привычные бытовые действия, другое – письмо. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (то есть бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство.

Обсуждение педагогической ситуации №1 (Приложение 3).

Леворукость при генетическом варианте представляет собой индивидуальный вариант нормы, а значит, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обуче-ния.
Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Конечно, эти проблемы могут быть и у праворуких детей, но они встречаются у леворуких примерно в половине случаев.
Для этих детей характерны:
-трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (и при письме, и при чтении);
-перестановки букв;
-чтение справа налево;
-трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
-пропуски, замены (при письме и при чтении).
Несформированность зрительно-пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности требует от педагога особого внимания буквально с первых дней обучения:
Необходимо подробное объяснение и осознанное выполнение каждой буквы. В бук-варный период целесообразны прописи для леворуких детей.
Категорически противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо.
Рекомендуется проговаривание при письме (для усиления контроля к звуко-буквенному анализу).
Необходимы специальные занятия для совершенствования зрительной дифференци-ровки букв (разрезное буквенное лото). Чтение должно быть медленным, целесообразно использование линейки-окошка, которая позволяет выделять читаемое слово.
В ситуации когда ребенок нервничает, волнуется, спешит, нарушения письма и чтения будут более выраженными.
Еще раз подчеркнем, что ни в письме, ни в чтении у леворуких детей нет каких-либо «особых» проблем, свойственных только им.
Рекомендации родителям по оказанию помощи леворуким детям (Приложение 4)

3.Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик. Проблемы начинаются буквально в первый день обучения.
Обсуждение педагогической ситуации №2 (Приложение 5).

Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.
Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения.
Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться, учитывать в процессе обучения.
И учителя, и родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Можно ли заставить ребенка работать быстрее?
Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее.
С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. Главное, на что мы хотим обратить особое внимание, – на начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы.
Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно.
Взрослые, работающие с медлительными детьми, сами это замечают, но видят в этом упрямство, строптивость, нежелание следовать советам: «Я тороплю, а он назло – еще медленнее...»
Это не «назло», просто скорость работы мало зависит от желания ребенка.
Адаптация медлительных детей к школе во многом зависит и от того, как относились взрослые до школы (дома, в детском саду) к медлительности ребенка.
Возможны два варианта:
1. Ребенок – медлительный, но в семье к его медлительности относятся спокойно, без раздражения, что-то помогают сделать, когда-то терпеливо ждут. И он не чувствует своей медлительности, не воспринимает ее как недостаток, а значит, не суетится, не нервничает. Фактически такой ребенок не будет испытывать особых осложнений ни в детском саду, ни в дошкольной гимназии до тех пор, пока интенсивность работы на занятиях не превысит его возможности. Вот тогда могут появиться проблемы.
2. Ребенок – медлительный, но окружающие взрослые (дома и в детском саду) не понимают его, не считаются с этой особенностью.
Чаще всего медлительный ребенок, к особенностям которого относились до школы негативно, приходит в школу уже убежденным в том, что он все делает не так, и в том, что взрослые всегда им недовольны.
Школьные проблемы медлительных детей достаточно типичны.
В начале обучения может не быть каких-то специфических трудностей – с письмом, чтением и др. Однако следует обратить внимание на состояние ребенка, его жалобы. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей. Иногда период адаптации проходит относительно спокойно (если учитель и родители не предъявляют чрезмерных требований), но появляются специфические трудности в процессе обучения письму и чтению.
Разберем развитие трудностей письма и чтения у медлительных детей более подробно.
С первым «не успел» учитель и родители сталкиваются, как правило, при письме. Если внимательно посмотреть прописи медлительных детей, это хорошо видно. С первых страниц ребенок едва успевает выполнить половину, а чаще – четверть задания. «Не успел написать» расценивается только как механическое (техническое) письмо – не успел осуществить движения при написании букв.
Медлительные дети не успевают «ухватить», понять, осмыслить даже то, что происходит на уроке, и поэтому весь процесс формирования навыка письма тормозится.
Еще сложнее тем детям, а таких много среди медлительных, которые в силу индивидуальных особенностей не могут программировать свое действие, составить его план, имеют какие-либо задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими.
Но особая трудность – «что и как писать» – возникает у медлительных детей в силу того, что они просто не могут успеть воспринять информацию, успеть переключиться с предыдущей деятельности. Эти дети словно не видят конфигурацию буквы, соотношения ее частей, путают правые и левые части букв, «не видят строку». Буквы у них, как правило, разной величины, ширины, наклона. Способность понять и различить элементы букв, умение выделять соотношения частей, понимание расположения этих элементов на строке, их сочетания и последовательности – первый шаг в обучении.
Однако медлительный ребенок, стараясь успеть за всеми, мало внимания обращает на то, что у него получается: главное – успеть, не отстать. Все это не способствует правильному формированию навыка письма. Вполне понятно, что почерк будет все хуже, а «не успел» будет возникать все чаще. Несоответствие требуемой и возможной скорости письма часто приводит к тому, что оно словно тормозится.
Однако основные сложности медлительных детей начинаются во второй четверти – увеличиваются объем, интенсивность письменной работы, и тогда возникает весь ком-плекс трудностей при письме. У ребенка два выхода – писать либо красиво в соответствии с требованиями каллиграфии (но тогда – медленно), либо быстро, как необходимо учителю при определенном темпе работы всего класса, но тогда появляются дрожание линии от чрезмерного напряжения, дополнительные штрихи, нарушается конфигурация букв, из-за дефекта времени осложняется звуко-буквенный анализ, появляются ошибки, а в дальнейшем тот же дефицит времени не даст возможность выполнить необходимое правило. Постоянное отсутствие достаточного времени на звуко-буквенный анализ не просто затрудняет письмо, а создает условия, в которых грамотное письмо невозможно.
Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чте-ние само по себе, сколько чтение вслух «на скорость». Темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже нормативного, и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать намного быстрее, чем он может. Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие до школы дети теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети «спотыкаются» на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, «бегут» по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова «глотаются», в незнакомых часты пропуски, перестановки.
Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования этого навыка.
Чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряется связь слов, понимание текста.
Рекомендации родителям по оказанию помощи медлительным детям (Приложение 6)
4.Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей
Гиперактивность (повышенная, чрезмерная активность) детей и связанные с ней на-рушения поведения – совсем не редкая причина не только недовольства учителей и родителей, но и серьезных школьных проблем, возникающих у этих детей с первых дней обучения. Гиперактивность чаще всего сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает общее, но не очень четкое определение – «нарушение поведения». Когда речь идет о нарушениях письма и чтения, то чаще всего дается такая характеристика: «ошибки по невнимательности», «невнимательное чтение». Для того, чтобы вы, родители, имели представление о том, какие нарушения поведения ребёнка характеризуют как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, приведём классическое описание этих симптомов.
Симптомы невнимательности:
• недостаточно внимателен к деталям;
• с трудом удерживает внимание;
• как бы не слушает говорящего;
• не может довести дело до конца;
• с трудом организует свою деятельность;
• избегает выполнения задания;
• теряет предметы;
• отвлекается на внешние раздражители;
• все забывает.
Симптомы гиперактивности:
• дрыгает руками или ногами, крутится;
• не может усидеть на месте, когда это требуется;
• чрезмерно разговорчив;
• носится и лезет куда-либо, когда это не разрешается;
• с трудом может тихо играть;
• всегда «заведен», «как будто внутри мотор».
Симптомы импульсивности:
• выпаливает ответы;
• чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди;
• прерывает других, вмешивается в чужой разговор.
У гиперактивных детей эти симптомы постоянны.
Обсуждение педагогических ситуаций №3, 4 (Приложения 7, 8).
Наблюдения показывают, что эти дети довольно быстро выключаются из процесса выполнения задания, но письменные работы выглядят неряшливо, в них много исправлений, ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или попросту угадывания.
Обычно педагоги и родители считают эти ошибки «глупыми», сделанными из-за не-желания быть внимательным, отсутствия старания. Основания для таких выводов, на первый взгляд, есть, так как иногда эти дети способны очень хорошо справляться с заданиями.
Лучшие результаты работы дают спокойная обстановка, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальная работа в собственном темпе, индивидуальное объяснение за-дания и другие факторы.
Но даже в этих случаях эффективная работа кратковременна.
Навыки чтения и письма у этих детей уже к середине первого учебного года могут быть значительно ниже, чем у их сверстников, хотя читать и писать они чаще всего умеют еще до школы.
Обычная характеристика учителей в этих случаях: «Может учиться лучше. Не старается, ленится». Действительно, у этих детей может быть очень высокий интеллектуальный потенциал, и в обычных условиях им трудно его использовать.
Одна из важных особенностей таких детей – низкая учебная мотивация.
Ребенок недостаточно ориентирован на приобретение новых знаний. У него отсутствует внутренняя установка на запоминание нового материала и инструкций, вводимых педагогом.
Однако такой ребенок заинтересован в получении положительной оценки своей дея-тельности. Эмоциональная составляющая процесса для него более важна, чем содержа-тельная, поэтому такие дети часто дают импульсивные неверные ответы (они не поняли вопрос, но очень хотят быть социально желательными).
Так же легко у них фиксируются негативные реакции на критику и критикующего: содержание замечания может быть пропущено, а «неприятный осадок» и, как следствие, избегание и отказ от сотрудничества остаются.
Нарушения концентрации внимания является причиной трудностей в выполнении всех учебных заданий, в том числе письма и чтения.
Удовольствие, удовлетворение являются важным фактором организации психической деятельности ребёнка, оказывают на него стимулирующее влияние.
Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, которые кажутся им скучными, трудными и не подкрепляются поощрениями.
Во время занятий им сложно порой справится с заданием не потому, что они не спо-собны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации своей деятельности.
Как помочь гиперактивному ребёнку освоить письмо и чтение?
Рекомендации родителям по оказанию помощи гиперактивным детям (Приложение 9).

5.Работа родителей с ребёнком, имеющим школьные проблемы
Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Родители должны знать, как нужно организовать занятие, как взаимодействовать с ребёнком.
Родители должны соблюдать основные правила:
1. Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и слож-ность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.
2. Работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах.
3. Начинать занятия следует с 10 -15 минут.
4. Начинать занятия с игровых упражнений.
5. Не заниматься, если ребёнок очень устал, утомлён или произошли какие – то особые события.
6. В занятия должны быть включены задания, которые ребёнок обязательно сможет выполнить, или достаточно лёгкие, не вызывающие серьёзного напряжения. Это позволит ему настроится на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо всё получилось!», «У тебя сегодня хорошо всё получается», - и т. п.
7. Во время длительных занятий через 15 минут обязательно должны быть паузы, упражнения на расслабление.

Успех такой работы во многом зависит от того, сможет ли ребёнок поверить в свой успех, но сначала в это должны поверить взрослые, учитель и родители.

Приложение 1
Анкета для родителей
(заполняется за неделю до собрания)
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты!

Ф.И. ребёнка _______________________________________________________

1. Охотно ли ребёнок идёт в школу? Да Нет (подчеркнуть)
2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый
распорядок дня? Да Нет (подчеркнуть)
3. Переживает ли свои успехи и неудачи? Да Нет (подчеркнуть)
4. Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями? Да Нет (подчеркнуть)
5. Каков преобладающий характер его впечатлений? (выбрать)
а) восхищённый, восторженный, радостный;
б) унылый, печальный, неудовлетворительный.
6. Испытывает ли трудности в обучении? Да Нет (подчеркнуть)
7. Какие трудности испытывает Ваш ребёнок в обучении?
____________________________________________________________________________
8. Как преодолевает трудности при выполнении домашних заданий? (выбрать)
а) кропотливо и самостоятельно; б) частично с Вами; в) всегда только с Вами.
9. Часто ли жалуется на товарищей по классу? Да Нет (подчеркнуть)
10. Справляется ли с учебной нагрузкой? Да Нет (подчеркнуть)
11. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение? (выбрать)
а) никак не изменилось; б) стал спокойнее; в) стал более подвижен.
12. Жалуется ли на беспричинные боли, если да, то как часто? Нет Да (____________________________________________________________________________)
13. Когда ложится спать? ______________ Сколько часов в сутки спит? ___________
14. Изменился ли с прошлым годом его характер? Да Нет (подчеркнуть)
15. Как изменился? (подчеркнуть) В положительную сторону. В отрицательную сторо-ну.

Приложение 2
Задания для определения ведущей руки ребёнка
Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие.
Задание 1. Рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (флома-стер) и предложите нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того как он закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится». Можете успокоить малыша: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. В этом задании нужно сравнивать качество выполнения рисунков. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.
Задание 2. Открывание коробочки. Ребенку предлагается несколько коробков, на-пример спичечных, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста. Задание: «Найди спичку (фигуру) в одной из коробочек». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Вы можете использовать для этого задания коробочки со счетными палочками.
Задание 3. Построение колодца из палочек (спичек). Сначала из палочек (спичек) строится четырехугольник, а затем выкладываются второй и третий ряды.
Задание 4. Игра в мяч. Нужен небольшой мяч (теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.
Задание 5. Вырезание ножницами рисунка по контуру. Можно использовать любую открытку (вырезать цветок, зайчика, узор и т.п.). Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания. Вы можете получить неверный результат, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка.
Это задание можно заменить раскладыванием карточек (карт) лото. Все карточки (10–15 штук) ребенок должен взять в одну руку, а другой, как правило ведущей, раскладывать карточки. Можно использовать карточки детского лото. Карточки стопкой нужно положить на стол строго на середину перед ребенком и только после этого еще раз сформулировать задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой». Для того чтобы ребенку было интереснее, попросите его называть то, что нарисовано на карточках.
Задание 6. Нанизывание бисера. Ребенку предлагается нанизать бисер на иголку с ниткой. Для дошкольников можно использовать пуговицы.
Задание 7. Выполнение вращательных движений. Ребенку предлагают открыть несколько флаконов, баночек (2–3 шт.) с завинчивающимися крышками. Учтите: ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.
Задание 8. Развязывание узелков. Заранее неплотно завяжите несколько узлов из шнура средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая его держит).
В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, так как развязывание узелков – процесс довольно сложный, и ребенок, как правило, использует обе руки. Можно применить иной вариант этого задания – составление цепочки из скрепок. Как правило, ребенок в одной руке держит скрепку, а другой пытается ее присоединить.
Задание 9. Построение из кубиков. Ребенку предлагают построить из кубиков дом, ограду и т.п. Ведущей является та рука, которая чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При складывании кубиков чаще используются обе руки. Кроме того, это довольно привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание, предложив конструктор, мозаику с конкретным заданием.
Задание 10. Данные о семейной леворукости (для родителей). Если в семье у ребенка есть леворукие родственники – родители, браться, сестры, бабушки, дедушки, нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет – в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, леворукий. Результаты выполнения заданий удобно занести в таблицу:
Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1 +
2 +
...
10 +
Если при выполнении задания ребенок активнее работает левой рукой, то ставится знак плюс (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой – в графу «Правая рука», если одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».
Внимательно проанализируйте результаты.
Если вы получили все плюсы в графе «Левая рука» за задания 2–9, а за задание 1 – рисование – плюс будет стоять в графе «Правая рука», то это означает, что бытовые действия ребенок действительно может лучше выполнять левой рукой, а графические – правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой в выполнении графических действий.

Приложение 3
Ситуация 1
Денису 8,5 лет, он учится во втором классе гимназии, но родители настаивают на его переводе в другую школу, туда, «где не так сложно учиться. Ведь он леворукий, и его мозг не может работать так, как у других детей». (Разбирая этот пример, мы еще вернемся к этой фразе.)
Денис – худенький, бледный, с синяками под глазами, робок, нерешителен, говорит очень тихо, старается избегать взгляда. Однако минут через десять спокойного разговора о его любимой кошке с котятами начинает с увлечением рассказывать, как он их фотографирует, наблюдает за ними, и вдруг совершенно неожиданно переходит к волнующей нас теме леворукости.
– Знаете, – говорит он, – один мой котенок – левша, он все время играет левой лап-кой, как я, но он очень ловкий и умный. (Это «но» прозвучало как-то обреченно.)
– Леворукий – это же очень здорово! Разве тебе это как-то мешает или доставляет неприятности?
– Нет, совсем не мешает, но я ведь никак не могу научиться красиво писать, и ошиб-ки есть, а читаю много. Мама говорит, кто читает много, должен и писать без ошибок, а у меня не получается.
Какие же проблемы волнуют учительницу и маму? Какие трудности обучения есть у Дениса?
Из характеристики учительницы: «Денис пришел в первый класс хорошо подготовленным, он читал, считал, хорошо рассказывал, был активным, быстро освоился в коллективе. Но Денис – леворукий, и поэтому у него с самого начала были нарушения письма. Почти все буквы он писал неправильно, многие зеркально из-за того, что у леворуких мозг работает по-другому. Со второго полугодия первого класса все контрольные работы и диктанты он писал на двойки – слова трудно разобрать, много ошибок, зачеркиваний, пропущенных слов. С программой не справляется, читать во 2-м классе стал хуже, медленнее, появились проблемы по всем предметам. Стал раздражительным, плаксивым, не старается».
Из рассказа мамы: «Денис был очень спокойным, здоровым ребенком, до школы все было нормально. То, что он леворукий, мы заметили года в 3–4, отнеслись к этому спокойно – у нас леворукий дедушка. Он военный, в теннис играет, умелец. Единственное, что делает правой, – пишет, почерк, правда, не очень, но говорит, что тогда всех переучивали. Он же не разрешил переучивать Дениса, мол, сам намучился. К школе Денис готовился с четырех лет в специальной группе, хорошо читал, считал, но писать было трудно. Никак не мог научиться ручку держать – как зажал ее почти всеми пальцами, так и не смогли его отучить. В первом классе самым трудным было письмо, писал плохо, не успевал, а во втором и читать стал хуже, и по математике тройки. Дома-то старается, я рядом сижу, проверяю, а в классе, особенно на контрольных, – беда: совсем не старается».
Из истории развития Дениса: беременность и роды у мамы без патологии, раннее развитие без отклонений, к трем годам хорошо развиты речь, «большие» движения – ходьба, бег, езда на трехколесном велосипеде.
Результаты обследования (8,5 лет): хорошо развита речь, сформирована произвольная регуляция деятельности, зрительно-пространственное восприятие – в соответствии с возрастом, моторика. Однако неправильно и очень напряженно держит ручку, все графические движения скованы, напряжены, выполняются очень медленно. Внимание сосредоточено на том, «как писать», а не «что пишет». При письме торопится, нервничает, не запоминает предложение из 6 слов. Тестирование предпочтения рук подтвердило, что Денис леворукий.
Собеседование с мамой и оценка состояния психоневрологической сферы позволили выявить комплекс неврозоподобных расстройств: беспокойный сон, плаксивость, тревожность, отсутствие аппетита, страхи.
На вопрос о том, что нравится в школе и что самое трудное, отвечает: «Сейчас трудно все, потому что у левшей все не так. Надежда Васильевна (учительница) сердится, и мама тоже. Из школы не хочу уходить – у нас информатика интересная и друзья еще со двора».

Приложение 4
Рекомендации родителям по оказанию помощи леворуким детям:
1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется “пробовать” научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
8. При обучении письму используйте “Прописи для леворуких детей”. Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Приложение 5
Ситуация 2
– А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай: одна, две, три и так далее.
Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.
– Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно виновато говорит: «Я быстрее не могу...». На глазах слезы, дрожат губы...
– Вот так всегда, – раздраженно замечает мама. – Я ей: побыстрее, а она чуть что – в слезы. Раньше не была такой плаксой, а теперь до истерики дело доходит.
Успокаиваем маму и Лену, а дальше ведем беседу с ними отдельно.
Рассказ мамы: «Росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой просидеть. Я уж из себя выходила, даже к врачам обращалась, может, болезнь какая, – ничего. До трех с половиной лет дома была, я с ней сидела, а потом пошла в сад. Дома-то не обращала внимания, как она одевается, сама одевала. Знаете, как дома, – тысяча дел, а Лена у меня одна, тогда уже и младшенький родился. А как пошла в детский сад, так одни жалобы: все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое... Но самые главные мои мучения на-чались в прошлом году, когда пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3–4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого... Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: «Опять половина задания. Где вторая половина задания?», «И это все?!», «Грязно», «Небрежно», «Не стараешься!») А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения, и с математикой не очень...».
Мама еще долго жаловалась на Ленины упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: «Как заставить?»
Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она «самая медленная, и весь класс назад тянет», «измучила маму». И мама часто наказывает ее и за плохие отметки, и за грязь в тетради, и за то, что все не успевает... Теперь у нее часто плохое настроение, «плакать хочется» и «болит голова, особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит». А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает неожиданно: «Надоело все, устала я».

Приложение 6
Рекомендации родителям по оказанию помощи медлительным детям:
1. Любите и принимайте своего ребенка таким, каков он есть.
2. Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взглядом, прикосновением.
3. Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
4. Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Временной цейтнот категорически противопоказан медлительному ребенку.
5. Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих силах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при неудачах - подбодрите, самый ничтожный успех - подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
6. Всегда помните о том, что такому ребенку нужно время «на раскачку».
7. Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выполнение задания в более быстром темпе.
8. Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заражаясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
9. Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
10. Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
11. Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятельности.
12. Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Приложение 7
Ситуация 3
Денису 6 лет 4 месяца. Два месяца назад его привели в подготовительную группу дошкольной гимназии. Педагог и психолог, проводившие собеседование, не могли не обратить внимание на то, что их вопросы не очень интересуют ребенка, зато он сам подробно рассказывает о том, что он знает (автомобили, их марки, отличия, преимущества и т.п.). Он расспрашивает обо всем, перескакивая с одного на другое (ответ не важен), ни секунды не сидит на месте, старается осмотреть и потрогать все, что вокруг, в том числе очки психолога, лежащие на столе: «Это твои?». – «Да, положи, пожалуйста, их на место», «А мне интересно через них посмотреть», – сказал Денис, надевая очки. Уже через минуту он оставил очки и стал, задавая массу вопросов, разглядывать рисунки детей, висевшие на стене.
Денис знал буквы, уже неплохо читал, считал, но его с трудом удалось уговорить продемонстрировать свои умения. Мама и бабушка, которые привели его, считали такое поведение «баловством». Ребенок фактически жил с бабушкой, но его воспитанием занимались няни. «Хорошую няню, – жаловалась мама, – найти невозможно. Два-три месяца – и уходят, не знают, как обращаться с детьми. А с некоторыми Денис даже отказывался оставаться».
По словам мамы, «Денис очень любит детей, но они его обижают, он сердится, злится, иногда дерется, но учиться очень хочет и обещал, что будет себя хорошо вести». Но все обещания оказались трудновыполнимыми. На занятиях он постоянно переключался с одного вида деятельности на другой (хотя, как заметила учительница, «схватывал все на лету»), вертелся, вставал, ходил по классу, мог взять у другого ребенка книгу, карандаш, задавал педагогу вопросы, не относящиеся ни к заданию, ни к занятию, «минут через 5–7 просто не мог работать – приходилось садиться рядом, чтобы хоть как-то его угомонить».
Самой большой проблемой было письмо (детей учили писать только печатные буквы). Оказалось, что Денис «не любит рисовать», ручку и карандаш держит в кулаке, зажимая тремя пальцами. Движения скованны, рука очень напряжена, а линии неровные. Первые несколько букв даже в своем имени Денис писал старательно, выводя каждую линию, но все имя «красиво» не получалось, и он мог все перечеркнуть, просто отказаться от работы («не хочу») или искать предлог заняться чем-то другим.
В перерывах между занятиями «носился, как угорелый, всех задергал». Через два месяца Дениса попросили забрать, так как учительница испробовала, казалось, все меры: «и по-хорошему, и по-плохому». Она и терпела его «выходки», и делала замечания, наказывала, стыдила, жаловалась родителям. Родители, в свою очередь, тоже принимали меры: лишили прогулок и не разрешали смотреть «видик», не покупали новых игрушечных автомобилей, требовали, чтобы выполнял дома все задания, которые не сделал в классе. Занятия превращались в крик, слезы и новые наказания. Денис обещал исправиться, но на следующий день все начиналось сначала. Испробовав, по их мнению, всё, взрослые решили наказать Дениса «молчанием»: с ним перестали разговаривать, и на второй день он сбежал из дома. По счастью, его быстро нашли, так как сбежал он к одной из своих бывших нянь.

Приложение 8
Ситуация 4
Федор пришел в школу с мамой и папой первого сентября. Родители были вместе с сыном в зарубежной командировке, и знакомство учительницы с новым учеником состоялось на первом уроке. Короткий рассказ мамы: «Всё умеет: и читать, и писать, и считать, но не любит, ленится. Очень живой ребенок, активный, непоседливый и обидчивый», – насторожил: такие ученики бывают в каждом классе, и работать с ними нелегко. Федя был рослым, и его посадили за четвертую парту, однако уже через урок пришлось пересадить его за первую, поближе к педагогу, так как он мешал другим детям, пытался с ними поговорить, разными способами привлекал их внимание. Ребенок требовал постоянного внимания, иначе и сам не работал, и отвлекал тех, кто сидел рядом.
Прошло 3 месяца. Дни, похожие один на другой, превращались в «хроническую борьбу» с рассеянностью, нежеланием внимательно работать, доводить работу до конца, правильно выполнять задания, плохим поведением на уроках физкультуры и на переменах (постоянные конфликты со сверстниками, даже драки). После перемены долго не мог успокоиться: волосы взъерошены, глаза блестят от возбуждения. Замечания учительницы – «Федя, не крутись», «Федя, помолчи», «Федя, не мешай» – мальчик словно не слышал. Классные задания выполнял частями (где-то только начало, где-то нет конца). Буквы большие, похожи на каракули, много исправлений и ошибок (пропусков, недописываний). Читает быстро, но часто пытается угадать слово, поэтому нередко додумывает содержание. Сложно с математикой – приходится несколько раз объяснять условие задачи (если читает сам – «все непонятно»).
Нельзя сказать, что учительница была очень терпелива. Федя не просто мешал ей спокойно работать в классе, но раздражал своей небрежностью, неаккуратностью, постоянным «забыл», «не знал». Чем больше она сердилась, тем несноснее, по ее мнению, становился ученик – у него резко менялось настроение, он мог швырнуть книгу, разорвать тетрадь, оттолкнуть и учительницу. Дома, по рассказам мамы, «борьба продолжалась», однако все попытки заставить ребенка не крутиться, аккуратно писать, взять себя в руки и т.п. не имели успеха. Все начиналось с увещеваний и уговоров, но заканчивалось криком или ремнем. Заключения родителей и учительницы почти полностью совпали: «неуправляемый ребенок, все делает назло, с ним невозможно работать».

Приложение 9
Рекомендации родителям по оказанию помощи гиперактивным детям:
• Выясните со специалистами, действительно ли ребёнок гиперактивный.
• Научитесь общаться со своим непоседой: не допускайте грубость, унижение, злость.
• Не разговаривайте раздражённо, если вас отвлекает ребёнок между делом, просто извинитесь.
• Ваша речь должна быть чёткой, неторопливой, а задание ясным и однозначным.
• Не начинайте говорить, пока не убедитесь, что ребёнок слушает вас.
• Для привлечения внимания используйте систему жестов, дополнительные средства.
• Обязательна работа «глаза в глаза», зрительный контакт помогает сосредоточиться.
• Избегайте слов «Неправильно», «Не так», целесообразнее говорить «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, что у тебя всё получится».
• Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче, он должен быть уверен, что успех возможен.
• Необходимы подбадривание и поддержка по ходу выполнения, это придаёт им уверенность и стимулирует продолжение работы.
• Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
• Четко придерживайтесь режима дня.
• Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность.
• Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
• Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
• Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок может подчиняться определенным требованиям, ставить перед собою цель и стремиться выполнить её.
• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внима-ния.
• Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
• Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
• Не принимайте у себя большое количество гостей и не ходите с ребенком в шумные компании.
• Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в своих силах.
• Говорите с ним сдержанно, спокойно, мягко.
• Учите сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.
• Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ребенок, в зародыше.
• Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребенка. Если возникла необходимость отчитать, проработать - делайте это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
• Наказывать гипердинамичного ребенка можно только неподвижностью.
• Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощающих взрослых.

Литература:
1. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь.-М.:ЭКСМО, 2009
2. Безруких М.М.Трудности в обучении письму и чтению младших школьников.
Лекции.: Педагогический университет 1 сентября».
3. Н.И. Дереклеева. Родительские собрания. 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2004
Категория: Начальные классы | Добавил: Тома68
Просмотров: 3996 | Загрузок: 318 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА