16+
Родительское собрание «Портфолио ученика начальной школы»
Классный руководитель
Драгунова Л.А.
Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оказании
помощи при оформлении портфолио, содействующего выявлению и
развитию индивидуальных творческих способностей ребёнка; дать
рекомендации родителям по организации ведения портфолио.
Форма проведения: родительский всеобуч.
Оборудование: медиапроектор, компьютер.
Этапы подготовки:
2.1 Портфолио в школе.
2.2 Для чего ученику портфолио?
2.3 Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Ход собрания.
Родительское собрание проходит в кабинете, который закреплён за классом. Собрание начинается с экскурсии родителей по выставке портфолио и работ учащихся (представленных с разрешения обучающихся 2-х классов).
Вступительное слово классного руководителя по теме собрания.
Классный руководитель:
Поздравляю вас: ваши дети стали учениками!
В школе наших учеников всегда ждут чудесные открытия знаний, увлекательные конкурсы, хитрые олимпиады и весёлые спартакиады. И, конечно же, дети будут в них с удовольствием участвовать, и даже побеждать самих себя. Да, да, побеждать самих себя. И это большая тайна! Ведь прежде чем, например, прыгнуть дальше всех, ребёнок сначала должен научиться прыгать дальше, чем делал это вчера. С каждым разом он будет прыгать всё дальше и дальше. Дальше самого себя или даже дальше всех ребят класса или школы. И тогда, быть может, он захочет стать профессиональным спортсменом и прыгнуть дальше всех в мире.
И если даже ребёнок родился со слабым здоровьем, но каждый день делает зарядку, закаливается, любит заниматься спортом или просто играть в подвижные игры, то он обязательно вырастет здоровым, сильным, ловким и выносливым.
Дорогие родители, перед вами «Портфолио достижений» - дневник вашего ребёнка, куда вы вместе с детьми и классным руководителем будете в течение многих лет записывать достижения в поведении и увлечениях, в физической подготовленности и спорте, в конкурсах и олимпиадах, в исследовательской деятельности и во многом – многом другом.
Оканчивая каждый класс, ваш ребёнок будет знать себя всё лучше: какой он; что больше всего ему нравится, получается; что он, может быть, хотел бы исправить и улучшить, чего достичь. И кем бы ни стали ваши дети – художниками, изобретателями, врачами, - мы знаем, что они вырастут умными, воспитанными и целеустремлёнными людьми. Настоящими гражданами России.
Желаем вам и вашим детям увлекательных дней в нашей школе и высоких достижений!
Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».
«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников. В результате многие родители, прибегая к услугам «сарафанного радио», имеют либо не полную, либо искажённую информацию о том, что же такое «портфолио», для чего оно нужно, когда и как начать его собирать, чем наполнять…
Этап 1. Поговорим о портфолио.
Предлагаю ознакомиться с общей информацией, которая позволит составить представление о том, что такое портфолио.
Итак, что такое портфолио? Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико – ориентированного подхода к образованию.
Этап 2. Для чего ученику портфолио?
Что стоит за сухой оценкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать всё, на что ты способен.
Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
У каждого ученика будет своё портфолио, то есть индивидуальный «портфель» образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Портфолио в начальной школе, прежде всего, должно носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого у младших школьников формируется контрольно – оценочная самостоятельность.
Основные предназначения портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
– приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»).
Этап 3. Что это даёт? Для чего это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентического оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико – ориентированного обучения.
Этап 4. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жёстких требований на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти к этой задаче творчески, придумать что – то своё, оригинальное.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Этап 5. Ознакомление с содержанием портфолио обучающихся 1 класса.
Знакомство со структурой портфолио.
Этап 6. Важно помнить!
В самом начале, когда ребёнок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но, по мере того как он взрослеет, эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребёнка таким образом, чтобы он сам прикладывал определённые усилия к формированию портфолио. Во время такой работы происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Этап 7. «Цепочка мнений».
Подведём итог нашего собрания. Сформулируем основные выводы. (Родители делятся впечатлениями, делают выводы.)
Этап 8. Рефлексия.
Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, хочется подчеркнуть, что на этапе начальной школы вашим вкладом в будущий успех ребёнка является, прежде всего, включение детей в различные виды деятельности, привитие им интереса к труду. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успеха.
Спасибо за внимание! Всего доброго!
Памятки классному руководителю
Советы родителям по организации помощи ребёнку в сборе материалов портфолио.
Из чего складывается сотрудничество с родителями.
– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.
– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребёнка, основанный на доверии к его личности.
– Определитесь в совместных требованиях к ребёнку, не ущемляйте его прав и свободы.
– Выработайте оптимальный для ребёнка режим жизни и работы дома.
– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живёт школа) и успехах, продвижениях в развитии ребёнка.
– Выявляйте причины дезадаптации в школе и совместно с родителями стремитесь их устранить.
– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.
– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребёнка.
– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне её.
– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.
– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс.
– дни творчества детей и их родителей;
– открытые уроки и внеклассные мероприятия;
– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально – технической базы школы;
– родительское общественное патрулирование;
– шефская помощь;
– участие родителей в работе Совета школы.
Запреты, нарушение которых недопустимо с точки зрения педагогической этики.
Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идёт с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носит преимущественно дедовой характер и касаться развития ребёнка в учебно – воспитательном процессе.
Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, а потом ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
Третий запрет – это запрет на оценку личности ребёнка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребёнка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.