Среда, 11:36 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Родители - первые учителя ребёнка
[ Скачать с сервера (29.7Kb) ] 17.06.2016, 17:38

«Родители - первые учителя ребёнка»
Н.А. Леонова, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 75 г. Волгограда
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека.
Детство – важнейший период человеческой жизни, это не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как, прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решительной степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Познания человека начинаются в семье, с того самого момента, когда убаюкиваемый песнью матери, ребенок впервые улыбается ей. Как важно, чтобы первые мысли о добром, сердечном, прекрасном, что есть в этом мире – о любви человека к человеку – пробуждались на личном опыте, чтобы самыми дорогими для ребенка стали его отец и мать. Но если этого подлинно человеческого в семье не хватает или вовсе нет – в какой мере может дать это коллектив? Как по – другому открыть перед чутким и впечатлительным детским сердцем доброту, красоту человеческой души. Детская натура весьма склонна к подражанию, и, если она будет оставлена самой себе, то в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые лучшие наставления и требования не в силах будут искоренить дурные навыки. Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте детям внушалось стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному; они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Ранние привычки для дальнейшей жизни будут служить основанием, на котором строится жизненное здание нравственности и благородства.
Родители становятся учителями ребенка с самого его рождения, потому что они являются объектом его наблюдения. От кого дети так быстро учатся держать игрушку, бутылочку, для того, чтоб быть хоть немного полезным, ведь это не может возникнуть само по себе? Младенец смотрит на родителей, которые для него являются людьми, за которым он может наблюдать, а затем и практиковать то, что он видит. Малыши учатся переворачиваться, ползать для того, чтобы добраться до желаемой цели, затем они учатся сидеть, стоять, бросать что – либо и т.д., поскольку они готовы к этой стадии развития, благодаря своим родителям. Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей, идеалом здесь служит мудрая заповедь народной педагогики: ребенку нужно трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести из тарелки пищу в рот.
К тому времени, когда детям нужно идти в первый класс, они уже знают много полезных вещей от своих родителей, получили определенный багаж знаний, им нужно двигаться к следующей стадии своего развития. Поэтому время пребывания ребенка с родителями должно быть проведено с пользой.

Если у родителей возникают сложности при подготовке ребенка к школе или в процессе обучения, то необходимо обратиться к педагогам, которые помогут разобраться в причинах неудач ребенка. Ведь важно именно на начальном этапе помочь ребенку. Так как упустив важную информацию в начале пути, не получится дальнейшего плодотворного обучения. Это как кубик в основании пирамиды - без надежного фундамента не получится крепкого строения. Так же можно обратиться к педагогам за помощью в подготовке домашнего задания. Если нет возможности обратиться к педагогу очно, то учитель начальных классов дистанционно поможет вам без выхода из дома. 

Одной из важных сторон родительского воспитания является помощь детям в социальном развитии. Ребенка нужно воспитать так, чтобы он чувствовал сердцем другого человека. Если ребенку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребенок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, - он никогда не станет настоящим человеком. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребенок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Нужно воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь – тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека, которая рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. Поэтому как важно, чтоб у ребенка был друг, о котором нужно заботиться. В этом родители обязательно должны ему помочь. Не следует уводить детей от мрачных сторон человеческой жизни, пусть они знают, что в нашей жизни есть не только радости, но и горе. Пусть горе других людей входит в сердце ребенка. Это послужит к его же благу, ведь чем раньше человек узнает все тонкости жизни, тем ему легче будет полноценно развиваться.

Из ребенка получается именно то, что закладывают в него родители в процессе его роста и развития. Они влияют на формирование характера ребенка своим собственным примером, манерой общения с ним, запретами, требованиями, мерой свободы и ответственности, которые дают маленькому человечку. Поэтому у родителей должна быть ясная цель, определенная программа воспитания. Они должны хорошо знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Родители должны не только воспитывать ребенка хорошим человеком, заинтересованным гражданином, патриотом, но и сами быть такими. Самое главное в воспитании детей – это личный пример родителей. Бесполезно втолковывать ребенку, что нужно с уважением относиться к старшим, если родители сами не могут найти общий язык со своими родителями. Ведь ребенок все видит и запоминает, а затем копирует поведение родителей, а еще у него возникает непонимание – почему взрослые говорят одно, а делают совершенно другое.
Каждый ребенок в любой семье имеет возможность достичь успехов, как в образовании, так и на протяжении всей жизни. А в достижении этих целей ему может помочь ни кто иной, как его мама и папа, обучая своего ребенка заранее. Когда ребенок может рассчитывать на то, что дома ему уделят достаточное количество времени, поймут и поддержат его, то у ребенка появляется и укрепляется чувство безопасности и понимание того, что он дорог родителям. Необходимо понять, что все это поможет ему не только в самой школе, но также и в их будущей самостоятельной жизни. Дело в том, что когда наши дети начинают посещать школу и продолжают там учиться, они осваивают правила общения с людьми, и им будет намного легче обучаться всему тому, чему их заранее научат и что они должны будут освоить. Таким образом, они станут не только хорошими учениками, но и в то же время будут уверены в себе и своих силах. Если детям больше читать, учить их самостоятельности, исполнительности, ответственности, то это принесет любовь к учебе и знаниям еще с раннего детства.
Очень часто родители уделяют огромное внимание подбору подходящей школы для своего ребенка, тщательно откладывают деньги на дальнейшее образование ребенка, но забывают о самой важной проблеме – об обучении и воспитании своего ребенка дома. Обучение ребенка дома - это не обязательно уроки в официальной форме, как в школе. Прежде всего, это обучение ребенка ежедневным заботам и составление из них «учебного плана». Домашнее воспитание и обучение ребенка не должно быть чем-то скучным, а наоборот, это занятие должно быть очень интересным и увлекательным как для ребенка, так и для родителей. Необходимо просто подумать о том, что вы делаете, и как ваш ребенок это воспринимает.
Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно подкрепляться общественным. Цель и смысл семейного воспитания – создание духовной, эмоциональной основы личности.
Обучение – это не только учителя и школа. Обучение детей дома, их воспитание приносит огромную пользу.
Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др., в которых отражены семейные ценностные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи. В последнее время интерес к вопросам воспитания и обучения детей родителями особенно возрос. О трудностях семейного воспитания пишут педагоги, психологи, юристы, благодаря которым появляется литература, раскрывающая эти трудности, с которыми могут столкнуться родители при воспитании детей, а также проблемы и задачи, которые необходимо решать правильно и своевременно.
Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Целый ряд авторов, ученых – культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы – это А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и др., а также современники – Степанов Олег Васильевич, директор колледжа, и преподаватели – Рогов Е.И., Будик И.Б., Белоусова О.В., Гончарова Е.Ю., Алексеенко И.Н. Эти авторы с различных точек зрения изучали все стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.
К.Д.Ушинский считал, что воспитатель (он же родитель, потому что родитель – это первый учитель, воспитатель ребенка), помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них. Поэтому в преодолении сложных семейных педагогических ситуаций большую пользу могли бы принести психолого-педагогические консультации для родителей, которые помогли бы добиться наиболее эффективных результатов.
Автор Ю.П. Азаров в своих книгах "Педагогика семейных отношений" и "Семейная педагогика" характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. В своих трудах ученый подчеркивает, насколько важно, начиная с малого возраста, вселить в ребенка уверенность в свои силы. Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот процесс.
Ш.А. Амонашвили, рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода ( в книгах «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. В.А.Сухомлинский, выдающийся отечественный педагог – гуманист, назвал этот принцип духовной общностью, считая, что без этой духовной общности нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. Он писал: «Мы добиваемся того, чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание, процесс которого подразумевает, что ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его, а без этого процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Понятия «воспитатель», «учитель», «педагог» в словах этих авторов относятся и к родителям, так как принцип взаимодействия любого воспитывающего, наставляющего, обучающего лица с ребенком имеет одинаковый характер.
Золотые слова В.А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком» не должны остаться без внимания. Насколько это правдиво!
Родители. В чем заключается сущность этого понятия? Что под этим словом подразумеваем мы, а кого и что видит в этом слове ребенок?
В первую очередь, родители – это самые близкие люди для ребенка, функции которых заключаются в удовлетворении его потребностей, его самые первые и самые важные воспитатели и учителя. Слово воспитатель происходит от основы «питать». В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало , что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Родители являются первыми и значительными воспитателями и учителями, потому что они закладывают в ребенка первые ступени образования и воспитания, чтоб в дальнейшей жизни это принесло плод. Если этого не сделают родители, то что уже говорить об учителях в школе и об обществе? Наша жизнь начинается в семье, с родителями, где мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимые каждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может создать ту неповторимую атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека. Еще со времен Платона мудрые высокообразованные люди, ученые и педагоги, утверждали, что именно родители оказывают огромное влияние на психологическое становление детей, несут величайшую ответственность за развитие их умственных способностей, гармоничное духовное и физическое развитие, воспитание в духе здоровых моральных принципов. Родители заботятся о том, чтобы сделать детей правдивыми, аккуратными, трудолюбивыми, послушными и т.д. Цели усложняются позже, с возрастом детей. Позже приходится считаться с изменившимися условиями жизни, тогда меняются и сами условия их воспитания.
Ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Ш.А. Амонашвили писал: «Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу».
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается вслепую – инстинктивной любовью к своему ребенку. Если отец и мать все силы своего сердца отдают детям, если за ними не видят других людей – эта гипертрофированная любовь в конце концов оборачивается несчастьем. Такое проявление любви оказывает плохое влияние на процесс воспитания и на формирование личности ребенка. Цель всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, но никак не эгоиста. Бесспорно, родители обязаны любить детей, но это должно быть в пределах разумного. Любовь всегда должна присутствовать в семье, без неё семья будет неполноценной. Самое главное, чтоб в семье присутствовала любовь между супругами, отцом и матерью, отсюда и произойдет закладка любви между детьми и к окружающим. В семье должно быть равновесие любви: мать – отец, родители – дети, дети – дети. Если такое равновесие нарушается хотя бы в одном звене, это сказывается на благополучии семьи. А.С. Макаренко писал, что счастье человека нельзя считать полным, если он не познал сестринской ласки, преданности и заботы брата. А обо всем этом должны заботиться родители, ведь дать каждому ребенку счастья – это одна из их основных задач.
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать всё самому; взрослые не должны забегать наперед и делать что – то для своего личного удобства и удовольствия, а с самого первого дня появления ребенка на свет всегда должны относиться к ребенку, как к человеку, с полноценным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. Самое важное – это не смотреть на ребенка, как на свою живую собственность, с которой что хочешь, то и можешь делать, не смотреть на ребенка, как на раба, как на игрушку или обузу. Надо научиться смотреть на ребенка, как на человека, пусть ещё слабого, нуждающегося в помощи, защите, пусть ещё не могущего быть борцом и строителем, но все же человека, притом человека будущего.
Конфликт отцов и детей заключается в том, что родители не хотят тратить время и силы, чтобы правильно воспитать своих детей, а думают, что все произойдет само собой, дети поумнеют с возрастом. Они ожидают хорошей жизни для потомков, строят планы на будущее, только вот общие проблемы никуда не деваются. А родители должны выполнять свои функции – обеспечивать потребности ребенка, учить его правильно жить, стремиться к получению новых знаний, воспитывать из него хорошего человека, достойного гражданина, помогать ему в любой жизненной ситуации, направлять в нужное русло. Но не стоит преувеличивать этих функций, превращать их в баловство, что мешает детям самостоятельно познавать и исследовать мир, не стоит выполнение своих функций превращать в контролирование и авторитарное руководство. Я думаю, все родители должны руководствоваться словами А. С. Макаренко, который сказал, что сущность его педагогического опыта определяется так: «… как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
Воспитание нельзя строить на простом внушении, с одной стороны, и на бездумном послушании или слепом подражании – с другой, хотя опять-таки и то, и другое, и третье несомненно играет какую-то свою и порой немалую роль. Но это тоже не будет воспитанием личности. А разве нам нужно воспитывать пассивных исполнителей, людей слепой инерции, неспособных на мысль и дерзания? Нам необходимы люди мыслящие, способные перешагнуть через какие-то рубежи и посмотреть на вещи по-своему, по-новому, нам нужны люди, способные отличить добро от зла и устоять против зла, нужны люди мужественные, способные трезво видеть жизнь и вдохновенно бороться за её постоянное улучшение, нам нужны активные деятели, творцы и борцы. Поэтому подлинное воспитание достигается и завершается тогда, когда человек сознательно берёт то, что ему стараются привить, и делает это своим собственным, частью и элементом своей личности. Самая главная цель воспитания, считает Г.А. Медынский – пробудить и развить в человеке стремление и способность к самовоспитанию, зажечь факел, который будет светить в жизни. В воспитании играет свою роль и хороший пример, и дурной пример, и весь комплекс жизненных обстоятельств, на первый взгляд как - будто незаметных, не предусмотренных и часто не предусматриваемых, ведь дети впитывают в себя всё, хотя мы этого часто не замечаем. Затем дети перерабатывают бесчисленное количество впечатлений и делают свои выводы. Поэтому необходимо устранить всё то, что препятствует правильному воспитанию детей, отравляет нравственную атмосферу нашей жизни.
Какими бы прекрасными ни были все образовательные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших, - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто. Только ежедневное общение с матерью и отцом, с бабушкой и дедушкой, со старшими братьями и сестрами обеспечивает благоприятную обстановку для развития детского мышления. Мы вступаем сегодня в такой период развития нашего общества, когда общая педагогическая культура всего населения, особенно родителей, является одной из предпосылок выполнения каждым гражданином своего долга перед обществом, а этот долг заключается прежде всего в воспитании молодого поколения. Поэтому, прежде всего необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, особенно в тех ее аспектах, от которых зависит полноценное развитие мышления ребенка. Трудно найти более важное дело для учителей и родителей, чем забота о формировании и развитии мышления ребенка. И правда, почему, например, один ребенок приходит в школу сообразительным, наблюдательным, быстро схватывает то, что объясняет учитель, запоминает, а другой мыслит очень медленно, воспринимает материал с большим затруднением, имеет плохую память. Всё это в полной мере зависит от родителей – первых учителей ребенка.
Родитель, как учитель, имеет право вмешиваться в движение характера ребенка и направлять туда, куда надо, а не пассивно следовать за этим характером, так считал А.С. Макаренко. Только решать, как это сделать, в каждом отдельном случае нужно индивидуально, потому что одно дело – иметь право, а другое дело – уметь это сделать. Детям необходимо вовремя помочь, вовремя их остановить, направить. Для этого в семье очень важен родительский авторитет, который основывается на гражданской деятельности родителей, на их гражданских чувствах, на их сознании жизни ребенка, на их помощи ему и на их ответственности за его воспитание. Каждый родитель должен понимать, что в семье он не бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива. Если эта мысль будет хорошо понята, то правильно пойдет вся воспитательная работа.
Воспитание и обучение детей родителями имеет отражение на дальнейшем обучении их в школе. Ведь если родители не смогут сделать необходимую закладку азов образования, то это очень плохо отразиться на его успехах в школе и во всей жизни. Он будет отстающим учеником в классе, будет предпочитать теневые участки коллектива, потому что будет считать себя недостойным, не таким, как все. И все эти проблемы у ребенка будут возникать только потому, что родители вовремя не уделили ему должного внимания и времени, что так необходимо ребенку, и что он должен получить от родителей, а родители обязаны к нему применить. Исследования показали, что дети, воспитывающиеся в семьях с благоприятной обстановкой, являются наиболее успевающими в школе, чем дети, которые выросли в семье со структурным нарушением и в неблагоприятной обстановке.
Задача родителей – дать каждому ребенку счастье, которое заключается в том, чтоб человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым – одним словом, в том, чтобы растить детей настоящими людьми.

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети – М, 1988 – 208 с.
Восхождение к гармонии – Библиотека молодой семьи – М, 1989 – 381 с.
2. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» - М, № 12 2008 г.
3. Педагогическое наследие: Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н. А. – М, 1987 – 400 с.
4. П. Ф. Лесгафт «Семейное воспитание ребенка и его значение» - М, 1997г.
5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям – Киев, 1973 – 244 с.
6. Хрестоматия по педагогике / Под ред. З.И. Равкина – М, 1976г.
7. Синяк Е.А. статья «Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребёнка».

Категория: Начальные классы | Добавил: ninaleonova
Просмотров: 212 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА