Понедельник, 12:43 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Развитие умения младших школьников работать с информацией и результативно мыслить
[ Скачать с сервера (23.8Kb) ] 05.12.2014, 19:46

Развитие умения младших школьников работать с информацией и результативно мыслить

Диер Светлана Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск

В систему работы с текстом ввожу разнообразные приемы.
Чтобы у школьников формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала использую прием «Вчитывание в текст». По мере чтения статьи, предлагаю ученикам производить его разметку карандашом с помощью специальных значков. Заранее оговариваем с детьми систему знаковых обозначений. Так, значком «v» - отмечаются те предложения, в которых говорится о том, что ученику уже было известно, что уже знал до прочтения текста. Значком «+» - отмечается новое в содержании. Если ученик думал по-другому, иначе, чем написано в тексте, то используется значок «-». Важная информацию, которую следует запомнить, отмечается значком «!». Значок «?» необходим для выделения тех сведений, над которыми ученик хочет подумать самостоятельно или вместе с учителем. Выполнение аналитической работы по тексту в такой форме способствует воспитанию у младших школьников самостоятельности в выполнении учебных заданий.
Прием «Ответ на творческий вопрос» использую для развития монологической речи, обучения умению давать полный ответ. Для этого предлагаю ученикам пользоваться следующим алгоритмом:
1. Осмысление задания. Сначала ученик должен объяснить, что ему надо сделать. В дальнейшем это действие он сможет осуществлять автоматически без проговаривания вслух.
2. Поиск нужной информации, которая позволит дать ответ на вопрос. Ученик должен указать тот фрагмент текста, рисунок, с помощью которого можно ответить на вопрос.
3. Преобразование информации в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку и т. д.).
4. Мысленная формулировка ответа, которая позволит потренироваться. При этом важно использовать такие слова: я считаю что…, потому что, во-первых, во-вторых и т.д.
5. Полный ответ (рассказ) ученика без опоры на наводящие вопросы учителя.
Прием «Причина – следствие» можно применять как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Умение устанавливать причинно – следственные связи активно формирует логическое мышление.
Например, на уроке истории при изучении темы «Первые русские князья» прошу учеников прочитать предложение и, опираясь на схему, подчеркнуть красным карандашом то, что является причиной, а синим карандашом то, что является ее следствием.
Учащиеся высказывают свое мнение, появляется следующая запись:

Ссоры между славянами приглашение Рюрика

Далее прошу прочитать два суждения и вписать между ними нужное слово-связку, используя слова из справок.


… ? …
Слова для справок: так как, поэтому, словно, причем.
Другой прием – «Мой друг – вопрос» - использую для вырабатывания осознанного отношения к получаемой информации, исключения механического чтения текста или пассивного выслушивания устных высказываний. Как известно, дети от природы очень любознательны. Они задают множество вопросов. Но возраст почемучек быстро проходит – как только дети переступают порог школы. Почему же это происходит?
Причиной является неумение детей задавать вопросы применительно к конкретной ситуации. Дети умолкают, чтобы не быть смешными, чтобы не услышать от взрослых: «Не спрашивай о ерунде». Школа должна учить детей ставить вопросы. Именно в процессе получения знаний ученик должен ставить вопросы перед собой, перед учителем, перед одноклассниками и совместно искать на них ответы. Это средство для решения учебных задач. Точно поставленный вопрос не только будит мысль ребенка, но и является результатом его мыслительной деятельности.
Если ученик ни о чем не спрашивает учителя и у него даже не возникает такого желания, значит, его надо к этому подталкивать. Иначе усвоение материала будет проходить на уровне чувств: увидел, услышал, а вышел из класса – и забыл, потому что не было мыследеятельности. Первоклассникам легче задавать вопросы на выяснения значения непонятных слов. У детей этого возраста часто вызывает затруднение построение вопросительных предложений. Поэтому уместно будет повторить вопросительные слова: что, где, когда, почему и поупражняться в составлении таких предложений на разные темы.
Следующим шагом может быть задавание вопросов к предложению. Предложение несет много информации. Задача читающего – эту информацию извлечь. Вместе с учителем ребенок должен уметь выполнить следующие шаги:
1) чтение предложения;
2) выделение главной мысли;
3) задавание вопроса по поводу основного смысла предложения;
4) задавание вопросов по содержанию дополнительной информации.
Точно такая же техника применима в работе с текстом. Информационное поле при этом расширяется. Пошаговая деятельность аналогична той, которая проводилась при работе над предложением:
1) чтение текста;
2) выделение смысловых кусочков текста;
3) задавание вопросов к смысловым кусочкам.

Задавать вопросы к тексту помогает памятка «Такие разные вопросы», которую ребята используют на уроке. Поставленные вопросы могут быть нескольких видов:
1. «Вопросы с поверхности».
Кто..?
Что сделал..?
Где..?
2. «Вопросы – подводники».
Почему..?
Как..?
А что если..?
Будет ли так..?
3. «Вопросы из сундука».
Как текст связан с событиями из твоей жизни?
Если бы ты был на месте..?
На что похоже..?
Есть ли связь с тем, что происходит сегодня..?
Что хотел сказать автор?

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученного материала. Например, детям предлагается написать о Батыевом нашествии от имени русского мальчика из города Козельска.
На уроках русского языка ведется работа над созданием текстов, необходимых человеку в жизни для успешной социализации. Поэтому мы работаем над такими жанрами, как записка, телеграмма, SMS, объявление, письмо (в том числе для электронной почты), поздравление, анкета.
Школьники совместно с родителями могут сделать фото- или видеосъемку различных растений и животных (особенно если они не встречаются в нашей климатической зоне), потом найти информацию об этих объектах. На уроке ученики представляют результаты своих наблюдений в форме презентации или реферата.

К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в несколько групп и проводится соревнование.
Применение данных приемов на уроках русского языка, чтения, истории, природоведения позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запомнить изученный материал.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказывая свою точку зрения.
Важной проблемой является практически полное отсутствие у учащихся потребности и привычки самостоятельно обращаться к словарям и лингвистическим справочникам. Детей обязательно нужно ввести в мир справочной литературы и научить правилам работы с ними. Школьные программы и учебники по русскому языку предусматривают формирование у детей элементарных лексикографических навыков, умения пользоваться словарем и как справочным пособием, и как источником новых знаний о языке. В приложениях к учебникам русского языка, как правило, содержатся Толковый словарь, небольшой орфографический словарь, справочник-минимум по произношению и ударению, что создает условия для обучения школьников умению пользоваться словарями разных типов. Однако устойчивой привычки, а тем более потребности обращаться за той или иной языковой справкой к словарю у учащихся так и не вырабатывается.
Добиться успеха в этой области можно только в том случае, если учитель не время от времени, а систематически будет привлекать внимание учеников к словарю, создавая учебные ситуации, в которых учащиеся не смогут к нему не обратиться. Такие ситуации можно создавать при изучении любых тем и разделов школьной программы.

Приведу фрагменты уроков, иллюстрирующие эту работу.
Фрагмент №1
- Прочитайте стихотворение Д. Лукича и скажите, о каких ключах идет речь.

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный
Ключ дверной.

Как называются эти слова? (Омонимы.)
Запишите однокоренные слова к слову скрипичный.
Какой словарь поможет нам сделать этот список полнее? (Словарь морфем.)
Найдите в словаре морфем однокоренные слова с корнем скрип и дополните свой список.
Подберите из словаря синонимов синонимы к слову родник.
Подберите из словаря антонимов антонимы к слову разные.
Фрагмент №2
На уроке истории ученики читают текст учебника, в котором есть специальные пометы.
- Какие пометы вы видите в тексте? (Звездочка, курсив.)
- Назовите слова с пометами. (Летопись, предание, житие.)
- Почему именно они помечены в тексте? (Потому что их значение непонятно.)
- Существует несколько способов нахождения значения непонятных слов. Во-первых, если слово помечено звездочкой или цифрой, то его лексическое значение вы сможете найти внизу страницы. Раскройте лексическое значение слов летопись и предания.
- Второй способ. Если слово в тексте выделено курсивом, то его значение вы можете найти после текста, параграфа, статьи или отдельной темы. Найдите в тексте слово, выделенное курсивом. Прочитайте его. Найдите его значение.
- И, наконец, если вы встречаете в тексте слово без пометы, но непонятное для вас, то его значение вы можете найти в толковом словаре. Найдите в тексте слова без помет, которые были вам непонятны.
- В каком словаре будем искать значения этих слов? (В толковом словаре.)
Учитель актуализирует знания учащихся об алфавитном расположении слов в словаре, начальных формах изменяемых частей речи и т.п. Под руководством учителя учащиеся находят значение данных слов в толковом словаре, тем самым, осознавая цель его применения в учебно-познавательной деятельности.
В результате этой последовательной, систематической работы учащиеся все больше и больше входят в информационный мир, в мир справочной литературы, у них формируются общеучебные умения, позволяющие им успешно учиться.

Литература
1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Система контроля в курсе окружающего мира // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №10.
2. Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
3. Тарасова С.А. Роль вопросов в понимании текста младшими школьниками // Вопросы психологии. – 2004. - №4.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 560 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА