Понедельник, 22:18 

Мероприятия для детей

Мероприятия для педагогов


Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Развитие речи младших школьников на занятиях театральной студии
23.02.2019, 14:30

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»

Ригина Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

Развитие речи младших школьников на занятиях театральной студии

 

Аннотация

Как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу? Эту трудную задачу, возникающую всякий раз перед учителем начальных классов, призвана отчасти решить данная статья. Предлагаемые формы организации занятий, методы и приемы помогут педагогу научить школьников младших классов свободно и правильно выражать свои мысли, сформировать такие качества как уверенность в себе, самостоятельность, раскрепощенность во время публичных выступлений, креативность, толерантность, навыки рефлексивно-оценочной деятельности.

Программа, положенная в основу данной статьи, прошла апробацию на базе Лицея № 165 имени 65-летия «ГАЗ» с 2004 по 2008 год.

Ключевые слова

Развитие речи учащихся начальных классов; программа театральной студии; социализация личности учащихся; этапы реализации программы; социальный проект; опыт ценностных ориентаций; опыт творческой деятельности; коммуникативная, языковая и речевая компетенции;  выразительность речи; опыт социальных навыков поведения; синтез искусств; ситуация успеха.

 

 

 «Необходимо влиять на молодое поколение искусствами 3 родов: посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма».

Аристотель

 

На протяжении многих лет педагоги и методисты решали и решают вопросы: как ввести маленького человека в мир литературы, как научить его любить книгу?

Мы считаем, что введению школьников в мир литературы способствуют занятия во внеурочное время в театральной студии. Они помогают решить многие задачи: работа над текстом литературного произведения, формирование литературных представлений, обогащение духовного мира и эмоциональной сферы ребенка, взаимосвязь всех видов речевой деятельности. Кроме того, ощутимо развивается личность ребенка, память, формируется интеллект и уровень общей культуры, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии мировой и отечественной литературы.

В лицее № 165 на базе начальной школы в течение пяти лет под моим руководством существует театр-студия «Маленькая страна». За это время подготовлены к постановке и представлены на суд зрителей 10 спектаклей, посвященных вечным темам: дружбе, взаимовыручке, щедрости и другим. Трудно переоценить влияние данных постановок на формирование личности учащихся начальной школы.

Целью, поставленной мной при создании программы театральной студии, стала социализация личности учащихся, их эмоционально-эстетическое развитие. В данной программе реализуются следующие задачи: приобщение детей к театральной культуре, знакомство с историей развития различных видов театра, выявление и развитие природных способностей детей, создание условий для развития речи учащихся, креативности, эмпатии, толерантности, для совместной театральной деятельности детей и взрослых.

Выделены три этапа реализации программы. Первый этап (1 класс) – мотивационно-ориентировочный. В ходе данного этапа учащиеся были замотивированы на новый вид деятельности, заинтересованы в результате и нацелены на участие в творческом процессе. Изучались разновидности кукольных театров (настольный, пальчиковый, перчаточный), посещались и обсуждались детские спектакли Нижегородских театров, работала творческая мастерская по изготовлению театральных кукол. За первый год обучения было поставлено три спектакля: «Ку-ка-ре-ку!», «Колобок», «Новогодняя сказка».

Второй этап (2-3 классы) – операционально- исполнительный. В ходе этого этапа учащиеся познакомились с театром теней (на базе японского театра), с принципом управления тростевыми куклами, а также с драматическим театром. Продолжала работать творческая мастерская, вышедшая на новый уровень сложности: юные мастера создавали тростевые куклы, эскизы костюмов и декораций. А затем при участии родителей изготавливались и сами костюмы и декорации. Итогом этого процесса стала постановка пяти спектаклей по сценариям, написанным детьми в соавторстве с родителями и педагогами: «Зайкин праздник», «Репка», «Жадина», «Сказка о глупом мышонке», «Петрушка-помощник».   

Третий этап (4 класс) – рефлексивно-оценочный помог детям в процессе самопознания. Ребята теперь не просто исполнители, направляемые волей педагога. Они активно выражают себя в творчестве (импровизация, сочинение и разработка индивидуальных и групповых этюдов, написание сценариев). Творческая мастерская параллельно осваивает изготовление кукол-марионеток, ростовых кукол, атрибутики для спектаклей, подготовку фонограмм. Сами спектакли (а их за год поставлено два – «Красная Шапочка», «Конфетный сон») становятся более сложными с точки зрения драматургии и сценографии, театральные постановки отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для разработки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы.

           В рамках социального проекта юные артисты студии «Маленькая страна» посетили МДОУ Автозаводского района и порадовали своим творчеством зрителей-дошколят. В ходе работы над данным проектом учащимися был приобретен опыт ценностных ориентаций: взаимодействие с другими людьми в процессе решения коммуникативных задач, умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния. Значительно обогащен опыт творческой деятельности учащихся через расширение круга умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.

В ходе работы над сценариями и постановками были созданы условия для развития речи учащихся, а это одна из проблем, стоящих перед современной школой. В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

Речь юного артиста должна быть естественной и яркой, захватывающей и удерживающей внимание зала, включающей элементы импровизации. Следовательно, возникает потребность в систематической работе над своей речью выступающих со сцены детей. Особое внимание на занятиях уделяется эффективным приемам обучения речевому поведению школьников - заданиям ситуативно-ролевого характера (играм, тренингам), направленным на освоение коммуникативной, языковой и речевой компетенций.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие интеллектуального, речевого и художественного развития. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной стороны речи на занятиях создаются такие условия, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей.

Театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, тем самым может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы. Работая с литературными и художественными произведениями, дети учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С интеллектуальным развитием тесно связано и совершенствование речи: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

На занятиях театральной студии ставятся следующие задачи по развитию речи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов, учить детей пользоваться интонациями, выражающими основные чувства (грусть, радость, удивление, таинственность, восхищение, т.п.), находить ключевые слова в отдельных предложениях и выделять их голосом, учить подбирать рифмы к заданным словам, строить диалог между героями разных сказок, самостоятельно выбирая партнера, развивать умение рассказывать сказку от имени разных героев, сочинять коллективную сказку, формировать четкую и грамотную речь; развивать наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), импровизировать на темы знакомых сказок, сочинять этюды по сказкам и на заданную тему.

Известно, что для детей начальной школы характерен «наивный реализм» - полное отождествление литературы и жизни, непонимание условного мира искусства. Дети с интересом читают, говорят о собственных переживаниях по поводу прочитанного, но не видят автора, его отношения к героям, событиям. Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы), при чтении далеко не всегда и не всеми воспринимаемая в должной мере, на сцене благодаря звучащему слову и действию актера может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

            Сценическое искусство требует особого внимания и чуткости к  поступкам людей в жизни, умения видеть смысл, значение, цель простейших действий человека. Актер действует на сцене не только физически, но и словом: просит, приказывает, ободряет, утверждает… В словесных действиях выражаются на сцене мысли, чувства, намерения, цели героев. Чем содержательнее исполняемая на сцене пьеса, богаче и ярче внутренний мир персонажей, глубже и тоньше раскрыты их характеры в действиях исполнителей, тем больше мы узнаем о жизни, тем полнее становится наше представление о многообразии средств выражения внутреннего мира человека. Мы начинаем лучше воспринимать в самой жизни смысл отдельных действий людей, тоньше улавливать значение человеческой речи, разнообразие ее интонационных оттенков, вернее оценивать действия окружающих нас людей, собственные поступки. Полноценно воспринимая искусство, дети вместе с персонажами и автором произведения проживают их судьбы, насыщая свою память бесценным эмоциональным духовным опытом, который самым непосредственным образом влияет на сферу чувств, существенно определяя направленность формирующейся личности, ее самовосприятие, жизненные установки, ценностные ориентации.

Театр помогает легче, ярче, правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям, быть не похожими на отрицательных. Увиденное, а самое главное, исполненное ими в театре, расширяет кругозор детей и надолго остаётся в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям, такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

            Сила непосредственного эмоционального воздействия театра во многом связана с синтетическим характером данного искусства, в котором, по словам В.Г. Белинского, «могущественная драма облекается с головы до ног в новое могущество, где она вступает в союз со всеми искусствами, призывает их на свою помощь и берет у них все средства, все оружия…» (В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений, т.1. М. Изд-во АН СССР, 1953, с.79)

            Благодаря такому синтезу, во-первых, усиливается воздействие самого произведения театрального искусства – спектакля, во-вторых, каждое из искусств, входящее в этот союз, приобретает как бы новые, дополнительные средства выразительности.

Театр – одна из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни. Идеи и образы в этом виде искусства раскрываются в действиях живого человека, актера, непосредственно, в самый момент творчества, воздействующего на зрителя.

В процессе подготовки каждого спектакля в классе царит неповторимая творческая атмосфера, способствующая всестороннему развитию личности ребенка, его социализации и личностному росту. Ребята раскрепощаются, приобретают прочный навык публичных выступлений. Особенно хочется отметить, что и родители относятся к деятельности нашей театральной студии с живым интересом, принимают непосредственное участие в изготовлении декораций, кукол, костюмов, реквизита.

Главным же итогом деятельности театра-студии «Маленькая страна» стало формирование у учащихся эмоционально-чувственного отношения к действительности, ощущение значимости и полезности собственной деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребенка. Это, в свою очередь, способствовало формированию таких качеств как уверенность в себе, самостоятельность, раскрепощенность во время публичных выступлений, формированию навыков рефлексивно-оценочной деятельности.

Ни для кого не секрет, что проблема утраты интереса к учебе, отсутствия познавательной мотивации значительно помолодела. Уже не девяти-десятиклассники, а пятиклашки нехотя идут в школу, глаза их потухли, и «очарованы» они исключительно улицей, примитивными мультиками, комиксами, ко всему этому добавляется отчуждение и холодность в отношении к учителям и родителям. Грустно, не правда ли? Но пока дети хотят играть, этого не случится. «Маленькая страна» ждет их, здесь они герои, творцы, созидатели. Они решают посильные задачи и обретают уверенность в себе. Они учатся правильно и красиво говорить на родном языке. Они общаются с единомышленниками в стенах любимой школы, под опекой родителей и педагогов. Так, уже в начальной школе закладывается фундамент для полного и всестороннего изучения предметов гуманитарного цикла. Дети учатся чувствовать слово, мыслить образами, проникать в художественный мир произведения искусства, примерять на себя жизненный опыт литературных героев.

 

 

 

 

 

           

Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 73 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА