Пятница, 14:06 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
[ Скачать с сервера (54.1Kb) ] 09.09.2015, 21:10

Макарова Л.И.
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями на вставку про¬пущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тек¬сте, им нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Что же такое «орфограмма»?
Термин «орфография» составлен на основе греческих слов orthos - «правильный» и grapho - «пишу» и буквально обозначает «правильное письмо». Поморфемным переводом, калькой иноязычного по происхождению термина, служит собственно русское слово правописание (прав-о-писание). Эти термины считаются синонимами, и в словарях один какой-либо из них тол¬куется через другой: орфография - то же, что правописание, или наоборот: правописание - то же, что орфография. Но право¬писание часто понимается в более широком, чем орфография, значении: все «правильное письмо», включая пунктуацию, а так¬же то, что устанавливается алфавитом (исходное значение букв) и графикой (обозначение сочетаний букв без учета конкретных слов). Орфография при этом понимается более узко - только часть правил письма, только часть науки о письме.
Впрочем, и орфография не всегда толкуется достаточно определенно. Очень часто ее определяют, например, как систему правил написания слов, но ведь написание слов определяется не только орфографией, но и графикой. Было бы точнее сказать так: орфография - это правописание слов в той части, которая не определена алфавитом и графикой. Что же это за часть? Ее можно определить так: если графика устанавливает свои на¬писания с опорой на произношение, то к орфографической части написания слов относятся написания, не имеющие прямой основы в произношении.
Ценность русской орфографии - в строгом соблюдении орфографических правил. Известный отечественный языковед Л. В. Щерба писал: «Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо...»
Грамотное письмо - признак культурного человека. Чтобы грамотно писать, нужно знать орфографические правила.
В русском письме есть такие случаи, когда трудно определить, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно только опираясь на правило.
Такие написания, определяемые орфографией и требующие применения правил орфографии (притом любой ее части), называются орфограммами (греч. орфо - «правильный», грамма -«буква, знак»); так же называются и сами буквы, употребленные по правилам орфографии.
Орфограмма «работает» только в процессе письма в том случае, если пишущий ее моментально замечает. 03 формирует¬ся стихийно, если не обучать целенаправленно нахождению орфограмм в словах, текстах с первых шагов письма в первом классе. Для проверки орфограммы требуется определенное про¬странство - так называемое орфографическое поле: например, правило написания чу - щу, то есть орфографическое поле в дан¬ном случае - это сочетание двух букв. Проверяя орфограммы, учащиеся постоянно пользуются орфографическим полем, не осоз-навая этого. Чтобы развивать 03 и орфографический навык, следует добиваться того, чтобы это действие стало осознанным. Для этого нужно формировать у учащихся умение обнаруживать орфограмму.
Как же может быть построено такое обучение? Прежде все¬го, необходимо уже в первом классе вооружать детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм.
Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические задачи задолго до изучения соответствующих правил.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Этапы работы по развитию орфографической зоркости первоклассников разделены на этапы таким образом, что всякое новое упражнение находится в тесной связи с предыдущим, опирается на него и делает шаг вперед.
На первом этапе работы (в период обучения грамоте) дети учатся безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей ему гласной буквой.
Учащиеся знакомятся со словами, написание которых определяется произношением, и убеждаются, что в таком слове орфографическую ошибку сделать нельзя, то есть в нём может совсем не быть орфограммы. Для этой цели предлагается 3-4 варианта заданий следующего типа:
Задание.
Списать слова, поставить ударение.
Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.
Запись в тетради:
Ноты, Нина, Ната, нитки, кусты, сосны, кукла, рыба, парта.
Закреплению умения находить ударение помогает набор слов для диктантов и устной работы, в процессе которой дети учатся последовательно выделять звуки. Каждый последующий набор слов на один знак больше предыдущего, шар рыба груша спички крыльцо чудесный
шум волк крыло бумага пустыня зубастый
Аня ноты сумка тюлень рубашка клубника
Ира кеды парта люстра тюльпан стройный
сом дыня полка радуга духовка
кот пуля крупа шнурок ударный
На втором этапе отрабатывается умение оценивать каждый гласный звук слова, то есть различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой - в слабой.
Гласный звук, на который падает ударение, называется ударным. Ударный гласный всегда произносится сильнее, громче остальных звуков в слове и слышится отчетливо и ясно. Это его сильная позиция: травы, доски.
Гласный, на который ударение не падает, называется безударным. Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется, слышится неясно. Это его слабая позиция: трава, доска.
Работа на втором этапе.
Задание.
Списать. Сильную позицию гласной буквы в каждом слове обозначить знаком ударения, гласную в слабой позиции выделить карандашом и точкой снизу.
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
Запись в тетради:
В поле, красивые, играет, занесло, кожаный, травяной, снегопад.
На третьем этапе осваивается новый способ записи слов запись с пропусками гласных букв в слабой позиции.
Буква, обозначающая любой безударный гласный звук (кроме у, ы, ю), представляет собой трудность для написания в слове. Поэтому безударный звук нельзя сразу обозначать буквой ее нужно сначала узнавать. А это непросто. Проверять букву мы будем учиться позднее. А пока вместо гласных букв в слабой позиции будем ставить пропуски.
Задание.
Списать слова, словосочетания и предложение. Поставить ударение, пропустив все гласные в слабой позиции.
Моросил, на спине, зимние сумерки, играет с другом, повар. На поляне одиноко стояла молоденькая стройная елочка. Запись в тетради:
М..р..сил, н.. сп..не, зимн.. сум..рк.., ..гра..т с друг..м, пов..р. Н.. п..лян.. ..д..нок.. ст..ял.. м..лод..ньк.. стройн.. ел.лк...
На четвертом этапе отрабатывается умение определять, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании (безударный звук [а] может быть обозначен буквами о или а, безударный звук [и] - буквами е, я, и.)
На этом этапе учащиеся знакомятся с орфограммой как явлением, когда сталкиваются со случаями неоднозначного соотношения звуков и букв.
- Возможна ли ошибка в слове горы! - спрашивает учитель.
Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой
из букв приводит к разрушению данного слова и к замене его другим (норы).
- А если заменить букву безударного гласного в слове гора
и записать слово гара? Что произойдет?
При записи слова гара его значение не изменилось, произношение тоже осталось прежним. Мена букв о - а в словах гора гара явление чисто орфографическое.
Следовательно, орфографические ошибки возможны лишь в тех случаях, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова [г о/а р а]. Если имеется выбор букв, значит, это орфограмма.
Задание 1.
Изменить слова так, чтобы они называли не много, а один предмет.
Горы, совы, сосны, тропы, гроза, стены, реки, свечи, земли, стрелы.
Запись в тетради:
Г[о]ры - г[а]ра, с[о]вы - с[а]ва, с[о]сны - с[а]сна, тр[о]пы -тр[а]па, гр[о]зы - гр[а]за.
Дети отмечают, что при изменении слов вместо звука [о] проявился звук [а] в слабой позиции.
Стены - ст[и]на, реки - р[и]ка, свечи - св[и]ча, земли -з[и]мля, стрелы - стр[и]ла.
На основе анализа слов делается вывод, что безударный звук [и] на письме обозначается буквой е.
Запись в тетради:
Го/ара, со/ава, со/асна, тро/апа, гро/аза, сте/ина, ре/ика, све/ича, зе/имля, стре/ила.
Задание 2.
В предложении на место гласных в слабой позиции записать
мену букв.
Ветер с силой налетает на деревья и срывает последние листочки.
Запись в тетради:
Вете/ир с сило/ай на/оле/итае/ит на/о де/иревья и срывае/ит по/аследни/ее/и ле/источки/е.
Отмечается, что нет мены у букв ы, у, ю; в конце слова - у, а, я (сырок, убе/ижал, люблю, парта, Коля).
Ребенок усваивает сущность понятия орфограммы: в слове нет орфограммы, так как нет выбора букв. В слове есть орфограмма, так как есть выбор букв.
Следующим шагом вперед (пятый этап) является восприятие орфограммы на слух. Проследим путь осознанного выделения критериев орфограммы в слове пенёк.
Ученик, [пин'ок].
Учитель. Есть в слове безударный гласный?
Ученик. Да.
Учитель. Можно допустить ошибку?
Ученик. Можно.
Учитель. Почему? Докажи.
Ученик. Есть выбор букв е/и, можно выбрать не ту букву. Звук [и] в слове может давать две буквы: е, и.
[пинок]
Е и
Результатом такой работы является следующий образец рассуждения:
В слове [пин'ок] можно допустить ошибку. Есть гласный в слабой позиции, у него есть выбор букв е/и. Значит, можно выбрать при написании не ту букву.
В слове дубы есть гласный в слабой позиции, но у него нет выбора букв. Ошибиться при написании нельзя.
Очень трудно получить от ученика такое небольшое рассуждение. Но тем не менее это необходимо, потому что подобное рассуждение - осознанная основа навыка. Обучение требует системы, в которую входит и диалог учителя с учеником, и диалог учителя как образец, и монолог ученика, но главным образом - выполнение заданий.
Задание 1.
Прочитать слова. Записать только те из них, в которых есть орфограммы. Указать выбор.
Парта, корова, пол, линейка, книга, большой, играет, жил, на парте, побежал, синий.
Запись в тетради:
Ка/орова, ли/енейка, бо/альшой, и/еграе/ит, жи/ыл, на/о парте/и, по/абе/ижал, сини/ей.
Задание 2.
Прочитать слова и записать только те из них, в которых нет орфограммы.
Дыня, веселый, буран, лесник, трещит, клубника, круглый, кактус, под корнями сосны, на катке, качал. Запись в тетради:
Дыня, буран, клубника, круглый, кактус.
Шестой этап - выбор правильного варианта из имеющегося набора. Это умение отрабатывается в 1 классе при знакомстве с корнем как значащей части слова.
Задание.
В словах грачи, зима, кормил, лесной доказать правильность написания букв а, и, о, е.
Запись в тетради:
Грачи (грач), зима (зимы), кормил (корм), лесной (лес).
Учитывая то правило, что в ударном слоге произношение и написание соответствуют друг другу, учащиеся тем самым осознают, почему проверочным может быть только слово с ударным гласным в корне.
Данная методика находит конкретное воплощение во 2 и 3 классах. Таким образом, соблюдается преемственность в формировании умений выделять орфограммы в разных морфемах слова.
По мере изучения новых тем и соответственно новых правил добавляются другие приемы проверки написания слов.
1. Так, например, при изучении словосочетаний жи, ши учащимся на доске предлагается задание списать упражнение и найти 5 слов с сочетанием жи, 3 слова с сочетанием ши.
2. Для формирования орфографической зоркости необходимо предложить следующее упражнение. На доске написать 2 слова со звонкой или глухой согласной, 2 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с удвоенной согласной. Дать задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.
3. Рекомендуем проводить и такое упражнение. При изучении темы «Непроизносимые согласные» предложить детям написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их.
4. Очень хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записано предложение. Ученики «зажигают огоньки» под изученными орфограммами, то есть прикрепляют красные кружки, а затем записывают предложение в тетрадь.
5. Необходимо с 1 класса вести такую работу, как письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нем, во 2 и 3 классах -по слогам, четко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью в процессе письма.
6. Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа проводится с 1 класса.
7. Диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, то есть обосновать орфограмму.
8. Диктант (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Работая, учитель переходит к изучению все новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого нужно
ежедневно отводить время на повторение. При этом руководствоваться тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему.
Все эти методические приемы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А все вместе это называется формированием грамотного письма.
РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил, которые эффективны лишь в случае их точного, уместного и быстрого применения.
Орфографические правила могут быть усвоены и могут применяться лишь на основе уровня владения фонетикой, грамматическим, словообразовательным материалом, а также развитым и активизированным словарем.
По самой своей сути усвоение орфографических правил невозможно без определенного уровня овладения грамматическим и фонетическим материалом.
Поэтому в начальных классах принят такой порядок изучения орфографических правил, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непосредственно следует за изучением элементов грамматической теории.
Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим.
Тем самым они избавляют пишущего от необходимости запоминать образ каждого слова и создают возможность, руководствуясь правилом, писать целую группу слов в соответствии с установленными языковыми нормами.
Под правилом, - по словам Д. Н. Богоявленского, - понимаются указания нормативов обобщенного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых факторов. Основное на значение правила - обобщать однородные орфограммы.
Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. В начальных классах используются в орфографической работе правила следующих типов.
1. Правило-указание или запрещение.
Оно не требует рассуждения и сложного действия. Пример такого правила - «Правописание гласных после шипящих в словосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу». Это правило опирается на развитый речевой слух учащихся, то есть на практическое значение фонетики и грамматики. Данное правило не имеет своего алгоритма, точнее, его алгоритм состоит из одного действия -«шага».
Примеры правил-указаний:
• в сочетании чк-чн мягкий знак не пишется: почка, сочный;
• одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую;
• буква и при переносе не отделяется от гласной: май-ка, мой-ся;
• при переносе слов с двойными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится: кас-са, длин-ный.
2. Правило-указание для выбора написания из двух предлагаемых написаний (реже из нескольких вариантов).
Для выбора необходимы рассуждения, нужна опора либо на значение слова (словосочетания), либо на разбор слова, грамматический или фонетический анализ. Правило данного типа имеет алгоритм - не менее двух действий - «шагов».
Алгоритм правила «Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы»:
1-й шаг: прочитать предложение. О ком, о чем в нем говорится?
2-й шаг: назвать имя, отчество или фамилию. Какая первая буква в имени? Отчестве? Фамилии?
3. Правила - результат наблюдения над языком.
Обычно оно носит грамматико-орфографический характер, соединяет в себе и грамматическое, и орфографическое написания.
Пример.
Общая часть родственных слов называется корнем. Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.
В этом правиле отражено самое первое знакомство с написанием безударных гласных и звонких/глухих согласных в корне слова.
4. Грамматические правила (определения).
Такие правила орфографических указаний не содержат, но создают грамматическую основу для орфографии. Обычно после них даются орфографическое правила.
Примеры грамматических правил:
• Правила склонения имен существительных (создают основу правописания безударных падежных окончаний, главным образом существительных, -е, -и).
• Правила согласования имен прилагательных с именами существительными, правила склонения имен прилагательных (создают основу правописания безударных падежных окончаний прилагательных) и др.
Характерно, что орфографическое правило без грамматических определений и правил просто «не срабатывает». Поэтому грамматические правила лучше всего включать в типологию правил орфографических.
Грамматические правила имеют свои алгоритмы, подчас весьма сложные - из 3-5 шагов. Эти алгоритмы играют роль распознавания (иногда их так и называют: алгоритмы распознавания). Пример алгоритма распознавания приставки с целью ее правильного написания:
1-й шаг: найти в слове корень.
2-й шаг: определить, есть ли в слове приставка, назвать ее. 3-й шаг: определить, какое слово образовано с помощью приставки. От какого слова образовано?
4-й шаг: проговорить приставку отчетливо - по буквам. Запомнить: она всегда пишется одинаково (4-й шаг - орфографический).
5. Правило-предписание к выполнению действий.
Это правило только подсказывает прием проверки.
Примеры правила проверки безударных гласных и звонких / глухих согласных в корне слова, правописание безударных окончаний имен существительных, прилагательных, личных окончаний глагола и т. п.
Алгоритмы правил 5-й группы наиболее сложны, на-пример, по проверке безударной гласной в корне:
1-й шаг: проверить, в какой части слова находится проверяемая гласная буква.
2-й шаг: еще раз проверить, безударный ли звук она обозначает (найти в слове ударный слог).
3-й шаг: подобрать к слову несколько родственных слов или изменить форму этого слова.
Подбирать до тех пор, пока безударная гласная не окажется под ударением.
4-й шаг: сравнить проверяемое слово и проверочное.
5-й шаг: написать слово, проверить написанное (вслух или проговорить про себя).
Естественно, что правило с более усложненными алгоритмами усваивается труднее, а с простыми - легче.
Правила могут быть усвоены учащимися в готовом виде, по учебнику, но могут быть выведены самими учащимися индуктивным путем, на основе наблюдения и логики. Например, перед учащимися ставится проблема: «У Коли собачка, она та-кая круглая, он ее назвал Шарик». Как надо написать слово Шарик, кличку собаки, чтобы сразу отличать от слова шарик - игрушка? Первоклассники догадываются: «Пишется с большой буквы!» «Что пишется с большой буквы?» - «Клички животных, имена людей». Затем правило «выверяют» по учебнику и запоминают.
Усвоение правила идет значительно успешнее, если учащиеся выполняют задания, характер которых помогает выделить существенные положения правила.
Умственная активность учащихся поддерживается тем, что им постепенно приходится сопоставлять или сравнивать написание и произношение слова, части слова и т. п. В процессе сравнения выделяется существенное и отбрасывается несущественное. Важно и запись сделать так, чтобы выделяемый признак четко воспринимался.
Выделить основное - то, что должно быть отражено в правиле, - помогают вопросы, которые одновременно являются и планом формирования правила.
При изучении орфографического правила и его применении необходимо руководствоваться следующими вопросами:
а) Область применения правила: написанием какой части слова, части речи или грамматической формы управляет данное правило.
б) Какие грамматические (словообразовательные, фонетические) сведения служат опорой, без чего правило применять не возможно?
в) Какие сходные (сложные) случаи написания возможны,
как их различить, разделить и противопоставить один другому?
г) Какие ошибки учащихся наиболее вероятны в использовании изученного правила (прогнозирование), как их предупредить?
В процессе усвоения правила и его применения школьники осознают его структуру. Наиболее сложные орфографические правила имеют следующую структуру:
А - цель проверки. Например: проверить написание имени существительного: е, и;
Б - выделение грамматической основы слова. Например, для того чтобы определить склонение проверяемого имени существительного и его падеж;
В - решение (выбор написания).
Например: окончание -е пишется в Д. п. 1-го скл., в П. п. 1-го и 2-го скл., окончание -и пишется в Р. п. 1-го скл., в Р. п., Д. п. и П. п. 3-го скл.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими навыками, для успешного применения правил.
Значит, эту способность у учащихся надо воспитывать. Вопрос заключается в том, как это следует сделать.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза выделения звуков и букв, морфем, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями и т. д.
Все эти занятия, упражнения по степени сложности и самостоятельности можно расположить в определенной последовательности:
1. Звукобуквенный анализ слов
Этому приему работы должно уделяться большое внимание, так как самоконтроль при изучении звуков и букв опирается прежде всего на слух и произношение. Ученики должны научиться правильно произносить звуки, различать их и «переводить» звуки в буквы. Пишущий всегда отправляется от слышимого слова. Поэтому важно, чтобы ученики еще до письма умели определить, что их может затруднить, какая это трудность, и решить вопрос о правильном написании.
Письмо таких слов, в которых написание не расходится с фонетическим звучанием, не затрудняет учеников (дом, шар, стул), и все внимание их в этот период направлено на то, чтобы не допускать пропуска, замены, перестановки и т. п.
Необходимы и крайне важны наблюдения над особенностями звуков речи при анализе тех слов, написание которых расходится с произношением.
Например, перед записью слова мороз (1 класс) следует предложить детям такие вопросы: «Какой звук слышится на конце слова?», «Какую букву нужно написать?».
2. Письмо с проговариванием
В основе этого письма — проговаривание по слогам.
Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например:
За - пишу з с гласной а и т. д.
Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Пишу н, пишу ра [р] с гласной а,..»
Такое письмо исключает пропуски и замену букв. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шепотом, постепенно переходя на мысленное проговаривание. Проговаривание может быть как хоровое, так и индивидуальное.
3. Списывание
Этот вид упражнений предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, можно пользоваться полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам и так же по слогам, проговаривая, записывают, затем читают по слогам следующее слово и т. д. до конца упражнения.
4. Комментированное письмо
Учащиеся не просто проговаривают по слогам предложенные слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные.
5. Письмо под диктовку с предварительной подготовкой
Развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. В детях воспитывается организованность, ответственность, самоконтроль, объективная самооценка.
6. Письмо под диктовку
Сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо».
Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы учителю было слышно. Если кто-то «скопировал» неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне, парную согласную и т. п.), то предлагается еще раз повторить это слово всем, а затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и записывают слово по слогам.
7. Письмо по памяти
Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается аккуратность, честность, дисциплинированность, самоконтроль.
8. Творческие работы
Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточиться на составлении и на записи своих предложений (диктуется каждое слово по слогам) и на логике изложения.
Основные виды творческих работ: сочинения, изложения, творческие диктанты, составление предложений по опорным словам и т. п.
При проведении творческих работ можно предложить детям пользоваться такой Памяткой:
а) Составь рассказ.
б) Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
в) Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
г) Проверь по слогам каждое слово.
д) Проверь, все ли нужные мысли ты записал.
9. Грамматические зарядки
Их можно включать в каждый урок. Учитель произносит слово, одновременно на доске изображает его схему (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или с большой буквы писать и почему. Если с большой, то учитель пририсовывает к прямоугольнику вертикальную черту. «Какие еще правила «спрятались» в этом слове?» - спрашивает учитель. Дети перечисляют.
Вариант одной из грамматических зарядок: «Какие буквы «спорят», какие побеждают в словах сугро..., сне..., заво..., шка..., рука...»?
Формированию орфографической зоркости учащихся способствует также работа над ошибками с Памяткой. Эта Памятка заполняется детьми в классе под руководством учителя, с изучения первых орфограмм. Приведем один из возможных вариантов.
Памятка
1. Перенос слов.
Лу-жайка, лужай-ка. Ап-пликация, аппли-кация, апплика-ция.
2. Жи, ши, чу, щу, ча, ща, чк, чн.
Машина, жил, шина: чудо, щука; чашка, щавель; елочка, ночной.
3. Большая буква в именах собственных.
Москва - название города.
Иванов Сергей Петрович - фамилия, имя, отчество.
С Жучкой - кличка животного.
4. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
Грозы - гроза, снег - снега, поле - полях.
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Грибы - гриб, шуба - шубка.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
Солнышко - солнце, но: опасен - опасный.
7. Правописание приставки.
Из садика, но: переход.
8. Разделительные твердый и мягкий знаки. Подъезд, обезьяна.
9. Раздельное написание предлога со словом. В лес, в густой лес.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Ночь - ж. р., мяч -м. р.
11. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.
Озером (каким?) глубоким; К лесу (какому?) густому.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади - 3-е склонение; Д.п. (по степи). Читали (о чем?) об улице - 1-е склонение, П.п. (о земле). Мечтали (о чем?) о космосе - 2-е склонение, П.п. (о коне).
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл., I спр.) - пишет. Строить (на -ить, II спр.) - строят. Смотреть (искл., II спр.) - смотришь.
14. Глаголы 2-го лица единственного числа.
Играешь - 2-е л., ед. ч.
В данную Памятку могут быть включены другие пункты по усмотрению учителя («Точки в конце предложения»; «Разбор предложения»; «Состав слова» и др.).
И, наконец, последнее. Для того чтобы способность видеть орфограммы находилась у учащихся не на интуитивной, а на теоретической основе, необходимо вооружение их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в самом правиле. Например: «безударные гласные», «парные согласные на конце слов» и т. д.
Поэтому, работая над орфографическим правилом, целесообразно вместе с детьми выделять существенные отличительные признаки орфограмм, учить их обнаруживать орфограммы по данным признакам.
Приведем некоторые упражнения, направленные на отработку названных умений:
• Прочитать стихотворение (предлагается текст). На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
• Прочитать текст. На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
• Выпишите из текста все слова на изученные правила.
• Спишите текст, подчеркните все буквы на изученные правила.
• Можно ли применить данное правило (указывается, какое)
к словам (перечисляются слова)?
• Запишите (под диктовку) только те слова, к которым применимо данное правило (указывается правило, перечисляются слова).
• Найдите «четвертое лишнее».
Предлагается четыре слова, среди которых три - на одно правило, а четвертое слово - на другое. Например: шишка, снежинка, группа, машина,
• Запишите (под диктовку) слова. Какие правила вы использовали, чтобы написать эти слова без ошибок?
• Какие правила надо знать, чтобы без ошибок написать слова (перечисляются)?
Выполняя данного рода упражнения, ученик обращается к Памятке, видит перед собой список изучаемых орфограмм, способ их исправления и поэтому невольно запоминает их. А это, в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.
ИЗУЧЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
1 КЛАСС (I ЭТАП)
Подготовку к изучению безударных гласных целесообразно начинать с первого класса, с первых уроков обучения письму
и чтению.
Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение, и обучать различению ударения надо одновременно с обучением грамоте. На первых порах учащиеся наблюдают за речью учителя, отмечают, какой слог звучит сильнее, а затем уже сами ставят ударение в написанных словах и фразах.
Работе этой на каждом уроке отводится 2-3 минуты. На первых этапах учащимся даются готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов с выделенными цветным мелком гласными в ударных слогах и пропущенными в безударных, например: норы - н..ра, мал -м,.ла и т. д. Учитель читает по очереди пары слов, учащиеся называют ударный слог в слове из первого столбика (соответственно ставится знак ударения), потом безударный; говорят, какая гласная в нем пропущена.
Ученик ссылается на ударный образец, потому что начинает понимать (пусть еще очень смутно), что в безударном слоге одного и того же слова пишется та же гласная, что и в ударном.
На этой начальной стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставить ударение, найти безударный гласный, проверить написание.
в свою очередь, способствует формированию орфографической зоркости.
ИЗУЧЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
1 КЛАСС (I ЭТАП)
Подготовку к изучению безударных гласных целесообразно начинать с первого класса, с первых уроков обучения письму
и чтению.
Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение, и обучать различению ударения надо одновременно с обучением грамоте. На первых порах учащиеся наблюдают за речью учителя, отмечают, какой слог звучит сильнее, а затем уже сами ставят ударение в написанных словах и фразах.
Работе этой на каждом уроке отводится 2-3 минуты. На первых этапах учащимся даются готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов с выделенными цветным мелком гласными в ударных слогах и пропущенными в безударных, например: норы - н..ра, мал -м,.ла и т. д. Учитель читает по очереди пары слов, учащиеся называют ударный слог в слове из первого столбика (соответственно ставится знак ударения), потом безударный; говорят, какая гласная в нем пропущена.
Ученик ссылается на ударный образец, потому что начинает понимать (пусть еще очень смутно), что в безударном слоге одного и того же слова пишется та же гласная, что и в ударном.
На этой начальной стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставить ударение, найти безударный гласный, проверить написание.
Самая трудная операция - вторая - обнаружение орфограммы. Для выработки этого навыка учащимся могут быть предложены такие задания:
1) На слух определить (учитель читает), в каком слоге (первом или втором) гласная произносится сильнее? слабее?
2) Списать с доски или букваря слова и в каждом из них, внимательно прослушав, как его произносит учитель, поставить знак ударения; безударную гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.

3) Сначала про себя, потом вслух прочитать по слогам записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать эти слова, подчеркивая безударные гласные,
4) Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать их в тетради.
5) Сначала про себя, потом шепотом прочитать по слогам слова, записанные на доске, списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву.
6) В продиктованном по слогам предложении поставить знаки ударения. Безударные гласные подчеркнуть.
Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и вставкой буквы, если она пропущена.
От одного вида заданий к другому следует переходить постепенно, когда учащиеся будут подготовлены к его выполнению.
На каждом уроке работе отводится не более 2-3 минут, учащиеся за это время успевают записать и разобрать 2-3 слова.
Можно ввести постоянное задание для детей: расставлять ударение в любой работе, классной или домашней.
Проведенная в букварный период предварительная работа по распознаванию места ударения, обнаружению гласных и под бору под руководством учителя близких по значению слов для проверки этих гласных подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов.
От широкого понятия (в безударном положении пишется та же буква (гласная), что и под ударением; на конце слова и перед другой согласной пишется та же согласная, что и перед гласной) дети пришли к более узкому и точному: гласные и со-гласные в общей части родственных слов пишутся всегда одинаково.
При знакомстве с родственными словами ставятся такие цели:
- научить детей находить общую часть в гнезде родственных слов;
- обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;
- добиться осознанного понимания признаков родства слов.
В соответствии с этими целями подбираются типы упражнений:
1. Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую часть.
2. Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву. Устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить общую часть слов.
3. К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.
4. Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно поставить вопрос (дается гнездо родственных слов, среди которых есть все части речи).
5. Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово и приписать к нему только родственные слова.
6. К слову, отвечающему на вопрос что?, подобрать родственные слова, отвечающие на вопросы что делает1}, какой?, обозначить общую часть.
7. Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что?, потом на вопрос что делать? и, наконец, на вопрос какой?. Общую часть родственных слов выделить.
8. К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной гласной.
9. Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.
После знакомства с родственными словами подготовка по созданию базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных идет на более высоком уровне.
Если раньше от учащихся требовалось обозначить ударение и найти безударную гласную в двусложных словах и проверить только в том случае, если она находится в 1-м слоге простейших слов, то теперь от них требуется выделить сначала общую часть, а потом найти в ней безударную гласную, которая может быть уже не в первом, а во втором слоге (если слово начинается с приставки).
Вся эта работа, описанная выше, представляет собой «первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова» и проводится в 1 классе. Осмысление материала, специальная работа по закреплению падает на второй этап.
2-3 КЛАССЫ (II ЭТАП)
В 1 классе учащимся сообщается прием проверки безударной гласной в общем виде (безударную гласную проверяют ударением). Здесь же указывается место безударной гласной в слове, не оговаривается условие правильного выбора опорных форм, но, показывая образцы проверок, учитель практически подводит учащихся к выводу: для того чтобы проверить без-ударную гласную, надо изменить одно и то же слово {гора - горы, сады - сад и т. д.) или подобрать другое {сорить - сорный, бедняк - бедный), близкое по значению. Затем учащиеся узнают, что близкие по значению слова с одинаковой частью называются родственными.
На II этапе обучения дается полная формулировка правила, которая является теоретическим обобщением практических наблюдений, сделанных на I этапе обучения. Оно звучит следующим образом: «Безударную гласную в корне слов надо проверять. Для этого надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную».
Методика изучения правила и виды упражнений по его закреплению во 2 классе в некоторой степени представлены в учебнике русского языка и прилагаемых к нему пособиях и рекомендациях для учителя, мы же остановимся только на тех вопросах, которые менее освещены в методической литературе и способствуют более сознательному усвоению правила.
Итак, перечислим упражнения, которые способствуют воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок.
1. Подобрать родственные слова (предлагаются слова типа дол - даль, менять - мина, мир - мера и др., предварительно выясняется значение этого слова).
2. К каждому из данных слов подобрать только родственные. (Например: лето, летать: летчик, летом, полет, летний, пролететь).

3. Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, подчеркнуть корень. (Например: изба, избушка, избаловать, избенка).
4. Можно ли проверить одно слово другим? Если нет, то почему? (Например: силач - села, кроить - край, волна - вол и др.)
5. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова; определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные, проверить (например: кидать, швырять, бросать и т. д.)
6. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу.
Родственные они или нет? (Например: рыть (копать), кони (лошади), доктор (врач) и др.)
7. Прочитать, назвать пропущенные буквы; списать, вставляя их. (Например: кр.вой, м.мёр, л.мивый, ело и др.).
При закреплении правописания безударных гласных надо обратить внимание на изменение места и увеличение количества орфограмм при изменении формы слова и усложнение его состава (поля - полевой, белый - побелить, белизна и др.). Нужно показать детям, что многое при опознавании орфограммы зависит от морфемного состава слова.
Безударная гласная в приставках и суффиксах в отличие от безударной гласной корня не проверяется, а запоминается, поэтому, прежде чем решить вопрос о характере безударной гласной, ученик должен сначала определить, в какой морфеме она находится.
При закреплении правописания безударных гласных обращается внимание на слова, различающиеся одной гласной (сидеть - седеть), слова с чередованием о-а в корне (опоздать, копать, полоть и др.) и слова, ошибки в которых являются следствием непонимания значения корня (далеко - долина). С ними составляются гнезда родственных слов, они вводятся в предложения, в словарные диктанты, даются для разбора по составу. В 3 классе не только закрепляется, но и углубляется представление учащихся о знакомых словах, их составе и значении. Это достигается за счет включения в упражнение слов с новыми суффиксами. Берутся простые по своему составу, трех-, четырех- морфемные слова, но наряду со знакомыми суффиксами (-ое-, -ев-, -от-, -ист-; -ок, -ек, -ик и др.) в них появляются новые (-ость, -есть, -чив-, -лив-, -чат- и др.), графический образ которых постепенно, без дополнительной затраты времени закрепляется в памяти учащихся.
Учащиеся, как правило, не находят в новых словах знакомого корня потому, что учителя не обращают внимания на изменение морфемного строения слова. Систематическая же работа в этом направлении благотворно сказывается на усвоении правописания безударных гласных и повышении не только орфографической зоркости, но и орфографической грамотности вообще.

Категория: Начальные классы | Добавил: вейтова
Просмотров: 640 | Загрузок: 59 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА