Пятница, 12:45 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Работа с родителями
[ Скачать с сервера (19.5Kb) ] 13.04.2016, 21:33

Работа с родителями
В педагогическом труде нет главных и второстепенных дел, нет мелочей. Здесь всё взаимосвязано и одинаково важно.
Работа с родителями является для меня одним из труднейших разделов педагогической деятельности. В настоящее время возрос общий образовательный уровень родителей, повысилась их требовательность к мастерству учителя, к его общей культуре. Это радует и ко многому обязывает учителя.
Нельзя успешно строить свои отношения с родителями, не заслужив уважения учащихся, не пользуясь авторитетом детского коллектива. Поэтому, получив класс, первое время сосредотачиваю все силы, всё внимание на изучении детей, на формировании детского коллектива.
В этот период стараюсь давать родителям только самые общие рекомендации, постоянно напоминаю о требованиях школы, предъявленных на первом собрании (обычно родителей первоклассников приглашают в нашей школе на собрание в мае и августе). Родители начнут по-настоящему прислушиваться к советам учителя только тогда, когда учитель начнёт что-то значить в жизни их ребёнка, и в семье всё чаще и чаще будет слышно: «А учительница велела делать так. Она объясняла лучше, чем ты. У нас в классе интересно. Наша учительница всё умеет. Она лучше всех» и т.д.
Завоевать настоящий авторитет у детей можно, лишь овладев мастерством учителя и воспитателя.
«Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, как умный интеллектуально богатый и щедрый человек… Ум воспитывает умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине». Эти слова В.А. Сухомлинского можно отнести к воспитанию детей любого школьного возраста.
Многолетний опыт работы в школе убедил, что успешная работа с родителями зависит от хорошей работы учителя с детским коллективом.
В общении с родителями всегда стараюсь быть доброжелательной и требовательной. Не допускаю приятельских отношений с родителями, пока являюсь учителем их детей.
В выборе позиции всегда стою на стороне интересов ребёнка, если вижу, что родители глухи к требованиям школы, не справляются со своими родительскими обязанностями.
Родительское собрание – важнейший момент в работе с родителями, поэтому всегда серьёзно готовлюсь к нему. Наметив повестку дня, просматриваю литературу по данному вопросу. Заметила, что в настоящее время нельзя предъявлять родителям какие-то требования или давать рекомендации, основываясь только на личном опыте. Не обязательно в своём докладе или сообщении называть научные авторитеты в области педагогики, психологии или частных методик, но при необходимости твоя точка зрения всегда должны быть подкреплена каким-то авторитетным именем. Знание того, как освещается данный вопрос в научной литературе, помогает опровергнуть неправильную точку зрения некоторых родителей на вопросы воспитания или дать обоснованный ответ родителям своего согласия или несогласия с тем или иным направлением в педагогике или методике обучения. Не на каждом собрании приходится взывать к науке. Получив от учителя несколько раз обоснованные ответы, большинство родителей проникаются уверенностью, что их ребёнок находится в руках человека думающего, заинтересованного в положительных результатах своего труда.
Очень хорошо настраивает родителей бережное отношение учителя к их времени. Собрание начинаю в точно указанное время и провожу его в течение одного часа. Конечно, всегда найдутся родители, желающие о чём-то посоветоваться с учителем после собрания, но основная масса родителей идут в школу с точной уверенностью, что они задержатся на собрании не более часа.
На собрании обязательно объявляю повестку дня и строго её придерживаюсь. Стараюсь не допускать неопределённости в ведении собрания. Строго придерживаюсь правила: никаких нареканий родителям во время собраний. Обычно говорю об общеклассных задачах, проблемах, над разрешением которых нужно работать родителям вместе со школой.
Все собрания протоколируются секретарём (членом родительского комитета).
Каждый учитель проводит индивидуальную работу с родителями. Провожу её и я. Индивидуальная работа с родителями выражается в форме бесед в семье (во время посещения учащихся на дому) и в школе, консультаций по вопросам частных методик обучения по предметам и методам воспитания. За последнее время для меня стало правилом все беседы с родителями проводить только после уроков в назначенное время. Никаких консультаций и разговоров на ходу. Консультации на ходу снижают педагогический эффект наших требований, делают несерьёзными наши замечания.
Ещё несколько лет назад, вызвав родителя в школу, сразу же начинала с рассказа о своих наблюдениях за учеником, а затем переходила к рекомендациям. Сейчас же, пригласив родителей для беседы, начинаю с вопросов к родителю. Вопросы ставлю примерно в такой форме:
- Что бы вы хотели мне рассказать о наблюдениях за занятиями вашего ребёнка? В чём видите успехи? Какие недостатки?
- Знаете ли вы об успешной работе вашей дочери? Что она вам говорит о своей работе? Как вы ей помогаете?
- Над чем вы сейчас работаете с вашим сыном? Над чем думаете?
- Что вы делаете для преодоления тех или иных недостатков в вопросах воспитания? И т.д.
Подобные вопросы, мне кажется, настраивают родителей на более ответственное, вдумчивое отношение к вопросам воспитания своего ребёнка, а ответы родителей помогают мне лучше понять детей. Слушая родителей, я имею время для обдумывания и выбора более подходящих рекомендаций.
Посещение семе учащихся – работа трудоёмкая, отнимающая много времени, требующая умения расположить к себе взрослых и детей, вызвать на откровенность за короткое время визита. Да и не всегда нам удаётся застать родителей, так как обычно посещаем семьи в дневное время. Мне бывает трудно посетить все семьи учащихся в течение первогогода обучения, а знать условия надо.
Что же мне помогает в последние годы несколько наладить эту работу? Помогают анкеты, которые я выдаю родителям на первом родительском собрании. Анкеты выдаю в конвертах, объясняю цель, значение этих данных для моей работы с детьми, прошу о точном, откровенном заполнении и о возвращении мне этих анкет в ближайшее время через детей в запечатанных конвертах. Вот как выглядит анкета:
1. Фамилия, имя…
2. Адрес.
3. Состав семьи: взрослые, дети.
4. Площадь, занимаемая семьёй (отдельная квартира, комната, есть ли у ребёнка место для сна и занятий).
5. Интересы ребёнка.
6. Имеются ли книги, игры (назвать любимые).
7. Есть ли у ребёнка постоянные обязанности в семье, какие.
8. Делает ли ребёнок утреннюю зарядку, с желанием или нет.
9. Соблюдает ли режим дня и какой.
10. Кто в основном занимается воспитанием ребёнка в семье.
11. Сколько времени фактически затрачивают родители на организацию или помощь в учебных занятиях (ежедневно, периодически).
12. Как используются выходные дни для воспитания ребёнка.
13. Особенности ребёнка.
Что же дают мне ответы анкет? Они помогают на первых порах работы с детским коллективом представить условия, в которых живут мои учащиеся, определить круг их интересов и т.д.
На основании просмотра анкет составляю очерёдность посещения, намечаю круг вопросов для каждой семьи, которые надо уточнить, ответы анкет подсказывают и те рекомендации, которые мне следует дать в некоторых семьях.
Как я привлекла родителей к работе в классе?
Начала с разъяснения задач, стоящих перед учителем в деле воспитания и обучения, показала тот большой объём работы, который необходимо выполнить учителю, чтобы добиться успеха в деле воспитания и обучения детей. Многие родители поняли, что без помощи семьи и общественности учителю будет очень трудно выполнить качественно все возложенные на него задачи.
В конце учебного года раздала родителям анкеты следующего содержания:
- Чем конкретно вы можете помочь в организационно-воспитательной работе класса на следующий учебный год:
1. Принять участие в работе комиссий (санитарная, хозяйственная, оформительская).
2. Помочь в организации утренников.
3. Руководить работой кружка.
4. Оказать конкретную помощь слабоуспевающему ученику.
5. Провести беседы.
6. Провести экскурсии
7. Провести занятия по изучению правил дорожного движения.
8. Ваши предложения по организации воспитательной работы.
Имея перед собой анкеты с ответами родителей, мне легко выбрать нужных родителей для той или иной работы в классе. Составляя воспитательный план, я заранее знаю, на кого могу опереться в том или ином вопросе, и т.д.
Родительская помощь даёт большой нравственный эффект для воспитания ученического коллектива в целом и для воспитания отдельных учащихся в духе доброго отношения к своим родителям, сумевшим хорошо выполнить полезнуюработу для класса. Какой гордостью, счастьем светятсяглаза ребёнка, родители которого пришли в класс для проведения экскурсии, беседы или других полезных дел.
Разъяснительные беседы с родителями, свобода выбора указанных в анкетах форм работы, педагогическое руководство всеми действиями родителей приносят положительные результаты в вопросах воспитания, высвобождают некоторый резерв моего времени и сил, направляемых мною на улучшение учебно-воспитательной работы.
Работа с родителями требует большого педагогического такта, знания родительской психологии и много-много труда и терпения.

Категория: Начальные классы | Добавил: НАДЕЖДА53
Просмотров: 200 | Загрузок: 27 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА