Четверг, 23:07 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

"Работа с одарёнными детьми в условиях введение ФГОС на начальной ступени образования"
[ Скачать с сервера (69.0Kb) ] 20.12.2016, 19:27

Выступление на методическом объединении

Работа с одарёнными детьми в условиях введение ФГОС
на начальной ступени образования

(СЛАЙД 2) Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
(СЛАЙД 3) Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой про-граммы "Одаренные дети" и приобретает наибольшую популярность и массовость в связи с введением ФГОС.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевид-ными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
(СЛАЙД 4) На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Таких детей отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
(СЛАЙД 5) Маленькие «вундеркинды» обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. (СЛАЙД 6) Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Такие дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одна из главных черт одаренных детей, которая сильно мешает его дисциплинированной учебе в школе, — упорное нежелание делать то, что ему неинтересно.

В соответствии с требованиями ФГОС работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности современной школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже с первых дней обучения ребёнка в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
(СЛАЙД 7) Условиями успешной работы с одаренными учащимися в стенах образовательной организации являются (внимание на слайд):
(СЛАЙД 8) Важно чтобы система педагогической деятельности с данной категорией учащихся выстраивалась на педагогических принципах (внима-ние на слайд)
(СЛАЙД 9) При этом необходимо выделить целевые установки процесса развития одарённых детей и соответствующие мероприятия по их реализации.
Первая цель - создание возможности наиболее полной реализации способностей и склонностей одаренного ребенка. Чтобы достичь этой цели, необходимо провести целый ряд мероприятий, направленных на изучение начальных условий деятельности.
(СЛАЙД 10) Вторая - воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов. Данная цель предполагает изучение и развитие индивидуальных личностных качеств ребенка, а также создание определенных физических и психологических условий для его развития.
(СЛАЙД 11) В связи с этим можно выделить четыре этапа сопровождения развития одаренного ребенка:
1-й этап сопровождающей работы – диагностический. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психо-физическое.
2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребен-ка, проведение психолого-педагогического консилиума. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.
3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: На основа-нии анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создаются условия для развития одаренных детей: открываются кружки, студии, проводятся предметные олимпиады и т.д. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что укрепляет позицию интеграции школьного и до-полнительного образования.
4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе проводят диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, даются рекомендации по сопровождению его развития. Организуются разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».
Таким образом, для того чтобы развить способности маленького человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Но как свидетельствует многолетний опыт работы в данном направлении общеобразовательной школы, в которой до сих пор срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное - насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается ребёнку, которого обучают, воспитывают, развивают. (СЛАЙД 12) А в связи с введением ФГОС возникли ряд противоречий (внимание на слайд).
(СЛАЙД 13) В связи с этим, новым веянием современной педагогической деятельности стала разработка индивидуальных об-разовательных маршрутов, которые являются индивидуальными программами деятельности учащегося, фиксирующими образовательные, развивающие и воспитательные цели и результаты, а так же различные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, администрации). Они составляются на основе интересов и образовательного запроса обучающихся, таким образом максимально обеспечивая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности.
(СЛАЙД 14-15) При разработке индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать следующее (внимание на слайд):
(СЛАЙД 16) Но говоря о талантливых детях нельзя забывать о том, что они могут доставить и наибольшие проблемы при обучении.
(СЛАЙД 17) Вышеперечисленные факты приводят к выводу о том, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что при этом гиперопека таланта может привести к другим печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.
(СЛАЙД 18) Таким образом, работа с рассматриваемой категорией детей предполагает наличие у педагога определённых умений и качеств. Он должен быть:
• увлечен своим делом;
• способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• профессионально грамотным;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
• знатоком во всех областях человеческой жизни.
(СЛАЙД 19) Педагог должен знать и уметь использовать в работе раз-нообразные формы, методы, приёмы работы. Вы их видите на слайде.
(СЛАЙД 20) Подводя итоги всему вышеизложенному, хочется отметить, что одаренность - сложное явление, она имеет свои положительные и отрица-тельные последствия. К положительным проявлениям одаренности можно от-нести хорошие вербальные способности, постоянство, независимость, творче-ские способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, абстрактность мышления и т.д. К отрицательным - индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость, обожествление себя.
Учитывая неоднозначность взглядов на одаренность и ее проявления, а также тот факт, что одно и то же слово определяет различные понятия в быту и науке, затруднительно дать всеобъемлющее и точное определения этого явления.
К тому же выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации, полученной из различных источников, можно делать какие-либо выводы.

Список использованных источников информации:
1. Богданова Н.В. Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedsovet.su/load/138-1-0-8323 (дата обращения: 01.11.14)
2. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .
3. Мельникова Е.А. Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi (дата обращения: 01.11.14)
4. Мельникова Е.А. Модель по выявлению и сопровождению одаренных де-тей. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi (дата обращения: 01.11.14)
5. Мельникова Е.А. Формы и методы работы с одарёнными детьми. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/10/19/rabota-s-odarennymi-detmi (дата обращения: 01.11.14)
6. Одаренные дети. [Текст] //Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Просвещение, 1991. – 212 с.

Категория: Начальные классы | Добавил: pretty-woman | Теги: ФГОС, индивидуальный образовательный марш, развитие, одаренность
Просмотров: 263 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА