Вторник, 13:45 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Работа с иллюстративным материалом на уроках ОРКСЭ
[ Скачать с сервера (89.0Kb) ] 15.06.2017, 16:59

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ОРКСЭ

Введение
«Учебная картина – параграф учебника, написанный кистью»
(В. Н. Бернадский)
«Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добытое многими годами жизни»
(В. М. Гаршин)
«Дитя мыслит образами, звуками, красками»
(К. Д. Ушинский)
По данным последних исследований, проведенных специалистами Российской академии наук, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, то есть наиболее доступным источником информации для них является изображение. Следовательно, эффективнее будут те уроки, в которых учитель вместе с детьми работает с иллюстративным материалом.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»(ОРКСЭ) призван дать целостную картину мира, в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов. Введение в школы этого предмета необходимо особенно сейчас, в наше время, когда происходят процессы глобализации образования. Надо иметь в виду, что наряду с положительными сторонами, компьютеризация образования порождает у молодых людей фрагментарность восприятия мира, удаляют ученика от учителей и от других учеников. Ослабевает воспитательное воздействие педагогов на учащихся. Ученики стали выступать в большей степени как потребители знаний, «потребители культуры». Они значительно меньше, чем раньше, участвуют в распространении и тем более в воспроизводстве культурных ценностей. Этот предмет как культурологическая дисциплина призван дать учащимся целостное представление о мире. Тем более что в данном предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей.
Использование педагогических технологий и методы художественно-образного преподавания.

Способность поставить себя на место другого человека вот что дает нам опыт искусств, опыт проживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою. Тематика курса ОРКСЭ (все его модули) направлены на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважительное отношение к ближним. Поэтому используемые произведения искусства (рекомендованные в качестве иллюстрации или прочтения) на уроках этого предмета могут стать большими «помощниками» для учителя, при условии, конечно, грамотного методического изложения сути художественного произведения.
Чем выше развито эстетическое чувство (в самом широком смысле, включая и нравственное чувство), тем скорее, острее и точнее человек реагирует на наличие важных для него фактов и ситуаций. Развитое эстетическое чувство является крайне ценным индикатором, барометром. Оно скорее, чем наука, отзывается на совокупное положение дел в реальном мире. Оно позволяет «схватить» образ целостной жизненной ситуации до того, как она будет строго и подробно проанализирована жесткой логикой мышления в понятиях, и верно прореагировать на нее.
Очевидно, пора серьезно осознать, что сама квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости и нравственному цинизму.
У искусства столь же многовековой опыт развития, как и у науки, и чтобы подняться на сегодняшний уровень человеческих отношений, эмоциональных критериев предков, зафиксированных в искусстве, искусство это нужно научиться воспринимать.
Согласимся с мнением Б. М. Неменского о том, что логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и перестать превращать одну форму сознания в критерий суда над другой. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием с другой.
Предмет ОРКСЭ с его культурологической направленностью развивает не только рационально-логическую, но и эмоционально-образную форму мышления. Причем, по нашему глубокому убеждению, акцент в методике преподавания должен быть поставлен на развитие у учащихся целостности и образности восприятия материала. Именно это способствует развитию творческих способностей ребенка, его одаренности. Важно не изучение реальности, а отношение педагога и учащихся к этой реальности, не изучение содержания, а переживание (проживание) его. На уроках этого предмета много иллюстративного материала и интересных рассказов о храмах России. Учитель никогда не скажет: «Перед вами понятие «церковь», он скажет: «Перед вами образ церкви». Именно потому, что формой познания на уроках предмета ОРКСЭ являются не только понятие, но и художественный образ, а предметом познания является не реальность, а отношение к этой реальности, итогом его можно считать сформированные в сознании ребенка эмоционально-ценностные критерии. Освоение духовных ценностей, выработка собственного отношения к жизни в отличие от освоения знаний, требует работы не только аппарата познания, а всей совокупности человеческих сил и способностей, и, прежде всего, наших чувств.
В связи с вышеизложенным, следует, что учителю крайне необходимо в преподавании данного предмета использовать педагогические технологии и методы художественно-образного преподавания, так как курс ОРКСЭ имеет культурологическую направленность. Воспитание в преподавания этого предмета занимает главное место (знания, умения и навыки средство, духовное развитие цель), а глубоко воздействовать на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности ребенка, духовно развивать его может лишь методика художественно-образного преподавания.
Художественно-образные представления это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта или в результате взаимодействия с материалом курса ОРКСЭ.
Положительным результатом использования методики художественно-образного преподавания на уроках можно считать интересные творческие работы учащихся. Ребята пишут стихи, сочиняют сказки, рисуют картины, пишут рассказы (о своей семье, малой Родине, нравственных поступках людей и др.).
Мы убеждены, что новый предмет ОРКСЭ, как компонент гуманитарного цикла, с использованием методики, направленной на развитие эмоций и чувств учащихся, поможет детям ярче раскрыться, проявить свои дарования. Художественно-образный подход в методике обучения способствует воздействию на развитие эмоционально-нравственной сферы личности, а через эмоции и чувства к целостному ее развитию.
Важнейшими факторами, необходимыми для формирования полимодальных художественно-образных представлений младших подростков, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках предмета ОРКСЭ в общеобразовательной школе и учет индивидуального сенсорного опыта учащихся.
Педагогическими условиями формирования художественно-образных представлений школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и игровых методов; использование приемов «полимодального» психолого-педагогического воздействия.
Сегодня много говорят об инновационных технологиях в преподавании различных предметов и гуманитарных дисциплин, в частности. Так, например, учитель может расширить свои знания в области психологии через применение на практике исследовательского метода по изучению у учащихся ведущего типа модальности восприятия. Эта методика способствует целостному развитию восприятия обучающихся и в то же время, развивает кругозор учителя, его наблюдательность.
Развитие целостного восприятия у учащихся, формирование полимодальных художественно-образных представлений базируется на доминирующих в образной сфере индивидуума представлениях определенной сенсорной модальности (аудиальной, визуальной и кинестетической), которые характеризуются различным уровнем сенсорной полноты (мономодальным, бимодальным полимодальным).
Развитие целостного восприятия способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению учащимися окружающего мира, расширению художественно-образного тезауруса; является стимулом к творческим проявлениям в различных видах полихудожественной деятельности:
данная исследовательская деятельность педагогов по выявлению ведущих типов модальности у школьников и результаты ее использования в активных формах занятий предоставляют дополнительные возможности для становления духовной культуры школьников, их творческого, гармоничного развития. Применяемая в исследовании методика, опирающаяся на доминирующие в образной сфере личности представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые, кинестетические), позволяет изменять уровень сенсорной полноты художественно-образных представлений учащихся от мономодальных и бимодальных до полимодальных художественно-образных репрезентаций.
Уроки ОРКСЭ, построенные на активизации и развитии полимодальных художественно-образных представлений, вызывают у детей не только большой интерес, но и стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к окружающему миру.
Если мы говорим о курсе ОРКСЭ как о развивающем предмете, в котором одной из задач ставится развитие целостного восприятия у учащихся, то в уроках крайне необходимо обращение педагога к искусству: к музыке, живописи. Вспомните: мы видим декорации, слышим музыку, и именно синтез искусств помогает настроиться на то, что будет демонстрироваться в дальнейшем, помогает «погрузиться» в эпоху, в проблему. Особенно это важно почувствовать детям. Ведь в детстве человек мыслит конкретно, образно и ситуативно: такое мышление психолог Л. С. Выготский назвал «комплексным». В этой связи в преподавании ОРКСЭ необходимо обращение к искусству, так как, встречаясь с искусством, человек как бы возвращается в детство, и к нему вновь приходит детская склонность к ассоциированию предметов, к связыванию их на основе эмоциональной и ситуативной близости в один психологический «комплекс». Все сливается: цвет, свет и звук, звук и запах, звук и цвет легко переходят друг в друга, объединенные восприятием человека. Звук при этом может стать тяжелым или воздушным, масляным или деревянным, гладким или шероховатым и каким угодно еще он начнет подчиняться не законам физики, а законам синестезии, подразумевающей сильные психологические ассоциации между восприятием разных модальностей: слуховой, зрительной, обонятельной или осязательной.
Использование иллюстративного материала на уроках

Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал.
Обратимся к «Словарю методических терминов».
Иллюстрация – это произведение изобразительного искусства, предназначенное для восприятия в единстве с текстом. Иллюстрация помогает глубже понять идею прочитанного, полнее раскрыть авторский замысел, четче увидеть события, действующих лиц. Созданные художником образы иногда подтверждают, закрепляют впечатление от прочитанного, иногда заставляют переосмыслить первоначальный взгляд.
Работа с иллюстрациями – визуальное дополнение к тексту. Изображения, воспринимаются в целом и сразу, в отличие от текста, который «проговаривается про себя», озвучивается учителем и воспринимается только последовательно. По этой причине, хорошо проиллюстрированный текст оказывает гораздо более сильный эффект, чем просто текст.
Художественный язык иллюстрации чрезвычайно богат и разнообразен, но всегда соответствует содержанию, форме, стилю изучаемого материала, выражая, дополняя, а порой и обогащая его. Художники разных эпох зачастую по-разному интерпретируют одно и то же жизненное (или мифологическое) явление, в иллюстрациях всегда присутствует индивидуальное отношение художника к сюжету, героям и их поступкам.
К основным дидактическим функциям иллюстраций относятся: функции пояснения, а, порой, и замена основного текста. Замена способствует развитию умения составлять развернутое высказывание на основе сжатого материала.
Часто бывает, что учащиеся затрудняются выразить мысль. На помощь в этом случае может вновь прийти иллюстрация. Такой вид иллюстрирования имеет огромное значение в текстах эстетической направленности.
Большую роль иллюстрация может сыграть в объяснении непонятных ученикам слов. Особенно много таких слов в учебниках, знакомящих детей с основами мировых религиозных культур.
Заканчивает список основных дидактических функций учебных иллюстраций – воспитывающая функция: иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающему миру, уважение к своей стране, ее святыням.
Учебные иллюстрации (картины, фотографии, Рисунки и др.) позволяют решать следующие образовательные задачи:
- Развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
- Понимать и запоминать теоретические сведения;
- Раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;
- Раскрывают содержание текста;
- Усиливают познавательные и воспитательные функции текста;
Все вышеизложенные задачи успешно решают компьтерные видеоматериалы, благодаря которым школьникам предоставляется пространственная, зрительная информация, а при использовании компьютерной графики и анимации создается иллюзия присутствия обучающегося в реальном времени.

Требования к иллюстрациям в учебнике:
- информационная насыщенность;
- подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную и дидактическую функции;
- иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа).

Аспекты художественного восприятия ребенка:
- Условия, при которых создается ситуация общения с искусством;
- Спонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников;
- Информативность;
- Фасцинация (очарование партнера).

Причем, акцент на иллюстративные функции, характерный для начального этапа развития электронных материалов, сегодня все более смешивается в сторону использования тех возможностей, которые позволяют активизировать способность человека мыслить сложными пространственными образами. В связи с этим можно по дидактически функциям четко разделить электронные ресурсы на две группы: иллюстративные и когнитивные.
Иллюстративные реализуются при передаче вербализуемой части знания. При этом они лишь подкрепляют и дополняют текстовую часть учебной информации и воздействуют прежде всего на логику. Когнитивные же проявляются при освоении невербализуемой, неявной части знания, а сами эти знания в виде ассоциаций графических образов в существенной мере носят личностный характер.

Работа с видеофрагментом в рамках курса

Работа с видеофрагментом в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирование навыка интерпретации легенды, жития, этической нормы. Движущаяся озвученная картинка — кинокадр — непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Это дает возможность развитию у школьников навыков анализа, сравнения, сопоставления.

Просмотр фрагмента фильма в учебных целях предполагает решение комплекса задач:
- обогащение впечатлений о явлении;
- развитие образного мышления;
- формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом;
- соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения;
- формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером;
- развитие речи учащихся в процессе обсуждения;
- формирование эстетического вкуса.
Если в основе постановки фильма лежит художественное произведение, религиозная литература, то при работе с фрагментом фильма следует учить понимать общее и различное в двух видах искусства, обращать внимание учащихся на специфические кинематографические приёмы, на потери и приобретения при экранизации.

В основе сопоставительного анализа кинотекста и литературного источника лежат:
- приемы монтажа, свойственные природе обоих видов искусства;
- знакомство с художественными принципами кинематографа;
- умение использовать приемы анализа и синтеза с целью интерпретации обоих источников (литературный текст и экранизация);
- опора на принципы «медленного чтения»;
- использование знаний и умений, полученных при изучении литературы для самостоятельной оценки произведений кинематографического искусства.
Наиболее актуальными можно назвать следующие ракурсы анализа экранизации:
- символические детали, выделенные режиссером;
- логика подбора типажей на ту или иную роль;
- актерская интерпретация характера (манера произнесения реплик и монологов, мимика, жест, паузы и др.)
- разработка мизансцен;
- работа режиссера по созданию у зрителя определенного настроения (звуковой фон, световое и цветовое решение и другие приемы).
Таким образом, включение в материал урока по основам религиозных культур и светской этики наглядность, тематически близкая изучаемым разделам программы, безусловно, содействует развитию эстетического вкуса учащихся, обогащает их впечатления от произведений искусства, создает дополнительные стимулы для более глубокого изучения проблематики занятий.

Заключение
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
Дети удерживают в памяти: 10% - того, что читают; 26% - того, что слышат; 30% - того, что видят; 50% - того, что видят и слышат; 70% - того, что обсуждают с другими.
В.А. Сухомлинский считал, что первое важнейшее умение в начальной школе – умение наблюдать, удивляться, думать о том, чему ты удивился и рассказать об этом. При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.
В курсе «ОРКСЭ» тексты и иллюстрации - это абсолютно равнозначные и равноценные способы подачи учебного содержания.
Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.

Список литературы:
1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
2. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. 1991. № 3.
3. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. Новосибирск: НИПКиПРО, 1997.
4. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. Т. 2. М.: Искусство.
5. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М.: Искусство, 1967.
6. Лебедева О. В. Преподавание искусства в школе: из опыта работы учителя музыки и мировой художественной культуры. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008.
7. Основные приемы и технологии в работе тренера-преподавателя: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2010.

Категория: Начальные классы | Добавил: veronikalewchencko
Просмотров: 54 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА