Среда, 18:48 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Рабочая программа. Уроки социальной жизни для младших школьников " Школа оптимизма"
13.09.2013, 14:53
Рабочая программа
Уроки социальной жизни для младших школьников
« Школа оптимизма

Цели: Создание необходимых условий для развития ребенка
как индивидуальности на основе свободного
ответственного выбора и оптимистического взгляда на
жизнь;

формирование у детей нравственно- этических норм,
воспитание социально одобряемых стереотипов
поведения.

Основные задачи:

1). Формировать у младших школьников
представление о себе как умелом, успешном и
нравственном человеке.

2)Дать ребенку представление о собственном
внутреннем мире, о его месте в окружающей жизни.

3). Побуждать детей к осмыслению общечеловеческих
ценностей , к выработке личного отношения к ним ,
к осознанию собственной внутренней позиции и
жизненных ценностей.

4). Формировать у младших школьников приемы и
способы конструктивной коммуникативной,
познавательной и других видов деятельности.

5). Способствовать разнообразному творческому
самовыражению младших школьников, их
творческому отношению к собственной жизни.

Количество часов
1 класс- 32 ч.
2 класс- 34 ч.
3 класс- 34 ч.
4 класс – 34ч.

Пояснительная записка
Программа « Школа оптимизма» предназначена помочь детям понять, осознать, а еще более важно, научить позитивному отношению к жизни стать оптимистом. Программа учит детей видеть многоцветие окружающего мира и выбрать добро, а не зло дружбу, а не ссору любовь, а не ненависть. Дети учатся воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем», понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь: Ценность позитивного взгляда на жизнь состоит в:
- субъективной позиции ребенка, т.е. ребенок учится оценивать ситуации на основе собственной собственного действия, поступка решения, а не слов, оценок, мнений других людей;
- толерантности как умении принимать разное, отличное от собственного или привычного;
- рефлексивной оценки как способ решения жизненных задач
Программа построена на основе событийности. Это значит что усвоение социальных, психологических, этических нравственных и других знаний является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через игру, общение проживание конкретных событий, что придает личности смысл, способствует усвоению адаптации к школьной жизни.
Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создать позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт
Программа «Школа оптимизма»
Помогает младшим школьникам:
- адаптироваться в современной жизненном пространстве;
- осознавать различие ситуации социальной жизни формировать к ним свое отношение;
- выработать нестереотипные способы действий в повседневной жизни.
Содержательным стержнем программы, определяющим цели работы, является понятие «оптимизм».
Программа «Школа оптимизма»рассчитана полный курс 134 часа
I класс – 32 ч.
II класс – 34 ч.
III класс – 34 ч
IV класс – 34 ч.

Формы и методы работы

-Групповая дискуссия;
-Анализ конкретных жизненных ситуаций, тесты;
-Создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- Элементы наблюдения, эксперимента;
- Ролевые игры;
- Драматизация;
- Тестирование

Критерии эффективности занятий

Критериями эффективности занятий социально жизни являются формирование у младших школьников социально-личностных умственных навыков:
1. усвоение основных понятий курса;
2. освоение навыков анализа жизненных проблем;
3. освоение оснований технологии решения конкретных проблем как в ситуации игры, так и в ситуации моделирующей реальную деятельность;
4. освоение технологии коллективного обсуждения и принятия решения;
5. формирование позитивной установки на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности;
6. перенос полученных знаний навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы;
7. Приобщение навыков позитивного творческого решения социальных задач.

Модель изучения темы:

1. Введение в понятие
- беседы
-чтение
-игры
2. Обсуждение понятия в домашнем кругу
- интервью
-рисование
-игра
3. обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций
-групповая дискуссия
-моделирование ситуации
-тестирование
- драматизация
4. Домашний совет рекомендации по анализу жизненных ситуаций
-наблюдение
-ролевые игры
5. Формирование личных принципов, плана действий
-составление правил законов, алгоритма действий
6. Реализация плана действий
-позитивное решение проблемных ситуаций
-конструктивные способы взаимодействия
7. Формирование нового отношения к понятию

Тематическое планирование
Уроки социальной жизни для младших школьников 1 класс

№п/п Тема Кол-во часов Форма деятельности

Аккуратность
- обсуждение сказки «День рождения» и стихотворения «Лучше быть
аккуратным»
- Упражнение «Нужные вещи»
- Изо «Поможем игрушке»

Благодарность
- введение в тему
- обсуждение сказки «Кто вырастил
ягодку?»
- динамическая пауза «Спасибо пчелкам
и цветам»
- упражнение «Благодарное сердце»
- Изо «На что похоже слово «спасибо»

Берегите природу
- введение в тему
- обсуждение сказки «Подснежники»
- творческое задание «Мир природы»,
«Разговор цветов»

Вежливость
- введение в тему
- чтение и обсуждение
стихотворений: «Добрые слова», «До
свидания», «Спасибо»
- динамическая пауза «Вежливая
просьба»
- творческое задание «Вежливая
встреча»
- Изо « Вежливые слова в моем сердце»

Верность
-введение в тему
-обсуждение сказки «Сказка о
верности»
-игра «Верные друзья»
-упражнение «Верные помощники
людей»
-Изо «Открытка для верного друга»

Гордость
-введение в тему
-обсуждение сказки «История из жизни
аквариума»
-динамическая пауза «Кто чем
гордится»
-творческое задание «Чем мы можем
гордиться»
-аппликация «Аквариум»

Гостеприимство
-введение в тему
-обсуждение стихотворения «По
выходным»
-игра «Гостеприимный теремок»
-Изо «Угощение для гостей»

Доброта
-введение в тему
-обсуждение сказки «Ежиха-портниха», стихотворение «Доброта»
-игра «Подумаем о добре»
-упражнение «Добрые люди»
-Изо «Дерево доброты»

Дружба
-введение в тему
-обсуждение сказки «Настоящий друг»
-упражнение «Помощь друга», «Палочка
- выручалочка»
-Изо «Дерево дружбы»

Забота
-введение в тему
-обсуждение сказки «История о
ворчливом Ежике»
-игра «Заботимся о родителях»
-Изо «Цветок заботы»

Красота
-введение в тему
-обсуждение сказки «Красивое качество»
-динамическая пауза «Мы красивые»
-обсуждение стихотворения «Красота
живет везде»
-творческое задание «Красивые руки»
-игра «Самое красивое»

Любовь
-введение в тему
-обсуждение сказки «Фея Любви»
-динамическая пауза «Ворота любви»
-заучивание стихотворения «Дом
любви»
-упражнение «Цветок феи любви»

Любовь к животным
-введение в тему
-обсуждение стихотворения «Мой
Тузик», «Птицы зимой»
-динамическая пауза «Домашние
животные»
-игра «Наши питомцы»
-Изо «Строим кормушку»

Любовь мамы
-введение в тему
-обсуждение сказки «Сердце матери»
-разучивание стихотворения «Моя
прекрасная мама»
-упражнение «Подумаем о маме»
-творческое задание «Если мамы дома
нет»
-Изо «Солнышко для мамы»

Любовь к Родине
-введение в тему
-обсуждение стихотворений «Мой
добрый дом», «Наша прекрасная Земля»
-упражнение «Подумаем о Родине»
-аппликация «Любимая Родина».

Любознательность
-введение в тему
-обсуждение стихотворения
«Любознайка»
-упражнение «Любознательные друзья»

Ответственность
-введение в тему
-обсуждение сказки «Волшебная
ресничка»
-чтение и обсуждение стихотворения «Я
за всех в ответе»
-упражнение «Кто поступил
ответственно»
-творческое задание «Диалог»

Совесть
-введение в тему
-обсуждение сказки «Голос сердца»
-заучивание стихотворения «Что такое
совесть»
-упражнение «Послушаем сердце»
-Изо «Солнышко наших сердец»

Трудолюбие
-введение в тему
-обсуждение сказки «Трудолюбивые
пчелки»
-творческое задание «Маленькое дело»
-упражнение «Трудимся с любовью»

Уважение
-введение в тему
-обсуждение сказки «Добрая собака»
-динамическая пауза «Перейди мостик»
-заучивание стихотворения «Что
достойно уважения»
-творческое задание «Молодые и
старые»
-упражнение «Учимся уважать»
-Изо «Шар уважения»

Ум
-введение в тему
-обсуждение сказки «Умная горошина»
-игра «Самый умный»
-Изо «Умная горошина»

Фантазия
-введение в тему
-обсуждение сказки «Фея фантазии»
-творческое задание «Учимся
фантазировать»
-изо и аппликация «Смешные
человечки»

Храбрость
-введение в тему
-обсуждение сказки «Царица ночи»
-игра «Храбрые зайцы»
-аппликация «Сокровища царицы Ночи»

Честность
-введение в тему
-чтение и обсуждение сказки «Честное
слово»
-динамическая пауза «Птица правды»
-обсуждение стихотворения «Трудно
быть честным»
-игра «Круг честности»
-Изо «Честное слово»

Щедрость
-введение в тему
-обсуждение сказки «Чистая бухточка»
-динамическая пауза «Собиратели
жемчуга»
-обсуждение стихотворения «Кто самый
щедрый»
-упражнение «Учимся делиться»
-Изо «Жемчужина щедрости»

Я - неповторимый человек
-введение в тему
-упражнения «Горка», «Кленовые
листочки»
-Изо «Моя семья»

Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?
-введение в тему
-упражнение «Круг»
-практическая работа
-встреча с Буратино
-разбор ситуации
-Изо «Мое настроение»

Множество решений
-введение в тему
-обсуждение ситуаций
-упражнение «Прими решение»
-аппликация «Мудрая сова»

Умение видеть хорошее
-введение в тему
-обсуждение сказки «Воробьи»
-творческое задание «Птичьи фруктовые
столовые»

Подари другому радость. Общение.
-введение в тему
-обсуждение стихотворения «Радость»
-игра «Поздравительная открытка»,
«Поделись радостью»

Тематическое планирование уроков социальной жизни для младших школьников «Школа оптимизма» 2 класс

№п/п Тема Кол-во часов Форма деятельности
Учимся сотрудничать. Чувствуем друг друга.

Кто я

Мои возможности

Мир эмоций и чувств

Уважая себя, уважайте других.

Все люди разные

Я и другие. Я-глазами других

Как мы разрешаем конфликты

Товарищество и дружба

Секреты вещей

Мальчики и девочки

Давайте жить дружно

Мое тело. Мое физическое «Я»

Здоровые и вредные привычки

Животные – мои друзья

Мир природы

Экология вокруг нас

Мой дом. Заочная экскурсия по моему дому

Мои любимые игры и игрушки

Предметы, которые меня окружают

Мой город

Культура разных народов

Я и мое Отечество

Я и моя история

Золотые правила этики

Светский этикет

Самопрезентация в обществе

Подари другому радость

Если добрый ты

Творить добро или разрушать то, что сделали другие?

Экскурсия. Учимся видеть хорошее

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

Учусь понимать людей

Обобщающее занятие



Тематическое планирование уроков социальной жизни для младших школьников «Школа оптимизма» 3 класс

№п/п Тема Кол-во часов Форма деятельности

Занятия социальной жизни
Радоваться жизни или жаловаться на судьбу?

Поговорим о дружбе

Если добрый ты

Стремиться к цели или ждать чуда?

Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?

Творить добро или разрушить то, что сделали другие?

Учимся видеть хорошее

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

Учусь понимать людей

Учусь оценивать себя сам

Учусь настаивать на своем

Самоуважение

Дружба. Общение

Предметные занятия с обсуждением социальных вопросов

Почему нам бывает смешно. С.Седов «Сказки про Змея Горыныча»

Органы чувств. Практическое занятие

Зима в лесу. Э. Шим «Всем вам крышка»

Части света и материки

Такой незнакомый знакомый мир.
Обобщающее занятие.

Тематическое планирование уроков социальной жизни для младших школьников «Школа оптимизма» 4 класс

№п/п Тема Кол-во часов Форма деятельнос

Ответственность

Доверие

Умение сотрудничать

Что делать с агрессией и гневом
Как добиться успеха

Как не прослыть неприятным человеком

Я и мои права

Семь наших «Я». Научись смотреть на себя со стороны

Учителя и ученики. Поведение в школе. Тестирование

Клуб хороших манер

Милосердие

Мое здоровье

Мир без наркотиков

О вреде алкоголя

«Здорового аппетита!» или секреты питания

Великая сила спорта

Помощник не в шутку, а всерьез

Что такое идеал и как его достичь

Наши семейные традиции. Практическое занятие. Театральный конкурс «Традиции моей семьи»

Искусство семейной жизни. Ролевая игра.

Я ищу друзей. Ролевая игра «Представьте себя в новом коллективе»

Когда дружба в опасности. Коммуникативно-ролевая игра «Спасти дружбу-это зависит от тебя»

Внимание! Опасная компания!

Мое общение со школьным окружением

Как избежать грубости в общении. Практическое занятие. Приемы преодоления вредных «школьных» привычек: грубость, лень, прогулы, клички, ложь.

Правила взаимовежливости

Искусство дипломатии со взрослыми и малышами

Уважаемая персона

Важно быть нужным. Итоговое занятие.

Литература
1. Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В.
«Коррекционные и развивающие игры для младших школьников» Волгоград, 1993г.

2. Баранова И. В. «Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников» Москва , 2004г.
3. Гаджиева Н. М. «Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания» Москва, 1998г.
4. Мажнева М. В. «Развитие творческих способностей у детей» Москва, 2002г.
5. Дубровина И. В. «Практическая психология образования»
6. Родари Д. Ж. «Уроки фантазии» М., 2003г.
7. Смит Р. «Групповая работа с детьми» М., 2003г.
8. Лопатина А. А., Ступлицкая М. А. «Воспитание нравственных качеств у детей» М., 2008г.
9. Родионов В. А, «Я и другие. Тренинги социальных навыков» Ярославль, 2001г.
10. Баева И. А. «Тренинги психологической безопасности в школе»
11. Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»
12. Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль,
Категория: Начальные классы | Добавил: Виктория
Просмотров: 2181 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА