Суббота, 07:01 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Программа "Хочу быть успешным"
[ Скачать с сервера (148.5Kb) ] 04.12.2013, 15:50
Введение

Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психологическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью. Встает проблема создания программы, направленной на профилактику нарушений психологического здоровья, то есть на формирование у детей характеристик психологически здоровой личности.
Мы предлагаем один из возможных вариантов формирования психологического здоровья младших школьников – программу «Хочу быть успешным». Называется она потому так, что именно этого прежде всего хочет маленький ученик и именно это он часто не получает из-за тех или иных нарушений психологического здоровья.
Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. (И.В.Дубровина)
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:
- принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
- принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
- хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
- стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Данная логика формирования характеристик психологически здоровой личности определила содержательное наполнение занятий.
Характеристики
личности Условные этапы
Принятие себя «Какой Я» Поиск достоинств в себе Поиск недостатков Интеграция в целостное Я
Принятие других «Какие они» Поиск достоинств в других Осознание недостатков других и их причин Осознание общности между другими и собой
Рефлексивность Развитие психологической речи Формирование «эмоциональной грамотности» Осознание причин своих поступков Осознание своих целей путем достижения
Умение находить ресурсы Поиск ресурсов в типичных трудных ситуациях Поиск ресурсов в обобщенных мнениях Осознание своей «внутренней силы» Овладение механизмом «самопомощи»

Предлагаемые занятия имеют своей целью помочь детям понять, осознать, а что еще более важно, научить позитивному отношению к жизни. Конечно, нельзя стать оптимистом по заказу, требованию, внешнему указанию. Но можно научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Выбор, особенно у ребенка, часто может быть импульсивным, стереотипным, а не аналитическим, осознанным. Поэтому на наших занятиях мы вместе с детьми учимся воспринимать типичные жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистичного взгляда на жизнь.
Учащимся начальных классов занятия помогут:
• адаптироваться в современном жизненном пространстве;
• осознавать различные ситуации социальной жизни, формировать к ним свое отношение;
• вырабатывать нестереотипные способы действий в повседневной жизни.
Учителю использование в педагогической практике программы «Хочу быть успешным» позволит:
• поднять на качественно новый уровень воспитательную работу как во внеурочное время, так и в учебной деятельности;
• использовать широкий диапазон адаптированных психологических методов и форм работы;
• создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности.

Программа «Хочу быть успешным»

Программа разрабатывалась в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов о развитии социальной компетентности учащихся и учетом закономерностей возрастного психологического развития младших школьников.
Теоретическую основу программы составили:
1. Идеи Л.С. Выготского о том, что «социально организованное обучение создает зону ближайшего развития», «есть внутренне необходимый ребенку и всеобщий момент в процессе его развития».
2. Идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, что «результатом такого обучения должно стать умение ребенка анализировать, планировать свою деятельность, понимать основания собственных действий (рефлексия), самостоятельно оценивать свои действия.
3. Теория игровой деятельности Д.Б. Эльконина, суть которой в том, что в игре ребенок учится соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивать моральные и нравственные нормы.
4. Теоретическое содержание понятия «сензитивность», которое применительно к младшему школьному возрасту для развития. Основываясь на этих фундаментальных теоретических положениях, мы определили для себя главной целью нашего курса создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистичного взгляда на жизнь.
Основные задачи курса:
1.Формировать у младших школьников представление о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.
2. Дать ребенку представление о собственном внутреннем мире, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностях и возможностях.
3. Побуждать учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей.
4. Формировать у учащихся приемы рефлексии, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
5. Стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
6. Способствовать разнообразному творческому самовыражению учащихся, их творческому отношению к собственной жизни.
Отличительные особенности программы
• Соединяет дошкольный и внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность плавного освоение ребенком социальной жизни. Школьная и социальная адаптация ребенка осуществляется более успешно, если ребенку присущи не только высокий уровень познавательного развития и сформированность учебных навыков, но и игровая культура, культура общения и поведения. Таким образом, программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни и адекватному восприятию социальной жизни. Программа также позволяет учителю создать в классе атмосферу внутреннего благополучия, комфорта и защищенности, что обусловлено личностно ориентированным стилем общения педагога.
• Программа предполагает проведение занятий с детьми как во внеурочное время, так и включенных в структуру урока, что позволяет учителю решать широкий спектр учебно-воспитательных задач и разнообразить собственный методический арсенал.
• Являясь сторонниками концепции развивающего обучения, мы ориентировались на развитие у детей важнейших психологических новообразований возраста. Сложность заданий соотносится с сензитивностью возраста и зонами ближайшего развития детей. В программе представлены задания, предполагающие вариативность в подборе изучаемого материала с учетом возможностей и интересов детей.
• Особенностью программы является ее построение на основе принципа событийности. Это означает, что усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через проживание конкретных событий, что позволяет придать информации личностный смысл, облегчает ее дальнейшее применение в жизни. Событийность также предполагает живой отклик педагога и класса на реальные события, происходящие в жизни детей.

Формы и методы работы
Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:
• групповая дискуссия;
• анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
• создание проблемных ситуаций, из анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
• элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
• ролевые игры;
• драматизация;
• тестирование и другие диагностические процедуры;
• элементы социально-психологического тренинга.
Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы позволяет ребенку заинтересованно работать на занятиях, а учителю – отслеживать эффективность формируемых на занятии умений.

В оценочной деятельности важно придерживаться правил:
• поддерживать не только даже небольшой успех учащегося, но и усилия, прилагаемые для получения результата;
• оценивать действия ребенка, а не личность;
• давать ребенку конструктивную оценку, показывать ему положительные перспективы его развития;
• задействовать взаимооценку и самооценку учащихся.
На занятиях учащиеся имеют рабочую тетрадь «Книга успехов», в которой фиксируют пройденный материал и свой личный опыт в виде заданий, рисунков, пиктограмм, записей для осознания и запоминания впечатлений. На отдельной странице отмечают свои успехи в учебной и внеучебной деятельности. В тетради есть и «Тревожная страница». На ней дети могут записывать свои неудачные поступки. С учениками договариваемся, что любой плохой поступок можно исправить – стоит только захотеть. Если удалось исправить неудачные поступки – можно взять ножницы и отрезать эту страницу.
Для более эффективной работы привлекать родителей, семью к выполнению заданий.

Тематическое планирование может быть построено не на возрастном подходе, а на психологической и социальной подготовленности классов. Учитель будет иметь возможность выбрать такие задания, которые будут соответствовать социальному опыту учеников в данном классе.

Тематическое планирование

1 класс

№ Тема Количество часов
1. Знакомство. Узнаем друг друга
2. Радость. Что такое мимика.
3. Радость. Как ее доставить другому человеку
4. Жесты
5. Радость можно передать прикосновением
6. Радость можно подарить взглядом
7. Страх. Его относительность
8. Как справиться со страхом
9. Гнев. С каким чувством он дружит
10. Может ли гнев принести пользу
11. Разные чувства
12. Качества людей
13. Люди отличаются друг от друга своими качествами
14. В каждом человеке есть светлые и темные качества
15. Какой я?
17. Какой ты?
18. Трудности первоклассника в школе, дома, на улице
19. Школьные трудности
20. Как мы разрешаем конфликты
21. Товарищество и дружба
22. Давайте жить дружно
23. Здоровые и вредные привычки
24. Каждой вещи – свое место
25. Нужна ли человеку цель в жизни?
26. Путь к вершине
27. Золотые правила этики
28. Светский этикет
29. Поговорим о том, как мы выглядим
30-31 «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
Мастерская общения.

2 класс

№ Тема Количество часов
1. Знакомство с собой.
2. Образ вашего Я
3. Учимся сотрудничать. Чувствуем друг друга
4. Уважая себя, уважайте других
5. Все люди разные
6. Я и другие. Я глазами других
7. Как мы разрешаем конфликты
8. Жизнерадостность
9. Если добрый ты…
10. Творить добро или разрушать то, что сделали другие?
11. Учимся видеть хорошее
12. Множество решений
13. Учусь находить новых друзей и интересные занятия
14. Что делать с агрессией и гневом
15. Что такое успех?
17. Как поверить в себя?
18. Что такое целеустремленность?
19. Что такое «добродетель»?
20. Что значит делать «просто так»?
21. О лени и лентяях
22. Об аккуратности
23. Эгоисты. Кто они такие?
24. Мальчики и девочки
25. Я умею общаться, умею принимать критику
26. Я умею слушать и ценить мнение других
27. Невидимые враги человека, которые мешают ему жить
28. Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе
29. Я – здоровый человек
30-31 Резерв

3 класс

№ Тема Количество часов
1. Посмотримся в зеркало
2. Я и окружающие
3. Вы – человек и вы - личность
4. Когда, как и почему мы радуемся?
5. Как можно изменить плохое настроение?
6. Есть ли у дружбы законы?
7. Можно ли стать другом всем?
8. Кого мы считаем удачливым?
9. Что мешает человеку идти к цели?
10. Учусь оценивать себя сам
11. Учусь настаивать на своем
12. Что делать с агрессией и гневом
13. Проблемы можно решать
14. Умение ладить с людьми
15. Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
17. Мир вокруг меня. Какой он?
18. Правда и ложь – какие они?
19. Что значит в жизни похвала?
20. Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства?
21. Как не стать жертвой преступления
22. Эмоции. Приемы саморегуляции
23. Умение планировать дела
24. Ответственность
25. Будь вежлив!
26. Учимся делать комплименты
27. К вершине успеха
28. Люди, которых я не имею права забывать
29. Здоровье – это здорово!
30-31 Резерв

4 класс

№ Тема Количество часов
1. Кто я? Какой я? Каким хочу быть?
2. Мои «хочу» и мои «надо»
3. Оценивание себя
4. Сходство и различие наших Я
5. Как вы воспринимаете окружающий мир
6. Учимся представлять и фантазировать
7. Поговорим о дружбе
8. Самоуважение
9. Общение
10. Давать и получать
11. Любить или ненавидеть?
12. О равнодушии и добре
13. Почему возникают ссоры?
14. Можно ли выдавать чужие секреты?
15. Урок толерантности, или Учимся сочувствовать
17. Жить с достоинством – что это значит?
18. С чем могут быть связаны проблемы общения
19. Чувство юмора в жизни человека
20. Проблемы можно решать
21. Умейте властвовать собой
22. Хозяин своего поведения
23. Верить в успех или надеяться на удачу?
24. Стремиться к цели или ждать чуда?
25. Творить добро или разрушать то, что сделали другие?
26. Я – успешный ученик
27. За что уважают мужчин?
28. Что такое женственность?
29. Проблемы, которые решают взрослые в семье
30-31 Самопрезентация в обществе

Этапы работы над темой

Работа над темой предполагает прохождение нескольких этапов.
1 этап. Введение в понятие может проходить в форме беседы, чтения текста, игровых упражнений, драматизации с последующим обсуждением.
2 этап. Обсуждение темы в классе должно подкрепляться обсуждением в семье. Для этой цели предусмотрены специальные задания для выполнения в домашнем кругу, например: интервью, совместное рисование, игры и др.
3 этап. Дальнейшая работа предполагает обсуждение и анализ различных жизненных ситуаций с привлечением социального опыта самих ребят. Для этого этапа используются такие формы работы, как групповая дискуссия, моделирование ситуаций, тестирование, драматизация и др.
4 этап. Анализ различных жизненных ситуаций с одноклассниками и учителем также должен быть подкреплен домашним советом, что может значительно обогатить социальный опыт ребенка и помочь ему сформировать свой взгляд на проблему.
5 этап. Проанализировав и обсудив многообразие жизненных ситуаций, ребята готовы формулировать личные принципы поведения, планы действий в тех или иных ситуациях. Такую работу они выполняют индивидуально и в группах, составляя правила, законы своей жизни, вырабатывая алгоритмы действий.
6 этап. На данном этапе предусмотрена работа по реализации плана действий детей в виде позитивного решения проблемных ситуаций, нахождения конструктивных способов взаимодействия в повседневной жизни. Для этой работы предусмотрены задания в виде дневников, составления книги отзывов, писем благодарностей и других форм работы.
7 этап. При условии организации успешной, продуктивной деятельности на всех этапах работы над темой учащиеся приобретают навыки позитивного, творческого решения социальных задач, формируют новое отношение к изучаемым понятиям, что возможно выявить, организуя различные формы обратной связи с учащимися и их семьями.

Критерии эффективности работы

Критериями эффективности работы считаем формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним относятся:
• усвоение детьми основных понятий программы;
• освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем;
• освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;
• освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения;
• формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности;
• перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 1042 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА