Пятница, 10:43 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Проектная задача как способ развития УУД в начальной школе
[ Скачать с сервера (22.5Kb) ] 17.12.2015, 18:58

Проектная задача как способ развития УУД в начальной школе

Диер С.В.
учитель начальных классов

В современном образовании, в связи с введением ФГОС начального общего образования, актуальными становятся: самостоятельная творческая учебная деятельность, проектные формы организации обучения.
Метод проектов используют в своей работе многие учителя. Однако проектная деятельность свое ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе мы применяем творческие задания или специально созданные системы проектных задач.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего результата («продукта»). Проектная задача носит групповой характер.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия: регулятивные УУД: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки); ставить и удерживать цели; планировать (составлять план своей деятельности).
Познавательные УУД: представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное.
Коммуникативные УУД: проявлять инициативу при поиске способа
(способов) решения задачи; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи.

Название проектной задачи: «Зелёные друзья»
Цель: сотрудничество в малых группах (коллективно-распределительная деятельность при решении общей задачи).
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя. Различать изученные растения, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Проблема: наш класс украшают комнатные растения, каждый день они радуют наш взгляд. Знаете ли вы, как правильно за ними ухаживать, как они называются, откуда родом.
Задача: нам необходимо создать паспорт (учитель объясняет значение данного слова) на предложенное растение. Паспорт даст всю необходимую информацию об этом растении.
Система заданий
1) Найти в атласе-определителе данное растение, выбрать название;
2) Указать родину данного растения;
3) Что нового узнал об этом растении.
В процессе данной задачи идёт соотнесение информации, обсуждение и представление своей совместной работы. Таким образом, идёт формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД.

Название проектной задачи: «Осторожно, грипп!»
Предмет: русский язык, математика, окружающий мир.
Тип задачи: межпредметная проектная одновозрастная
Цели и педагогические задачи: сотрудничество в малых группах (коллективно-распределительная деятельность при решении общей задачи).
Формируемые УУД и способы действий, на которые опирается задача: работа с информацией, анализ, синтез, соотнесение, обобщение, сотрудничество, применение знаний (вычислительные навыки) в нестандартной ситуации.
Проблема: В зимний период многие дети болеют простудными заболеваниями, в том числе и гриппом.
Задача: медики нашей школы просят вас оказать помощь в просветительной работе по профилактике гриппа.
Система заданий
Изучите текст: «Осторожно, грипп!»
Грипп – острое заразное заболевание. Заражаются гриппом через мельчайшие капельки слюны и мокроты, которые выделяются больным при кашле, чихании и даже разговоре.
Заболевание внезапное, появляется: озноб, повышение температуры тела. Головная боль, кашель, насморк, общее недомогание, чувство разбитости, ломота во всём теле и сильная слабость. Грипп не редко вызывает тяжёлые осложнения! Врачи рекомендуют избегать близкого контакта с больными людьми. Часто мыть руки водой с мылом. Придерживаться здорового образа жизни, включая полноценный сон, употребление здоровой пищи, физическую активность.
1) Составьте памятку, как не заболеть гриппом. (По цели предложения должны быть побудительными.)
2) Придумай яркий заголовок к памятке, для этого правильно составь пословицы.
В здоровом теле да здоров
Где здоровье не красит
Будь не красен здоровый дух
Болезнь и поросёнка там и красота
3) Выполни необходимые вычисления, чтобы обеспечить памяткой каждого ученика 1-го класса. Вычисли: сколько листов бумаги тебе потребуется. На один лист помещается 3 текста.
Количество учащихся на параллели: в 1-а классе - 27 человек, в 1-б – 28 человек, в 1-в – 26 человек.
Критерии оценивания:
№ Правильность выполнения Баллы
Формируемые
УУД
1. Составлены все 5 предложений, глаголы употреблены в побудительной форме, нет орфографических ошибок.
1.Во время эпидемии избегайте контакта с больными.
2.Больше бывайте на свежем воздухе.
3.Проветривайте помещение.
4.Чаще мойте руки с мылом.
5.Употребляйте продукты, в которых содержатся витамины.
Допущена 1 орфографическая ошибка, неправильное использование формы глагола в одном из предложений
Другие варианты ответов 2б



0б Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в письменной форме, анализ, синтез.
Регулятивные: замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: формулируют и аргументируют своё мнение,
координируют в сотрудничестве разные позиции, достигают договорённости и согласования общего решения.
Личностные: понимают значение здорового образа жизни для человека.
2. Правильно составлены пословицы
В здоровом теле – здоровый дух.
Где здоровье, там и красота.
Будь не красен да здоров.
Болезнь и поросёнка не красит
Неправильно соотнесено 1-2 пословицы
Другие варианты ответов 2б



0б Познавательные: анализ, синтез
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коммуникативные: достигают договорённости и согласования общего решения при выборе заголовка
3. Верно выполнены вычисления
27×2 + 28 + 26 =108(ч.)
108: 3= 36 (л.)
Ход решения задачи выбран верно, но есть одна вычислительная ошибка
Другие варианты ответов 3б



0б Познавательные: выбор способа решения задачи, анализ, синтез, контроль и оценка результатов деятельности.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
Всего баллов 7б

Группы меняются своими памятками и осуществляют взаимопроверку. Баллы заносятся в оценочный лист.
Оценочный лист для группы
№ задания Правильность
выполнения Количество
баллов
1 Составлены все 5 предложений, глаголы употреблены в побудительной форме, нет орфографических ошибок.
Допущена 1 орфографическая ошибка, неправильное использование формы глагола в одном из предложений
Другие варианты ответов 2

1

0
2 Правильно составлены все пословицы,
Неправильно соотнесено 1-2 пословицы
Другие варианты ответов 2
1
0
3 Задача решена верно.
Ход решения задачи выбран верно, но есть одна вычислительная ошибка
Другие варианты ответов 3
1
0
Оформление памятки (аккуратность, оригинальность) 1-2
Всего баллов: 9

Дополнительный балл группа может заработать за сплочённую работу. Каждая из групп обводит тот балл, который соответствует заданному критерию и подсчитывает общее количество баллов, а затем переводит в оценку.
10-8 баллов 7-6 баллов 5-4 балла
«5» «4» «3»

По результатам заданий у детей создаётся итоговый «продукт» - памятка для учащихся 1 классов.
Проектная задача является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по словам Л.С. Выготского – это их «зона ближайшего развития». Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – требует творчества. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования УУД и учебной деятельности у школьников.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 154 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА