Понедельник, 19:49 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе
[ Скачать с сервера (38.5Kb) ] 20.09.2017, 03:29

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

в начальной школе

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

-Меня зовут Соломина Галина Сергеевна, я учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №77» г.Новокузнецка

-Предлагаю вашему вниманию  выступление по теме «Проектная деятельность на уроках окружающего мира в начальной школе»

В настоящее время произошли изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании детей приоритетов общечеловеческих ценностей. Эти изменения требуют от школьного учителя иного подхода к процессу обучения, так как приоритетными становятся не столько знания, сколько умения добывать их и умение эти знания применять во всевозможных ситуациях.

Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Из истории метода проектов

Метод проектов  возник в начале XX века в США.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Джона Дьюи и Уильяма Херда Килпатрика . У истоков проектной деятельности был знаменитый российский педагог Станислав Теофиловича Шацкий. В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

 

 

Сущность метода проектов

Рассмотрим, что такое проект.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

 

Проект – это “пять П”:

  • проблема,
  • проектирование (планирование),
  • поиск информации,
  • продукт,
  • презентация.

Шестое “П” проекта – его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Классификация проектов.

Проекты различают:

По доминирующей деятельности учащихся

1.Практико – ориентированный проект

2.Исследовательский проект

3.Информационный проект

4.Творческий проект

5.Ролевой проект

 

по комплексности можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты

2) Межпредметные

 

по характеру контактов между участниками.

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

 

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, ориентированы на использование средств ИКТ.

 

по продолжительности

  1. Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
  2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников  проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

  1. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

  1. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

     

 

Опыт проектной деятельности на уроках окружающего мира

К деятельностному подходу в образовании призывал ещё в своё время Шалва Александрович Амонашвили, когда говорил, что нужно «сделать ребёнка добровольным и заинтересованным соратником в своём же воспитании и обучении». Именно этот принцип  заложен авторами в УМК «Перспективная начальная школа», по которому я работаю. По данному УМК ребёнок становится главной действующей фигурой на уроке, это он каждый день совершает маленькие открытия, добывая знания самостоятельно. Но разрешение многих проблем не укладывается во временные рамки урока, поэтому мы с детьми вышли на составление индивидуальных и коллективных проектов, продолжая работу во внеурочной деятельности.

Курс окружающего мира предполагает решение многих задач, одной из которых является задача формирования у школьников специальных умений – работать с научно-популярной, справочной литературой, проводить опыты, наблюдения, эксперименты, пользоваться простейшими методами измерений.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук, создавая условия для исследовательской и проектной деятельности.

Отличительной чертой данного курса является  то, что возможности заниматься проектной деятельностью заложены уже в самой программе.

Организуя проектную деятельность в своём классе, я ставлю следующую цель:

создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.

Далее смотреть архив материала

 

Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 87 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА