Четверг, 14:36 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Проект "Организация краеведческой работы в начальной школе"
[ Скачать с сервера (52.5Kb) ] 27.07.2013, 08:59
Проект «Организация краеведческой работы в начальной школе»
Учитель начальных классов: Кройтер Альфия Гизулаевна
1. Замысел проекта
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родном селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» (Д.С.Лихачев) [2].
Действительно, в программах начальной школы очень мало времени отведено на краеведческий материал. Конечно, учебники дают общее представление о стране, в которой живут дети, родители, учителя. А как живут и жили земляки? Где и как они работают? Какие растения растут в родном крае? Какие животные обитают? Какие памятники истории сохранились? Знают ли сегодня младшие школьники ответы на эти вопросы? А ведь именно в начальной школе должны закладываться основы краеведения и накапливаться по мере взросления детей.
Изучение краеведческого материала воспитывает у младших школьников любознательность, воображение, расширяет кругозор, способствует развитию речи и обогащению словарного запаса, учит знать, любить и гордиться своей малой родиной, постигать её тайны, принимать активное участие в её охране.
А чтобы воспитать любовь к Родине, главное, чтобы учитель был краеведом, а чтобы им стать, не забывать быть всегда учеником и помнить: «Она начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре» (Д.С.Лихачев) [2].
Таким образом, выбор темы «Краеведение в начальной школе» не случаен, и проблема организации работы в данном направлении, действительно, актуальна.
В соответствии с темой и проблемой была определена цель проекта: углубление и расширение знаний учащихся начальной школы о природе, истории и культуре родного края.
2. Основные компоненты
Целевая аудитория – учащиеся 3 класса.
Помощники – родители учащихся, администрация школы, учащиеся старших классов, социальное партнерство (музей, библиотеки, трудовые организации).
Сроки – сентябрь 2012 года - май 2013 года.
Этапность осуществления проекта:
- Определение проблемы, цели проекта и названия
- Работа над проектом;
- Подведение итогов деятельности.

3. Ядро проекта (основная часть)
Объект – учащиеся 3 класса.
Предмет – знания учащихся 3 класса о природе, истории и культуре родного края.
Понятийный аппарат:
Краеведение – полное изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением, как правило, занимаются ученые специалисты, которые ограничились данным краем (архивисты, архитекторы, биологи, военные, географы, историки, экологи, этнографы), а также энтузиасты из местного населения. [5]
Краеведение – школьный предмет, посвященный комплексному изучению конкретной территории. Содержание курса разнится в зависимости от региона. В учебный курс могут входить сведения о рельефе местности, почве и геологическом строении, водных путях, флоре и фауне, населении и промышленности. [5]
Анализ ресурсов:
Финансово-экономический ресурс: организация подвоза учащихся на экскурсии; подготовка инструментария к экологическим акциям; наличие призов для команд-победителей в различных викторинах и конкурсах (Проблема – спонсорская помощь родителей. Решение – успешность работы родительского комитета).
Материально-технический ресурс: инструментарий для игр на свежем воздухе (мячи, лыжи и т.д.); канцелярские товары в ходе реализации проекта; инструментарий к экологическим акциям (Проблема – привлечение помощи родителей. Решение – успешность работы родительского комитета).
Научно-методический ресурс: использование фонда школьной, поселковой, районной библиотеки; ресурсов интернет (Проблема – обучение детей правильной и эффективной работе с данными источниками. Решение – организация классного часа по данной теме, помощь работников библиотеки).
Кадровый ресурс:
- учитель физкультуры – организация подвижных игр на свежем воздухе;
- работники библиотеки – организация работы со справочной литературой; предоставление информации о родном крае в виде оформленного уголка краеведения; подготовка и проведение тематического вечера;
- краевед п. Серноводск, районный краеведческий музей –организация экскурсий;
- представитель градообразующего предприятия нашего поселка - санаторий «Сергиевские минеральные воды» - экскурсия по предприятию.
Информационно-коммуникативный ресурс: сообщение информации учителем, презентация проектов детей о семье, о своем имени, о поселке с использованием мультимедийных средств (Проблема – отсутствие необходимого оборудования в нашем классе. Решение - использование компьютерного класса в школе).
Рекламный ресурс: учащиеся 9-10 класса нашей школы в августе 2012 года в рамках районного конкурса «Моё Отечество» заняли 1 место, разработав туристический маршрут по памятным местам малой Родины (Проблема – разработка агитационной презентации на данную тематику. Решение – помощь учителя в оформлении материала в соответствии с возрастными особенностями младших школьников).

4. Основные направления и задачи проектирования
- Введение в краеведение. Задачи: познакомить с понятием «краеведение»; сформировать мотивацию к изучению данной темы путем привлечения опыта старших учащихся; научить учащихся пользоваться различными информационными источниками в ходе реализации проекта.
- Родина начинается с семьи. Задачи: обучать анализу литературных источников и ресурсов интернет по исследованию значения своего имени; формировать навыки поисковой деятельности при составлении родословной; развивать навык публичного выступления при рассказе о своей семье.
- Серноводск – наша малая Родина. Задачи: учить обобщать полученные сведения об объекте во время экскурсий, встреч и представлять их в каком-либо наглядном виде (очерки, рисунки, заметки); формировать навыки ведения интервью; продолжать учить анализу литературных источников и ресурсов интернет по исследованию природы родного края; развивать навыки наблюдения во время экскурсий на природу; формировать навыки моделирования при создании творческого проекта «Серноводск – будущее».
- Россия – страна, в которой я родился. Задачи: учить работать с картой; продолжать обучать анализу литературных источников и ресурсов интернет по исследовании природных объектов России; учить обобщать полученные сведения об объекте во время встреч со старшеклассниками в виде рисунков и заметок о России.

5. Механизмы, средства и способы реализации
- теоретический анализ источников;
- наблюдение;
- беседы с интересными людьми;
- поисковая деятельность;
- метод моделирования;
- изучение и обобщение опыта.
План реализации проекта:
Введение в краеведение
- Классный час с элементами «Ты мира не узнаешь, не зная края своего»
- Презентация учащихся старших классов – победителей районного конкурса «Моё Отечество – 2012» туристического маршрута «По тропинкам моей малой Родины»
- Тематическая встреча в поселковой библиотеке – знакомство с выставкой литературы «Край родной, навек любимый…»
Родина начинается с семьи
- Творческая деятельность учащихся по созданию презентаций о своей семье (5-8 слайдов)
- Поисковая работа и практическая деятельность по составлению своей родословной
- Индивидуальная работа с энциклопедической литературой «Я и моё имя»
- Творческий отчет «Мой двор. Моя улица. За что люблю, что бы хотел изменить»
- Классный час «Наша школа – вторая семья». Знакомство с историей, традициями школы, выпускниками, которыми гордится школа.
Серноводск – наша малая родина
- Экскурсия в краеведческий музей «Серноводск: прошлое»
- Встреча со старожилами п. Серноводск. Интервью.
- Составление альбома памяти «Мои предки – участники ВОВ» в рамках темы «Великая Отечественная война в истории моего края, моего поселка, моей семьи».
- Однодневный поход «Природа нашего края» с целью изучения растительного и животного мира поселка
- Встреча с интересными людьми и экскурсия на градообразующее предприятие «Сергиевские минеральные воды» - «Что дает наш край стране?»
- «Наш край богат талантами» - знакомство с народными умельцами местными поэтами, краеведами.
- «Серноводск: будущее». Создание мини-проектов «Мой личный вклад в дело процветания любимого края»
Россия – страна, в которой я родился
- Классный час «Мой край на карте страны»
- Презентация учащихся старших классов «Символика РФ. Гордость России»
- Работа с энциклопедической литературой «Уникальные природные объекты России» (заповедные зоны)

6. Ожидаемые результаты и способы представления результатов
В результате реализации проекта предполагается углубление и расширение знаний учащихся 3 класса о природе, истории и культуре родного края; приобретение опыта анализа литературных источников и ресурсов интернет, навыка наблюдения в природе и ведения интервью; освоение метода моделирования в практической деятельности.

7. Ресурсное обеспечение проекта
Аналогично содержанию пункта 3 данной работы.

8. Информационный ресурс
Использованные источники:
1. Андронова О.Н. "Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски" http://www.openclass.ru
2. Болутанова Н. В. Краеведение в начальной школе. http://pedsovet.org
3. Гайворонская Н.И. Краеведение в начальной школе. http://www.school2100.ru
4. Иванова Е.В. Авторская программа в начальной школе «Краеведение». http://festival.1september.ru
5. Понятие «Краеведение». Материал из Википедии – свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org

Рекомендуемые источники:
1. Сельское поселение Серноводск. http://www.sergievsk.ru
2. Понятие «Серноводск (Самарская область). Материал из Википедии – свободной энциклопедии . http://ru.wikipedia.org
3. Санаторий «Сергиевский минеральные воды» ФМБА России. http://www.sernovodsk.net
Категория: Начальные классы | Добавил: kroiter
Просмотров: 2701 | Загрузок: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА