Четверг, 19:13 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Приемы развития познавательного интереса на уроках окружающего мира
[ Скачать с сервера (41.0Kb) ] 05.12.2014, 05:41

Приёмы развития познавательного интереса
на уроках окружающего мира

С.В.Диер,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»,
г. Краснокамск, Пермский край

Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежит реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.
Строить работу по развитию познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Приемы, методы и средства обучения должны быть разнообразными, только тогда будет поддерживаться постоянный интерес учащихся к открытию нового. Предлагаемые учащимся задания должны быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальными и эстетичными.
Знакомясь с обитателями природы, ученики получают возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т. е. пропустить через себя информацию о мире. Дети подводятся к осознанию своей неразрывной связи со Вселенной, к пониманию, что живут на прекрасной и уникальной планете. Чтобы сохранить ее, необходимо научиться чувствовать, видеть, создавать и беречь красоту.
Большой интерес на уроках окружающего мира вызывают сказки и игры. Их можно использовать на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении, в качестве физкультминутки.
Сказка о капельках
Однажды встретились капля росы, капля воды из водопада и капля воды из фонтана и повели такие разговоры:
- Милые сестренки, а хорошо, что мы дети Воды! – сказала капелька из фонтана.
- Вода – самая необходимая, самая красивая и волшебная. Чего только ни умеет она делать! Брызгаться, плескаться, капать, течь, бежать, мыть, стучать, переливаться, прыгать высоко, волноваться и бушевать. Вода, как волшебница, может принять любой цвет.
- Если налить в стакан из зеленого стекла воды, она будет казаться зеленой,- дополнила капелька росы.
- Вода сохраняет жизнь на планете Земля, без нее не может жить ни одно существо, - подтвердила капля из водопада.
Потом каждая капелька рассказала о себе, где она живет, чем занимается.
Далее учитель просит детей выступить в ролях капельки росы, капельки из водопада, капельки из фонтана с рассказами о себе.
Сказка о ветре
На одной поляне стояли высокие деревья, они тянули свои ветви к солнцу. Ветви были украшены зелеными листиками. Вот прилетел ласковый ветер и стал играть с листиками, шелестеть ими.
Потом прилетел ветер-гуляка. Он раскачивал ветки в разные стороны и свистел. За ним примчался ветер- хулиган. Он обрывал листья, гнул ветки к земле, хотел сломать их, поднял страшный шум. Взмолились деревья: «Оставь нас в покое, ветер, лети лучше к мельницам. Они тебя давно ждут». Полетел ветер к мельницам, набросился на них и стал крутить крылья. Обрадовались люди, много муки будет! Так ветер принес пользу и перестал им досаждать. (Дети могут изображать деревья и мельницу.)
Игра «Природные стихии»
Учитель предлагает показать: воздух – движением ладони, «создающим ветер» вверху; огонь – движением пальцев сложенных ладоней; воду – движением ладони, создающей волну; землю – движением ладони вниз.
Учитель может показывать жесты, ученики повторяют, называя природную стихию, попутно дают ей характеристику. Или наоборот.

Игра «Мы геологи»
Учитель готовит заранее карту-план класса с условными обозначениями мест, где прячет образцы полезных ископаемых. Ставит перед детьми задачу – геологи должны найти полезные ископаемые. Ученики рассматривают карту, ищут полезные ископаемые, определяют их и исследуют их свойства.
Игра «Назови это дерево»
Ученики делятся на команды. Учитель предлагает каждой команде листья с разных деревьев. Нужно определить, с какого дерева лист. Как определили? Что можете рассказать об этом дереве?
Игра «Как мы спасаем лес»
Предложите детям представить себя лесниками. Затем – ситуацию: в лесу начался пожар. Ребята должны составить план спасения леса от пожара. Это задание они могут выполнять группами.
Ситуации могут быть различными: птицы стали гибнуть в лесу; в лесу раздались выстрелы и т.д.
Игра «Сохраним чистый воздух в городе»
Учитель зачитывает телеграмму, которая адресована детям. Текст телеграммы: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы. Дымят заводы и фабрики. Жители города задыхаются от ужасного дыма, едкой гари и копоти. Беда! Выручайте горожан!»
Дети высказывают свои предложения по поставленной проблеме. Все вместе составляют ответ на телеграмму и отправляют ее жителям этого города.
Игра «Сохраним чистую воду на планете»
Учитель зачитывает письмо, в котором Нептун обращается с просьбой о помощи. По морю разлилась нефть в результате аварии танкера. «Все живое гибнет. Требуются срочные меры».
Учитель просит детей придумать план действий или изобрести средство, которое помогло бы очистить воду. Лучшее предложение посылают Нептуну.
Игра «Лесные хозяева»
Детям предлагается представить себя лесниками. Они должны придумать три дела, которые осуществят в лесу. Обговорите эти дела.
Игра «Кто живет в грибном домике»
Ученики вытягивают карточки с рисунками разных грибов. Им предлагается представить себя насекомыми, живущими под грибами. Дети должны описать жизнь в грибном домике, рассказать о преимуществе своего домика, о месте его расположения, о лесных соседях.
Игра «Разговоры с природой»
Во время прогулки на поляне дайте детям задание: выбрать себе растение и поговорить с ним. Каждый должен задать четыре вопроса и «услышать», представить себе ответ.
В формировании учебно-познавательного интереса велика роль проблемных вопросов и заданий. Они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, способствующую творчеству и инициативе, повышающую эмоциональный фон урока. Например, можно предложить ученикам такие ситуации:
1. Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом:
- Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое.
- я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю».
Вопрос: угадайте, какие деревья вели этот спор?
2. Подорожник получил свое название за то, что растет вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он «облюбовал» себе такие многолюдные места?
3. У клеста нос наперекос. Зачем он такой? Муху им не поймаешь, зернышко с земли не склюешь. Однако клест доволен своим клювом. Что же в нем хорошего?
4. Все живое движется. Но ведь и камень катится с горы. Можно ли сказать, что он относится к живой природе? Почему?
5. Почему мокрое полотенце на морозе высыхает, ведь вода превращается в твердый лед?
6. В увлажненных местах леса можно встретить щитовник – папоротник с крупными перистыми листьями. Старинное поверье утверждает, что в ночь, накануне праздника Ивана Купалы, папоротник цветет, и его небольшой ярко-красный цветок обладает волшебной силой.
Почему никому не удается увидеть цветок папоротника?
7. Цветки растений имеют различную окраску. Но у тех, которые цветут вечером и ночью, цветки чаще всего белого и желтого цвета. Как ты думаешь, почему?
8. Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было. Как это можно объяснить?
Все приведенные приемы прекрасно вписываются в любую систему, методику обучения и дают возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

Использованная литература
1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М., 1990.
2. Пермяк Е. Кто мелет муку. – М., 1979.
3. Субботина Л. Развитие воображения детей. – Ярославль, 1996.
4. Приключения капли. «А почему?». 1987. №6.
5. Коваленко Л.И. Окружающий мир. 3 класс. Саратов: Лицей, 2006.
6. Щукина Г.Н. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 645 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА