Четверг, 07:48 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Портфолио как средство оценки качества учебных достижений младших школьников.
12.03.2014, 22:02
Портфолио как средство оценки качества учебных достижений младших школьников.
Слово “портфолио”, как и сама идея собрания работ, не есть изобретение 20 века. В прошлом веке этим итальянским словом называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой “портфолио”, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проспект. Идея применения портфолио в школе возникла в Соединённых Штатах в 80-х годах. Основной смысл портфолио — “показать всё, на что ты способен”. Педагогическая философия портфолио предполагает:
• смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
• интеграцию количественной и качественной оценок;
• перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.
Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, учащихся за период обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность;
• расширять возможности обучения и само
• развивать навыки рефлексивной деятельности учащихся;
• формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации.
Можно использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы наряду с результатами итоговой аттестации. Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс оценивания с сохранением классической пятибалльной отметки.
В общем случае портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину .
В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними. В теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио:
• “Портфолио документов”,
• “Портфолио работ”,
• “Портфолио отзывов”.
По целям различаются портфолио как способ оценки учебных достижений и так называемые портфолио курсов, основная цель которых – позитивно влиять на сам процесс обучения.
В портфолио находят место наряду со школьными и внешкольные работы. В папку кладётся не только работы, но и комментарии к ним самого ученика и учителя. Завершением работы над портфолио часто становится процедура предъявления или защиты.
Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся. Например, процесс создания может проходить в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.
Чтобы начать создание портфолио, нужно определить цель его создания, его тип, определить содержание. В некоторых случаях можно заранее поставить перед учащимися задачу: “Соберите все свои лучшие работы за четверть”, или “Сложите в папку все письменные работы за этот месяц”. Это и станет первым шагом к созданию портфолио.
Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:
• мотивация: каждому учащемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
• определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран учащимся;
• определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы,
• определение общей структуры портфолио;
• определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);
• определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.
Учебный портфолио в начальной школе – специальное образовательное пространство, где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени. Выделяют три основные цели такой формы работы: 1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного портфолио – показать всё, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути; 2) создание места для накопления способов и средств действия (“инструментов”) учащихся и изготовления с их помощью различных “справочников”, “помощников”, которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач; 3) создание места для построения “пути” достижения класса и отельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся. Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе есть выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизацией, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
В портфолио отмечаются успехи в учебной, творческой, спортивной и общественной деятельности учащегося начальной школы. Систематическая работа с портфолио поможет учителям и родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи:
• своевременно отмечать успехи ученика;
• проследить индивидуальный рост успешности ребенка в учебе;
• поддержать интерес школьника к учебному труду;
• формировать самооценку учащегося в процессе учебной деятельности;
• учить ребенка добиваться решения поставленных учебных задач.
В классе, где работает автор статьи, портфолио является неотъемлемой частью обучения, развития и воспитания учащихся. Первый раздел портфолио представляет собой знакомство с личностью его создателя, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве с родителями появились такие рубрики: “Моё имя”, “Моя семья”, “Мой друг”, “Мои увлечения”, “Мои любимые школьные предметы”, “Мой город”. Большое внимание уделяется развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио являются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, графики роста скорости чтения.
В разделе “Мои достижения” помещены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, заработанные как в учебных олимпиадах и конкурсах, так и в сфере дополнительного образования. Отдельной рубрикой является раздел “Работы, которыми я горжусь”, в виде текстов, рисунков, фотографий. Здесь находятся лучшие творческие работы, рефераты, работы с научной конференции, фотографии объёмных работ по труду, рисунки по темам.
В воспитательной системе класса большое внимание уделяется развитию самоуправления, в портфолио это отражается в рубрике “Моя общественная жизнь”, где показаны поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения, таблица участия ребёнка в классных и школьных мероприятиях.
Работа над формированием портфолио начинает давать положительные результаты. Ребята стремятся быть лучше, успешнее. В 2011-2012 учебном году было завоёвано 2 призовых места в школьной олимпиаде, двое учеников класса заняли призовые места в областной заочной олимпиаде по русскому языку и математике. Большое количество детей принимали участие в играх «Русский медвежонок» и « Кенгуру».
Категория: Начальные классы | Добавил: irina651
Просмотров: 675 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА