Вторник, 05:16 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Педагогическая статья на тему: " ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
28.06.2018, 12:18
Л.И.Макарова,
Учитель начальных классов МОУ «СОШ №21»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МАСТЕРСКИХ
КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В наши дни большое значение приобретает реализация в процессе обучения педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. К таким технологиям относятся творческие мастерские, которые, решая задачи предметного преподавания, несут в себе большие возможности интегрированного обучения, реализуя цели образования комплексно.
Творческие мастерские предполагают наличие нескольких путей работы, каждый обучающийся может мотивированно выбрать группу, в которой ему предстоит работать; даже в процессе работы, поняв, что ему не интересно это дело, он может перейти в другую группу.
Начинается мастерская с «индуктора» – в нем заключается мотивация всей дальнейшей деятельности учащихся.
Обязательным компонентом творческих мастерских является «социализация», то есть озвучивание, воспроизведение того, что делалось индивидуально, в малых или больших группах, так как каждый участник мастерской должен быть выслушан, но если он не хочет говорить, то у него есть право на молчание.
«Деконструкция» – работа с текстами, музыкой, живописью, красками, звуками, образами – ведется одновременно, когда обучающиеся разбиты на несколько групп. Эта работа напоминает хаотическое «сотворение мира», кажется, что каждый занят своим делом и не слушает другого, но следующий этап работы покажет, что свой «мир» (текст, рисунок, композиция, театральное представление, проект) создан, а это значит, что произошла «реконструкция» нового знания, представления о чем-то, что процесс познания завершен.
В конце каждой творческой мастерской, а часто и после окончания определенного этапа работы, проводится рефлексия. Это обязательный этап, во время которого происходит отражение, анализ, обобщение чувств, эмоций (как положительных, так и отрицательных), ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценивание: «Это хорошо, а это плохо», а анализ того, что же способствовало творчеству, почему хотелось что-то сделать, хотя никто и не заставлял. Рефлексия – это то, чему просто необходимо учиться.
Настоящая мастерская состоит из двух этапов, которые взаимосвязаны. Первый этап основан на субъективном знании, а во время второго этапа это знание объективируется, так как основано уже на знаниях других людей, на достижениях науки, культуры, искусства.
Н. И. Белова пишет: «Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:
– не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
– не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
– не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;
– не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество»*.

Примечание
 Белова Н. И. В поисках ключей к смыслам // Педагогические мастерские по литературе / под ред. А. Н. Сиваковой. СПб.: Корифей, 2000. С. 28–29.
Категория: Начальные классы | Добавил: вейтова
Просмотров: 31 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА