Пятница, 18:20 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

ISBN, УДК, ББК, СМИ

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Открытый урок "Басни Крылова"
10.02.2014, 18:42
Конспект открытого урока по литературному чтению МАОУ гимназия № 16 «Интерес»
4 «а» класс, учитель Лунина Т.А.
Тема: «Басни И.А. Крылова. «Ворона и лисица»
Урок-игра «Басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Форма урока: урок-игра 
Цели: в игровой форме обобщение, углубление и закрепление знаний учащихся по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова»; развитие в учениках способности размышлять, правильно, с точки зрения нравственности, оценивать тот или иной поступок персонажа, находить мораль в баснях Крылова; развитие творческих и актёрских способностей учеников; формирование творческих коллективов, их сплочение, выявление лидеров, обучение работе в группе; воспитание интереса к чтению, доброго и чуткого отношения к окружающим. 
Оборудование: портрет И.А.Крылова и его книги, выставка иллюстраций к басням, тесты, маски и реквизит для инсценирования.
Ход урока: 
1. Орг. момент 
- Прозвенел долгожданный звонок 
Начинается урок! 
На меня все посмотрели, 
Улыбнулись, тихо сели. 
2. Сообщение темы и целей урока 
- Ребята, подумайте и догадайтесь, о ком я сейчас прочту эти строки:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский.
-О ком эти строки? (И. А. Крылов)
- Правильно. Сегодня наш урок посвящён творчеству великого баснописца. Вам предоставляется возможность вспомнить прочитанные басни Крылова и ещё раз переосмыслить их значение и поучительность. 
- Мы с вами уже встречались с баснями великого баснописца И.А. Крылова. Давайте вспомним их.
3. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают басни наизусть (2-3 ученика).
- Хорошо, молодцы.
- Ребята замечательно прочитали басни, а теперь, чтобы все попробовали угадать басню, мы проведем викторину. (Один ученик читает, другие – отгадывают).
Викторина.
«Вперед, чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)
«Очки не действуют никак.
Тьфу, пропасть! – говорит она, - и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак». («Мартышка и очки»)
«Ты все пела? Это дело:
Так, поди же попляши!» («Стрекоза и муравей»)
«Ай, Моська! Знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)
«Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут». («Свинья под дубом»)
- Молодцы.
4. Физкультминутка
5. Работа над новым материалом
Что же такое басня?
(Чтение хором с доски)
Басня – краткий стихотворный (а иногда и прозаический) рассказ – аллегория нравоучительной направленности. Нравоучительность басни наставляет читателя того или иного события, иронически или сатирически высмеивает дурные поступки и явления. Героями басен являются звери, растения. 
6. Игра с предметами
- У меня на столе стоят разные предметы. Перечислим их. (Дерево, обезьяна, очки, сыр, свинья).
- Давайте найдем героев той или иной басни. (Выходят 2 человека, выбирают предметы, называют басню). («Мартышка и очки», «Свинья под дубом»).
- А у меня на столе остался один предмет (сыр). Из какой он басни и чего или кого не достает для этой басни. Дерево, сидит птица. Не хватает кого? (Лисы)
7. Получилась басня «Ворона и лисица» И.А. Крылова.
- А теперь попробуем сами быть артистами. (Инсценировка басни).
- Расскажут нам басню: Вольфина Наташа, Миншакирова Карина, Жикина Алена и Дорощук Саша.
- Молодцы, ребята.
8. Физминутка
9. Работа с учебником с. 43.
Сравнение басни И.Крылова с басней Эзопа «Ворон и лисица» (чтение басни Эзопа «Ворон и лисица»).
- Что общего в этих баснях двух разных авторов?
(Общее – птица ворон, ворона, взаимоотношения животных. Общая мораль – нельзя быть глупой и доверчивой. Необходимо понимать, где ложь, а где правда).
- А в чем различие?
(Различие – Басня И.Крылова написана в стихотворной форме, а басня Эзопа – в прозе).
10. Чтение басни цепочкой
- Находим мораль басни. Читаем мораль хором.
- Словарная работа.
Толковый словарь: лесть-лицемерие, угодливое восхваление; похвала не соответствующая истине, взгромоздясь, позадумалась – призадумалась; близехонько – близко; сыр пленил – привел в восторг; в зобу дыханье сперло – перехватило дыхание, не хватает воздуха; плутовка – плут).
11. По басням И.Крылова поставлены мультфильмы. Вы их помните : «Пластилиновая ворона», рисованный мультфильм по басне И.Крылова «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей» и др.
И.А. Крылов написал более двухсот басен.
- Сейчас мы попробуем сами стать аниматорами.
- Кто такой аниматор? (Это художник, рисующий животных).
- Игра «Попробуй нарисуй» эскиз к басне. (Класс делится на группы, каждая группа рисует свою басню).
- Капитаны команд выполняют тестовые задания:
1. Басня – это: 
а) Юмористическое стихотворение; 
б) Сатирический рассказ; 
в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение. 
2. По глаголам определите басню 
Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут. 
а) «Волк на псарне»; 
б) «Мартышка и очки»; 
в) «Волк и ягнёнок». 
3. Кто сказал "Вперёд чужой беде не смейся…”: 
а) Ворона; 
б) Голубь; 
в) Чиж. 
4. Героиня, которая увидела "в зеркале образ свой..”: 
а) Мартышка; 
б) Лисица; 
в) Свинья. 
5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок». 
а) гипербола; 
б) антитеза; 
в) олицетворение. 
6. У кого к зиме " Под листком был готов и стол и дом”: 
а) Рак; 
б) Муравей; 
в) Стрекоза. 
7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть: 
а) Ворона; 
б) Моська; 
в) Лисица. 
8. Кто без драки "Хочет попасть в большие забияки”?: 
а) Лисица; 
б) Моська; 
в) Ягненок. 
9. Один из героев, который "везти с поклажей воз взялся”?: 
а) Слон; 
б) Косолапый Мишка; 
в) Рак. 
10. Кого "По улицам водили, как будто на показ”?: 
а) Слона; 
б) Осла; 
в) Козла. 

12. Подведение итогов (подсчет баллов на доске).
- И.А.Крылов умер на 70 году жизни, написав более 200 басен. Его басни были популярны уже при жизни, современны и сейчас. Что мы сегодня и подтвердили на уроке. Почему такое происходит: сюжеты не устаревают, а басни нам интересны? 
Расскажите, узнаваемы ли в наше время персонажи крыловских басен? Какие недостатки человеческого характера высмеивает Крылов в баснях? 
Человеческие пороки неискоренимы, поэтому не меняются басенные сюжеты, а сами басни сохраняют свою актуальность. 
В чем же секрет басен Крылова И.А.? Они написаны простым языком, интересные, воздействуют – не хочется быть похожими на героев. 
Докажите, что современному школьнику необходимо прочитать басни И. А. Крылова. 
- Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что басни Крылова актуальны и в наше время. 

13. Рефлексия 
- Вспомните слова индийского поэта Калидоса: «Взгляни на этот день! Ведь в нем заключена жизнь. В его коротком отрезке мы найдем все: и блаженство роста, и великолепие действия, и великие достижения». Получилось ли? Довольны ли вы своей работой на уроке? 
- Как бы вы оценили свою работу на уроке: 
кто работал в полную силу, кто работал хорошо, а кто мог бы работать ещё лучше? 

14. Выставление оценок и награждение победителей 

15. Домашнее задание 
Подготовить выразительное чтение басни по выбору из книг, взятых в библиотеке.
Категория: Начальные классы | Добавил: Лунина
Просмотров: 2370 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА