Понедельник, 04:34 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

"Особенности использования проектной деятельности на уроке и во внеурочное время"
[ Скачать с сервера (52.0Kb) ] 22.12.2016, 15:11

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
(выступление на городском МО учителей начальных классов)
Бобрышева Елена Васильевна,
учитель,
МБОУ «СОШ № 28»
г. Киселевск, Кемеровская область

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода потребовали новых методов обучения, которые:
• формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
• развивали бы общеучебные умения и навыки;
• формировали бы не просто умения, а умения. Непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
• были бы нацелены на развитие познавательного интереса;
• реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится достоянием учащихся и соединяет в себе знания и умения.
Основоположником этого метода считается Дж. Дьюи, американский философ-прагматик, психолог и педагог.
Работа по методу проектов – это высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЕКТУ
1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (проектирование самого проекта).
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена участниками группы.
4. Результатом рабаты над проектом, выходом проекта, является продукт (средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.) Любой проект имеет практически одинаковую структуру. (Приложение 1)
5. Подготовленный продукт должен быть представленным (презентация)

Другими словами, ПРОЕКТ – это «пять П»
ПРОБЛЕМА – ПЛАНИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Классификация проектов по доминирующей деятельности участников.
1. Практико–ориентированный проект нацелен на интересы самих участников.
2. Исследовательский проект напоминает подлинно научное исследование
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте. С целью его анализа, обобщения и представления другим.
4. Творческий проект предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения искусств, видеофильмы).
5. Ролевой проект

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
1. Монопроекты проводятся в рамках одного предмета
2. Межпредметные проекты выполняются только во внеурочное время

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками:
• внутриклассными
• внутришкольными
• региональными
• межрегиональными
• международными

Классификация проектов по продолжительности:
• мини-проект (один урок или менее)
• краткосрочные (требуют выделения нескольких уроков)
• недельные
• годичные

Формы продуктов проектной деятельности:
• сайт,
• анализ данных опроса,
• атлас,
• бизнес-план,
• видеофильмы,
• выставки,
• газета,
• журнал,
• игра,
• карта,
• коллекция,
• костюм,
• макет,
• модель,
• музыкальное произведение, • мультик,
• оформление кабинета,
• пакет рекомендаций,
• праздник,
• письмо в…,
• прогноз,
• публикация,
• путеводитель,
• сказка,
• справочник,
• статья,
• сценарий,
• учебное пособие,
• чертёж,
• экскурсия и т.д.

Паспорт проектной работы используется дважды или трижды. Вначале – как методическая разработка проекта, затем уточнённый паспорт становится вступлением к проектной папке и, наконец, может стать описанием проекта. (Приложение 2).
Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта. Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная папка позволяет: организовать работу каждого участника, стать коллектором информации, справочником на протяжении работы, оценить ход работы над завершённым проектом, судить о личных достижениях каждого, сэкономить время для поиска информации при проведении других проектов (Приложение 3).
Виды презентаций. Выбор формы презентации проекта – задача сложная. Набор «типичных» форм презентаций весьма ограничен и требует особого полёта фантазии.
Например:
• доклад,
• отчёт,
• конференция,
• пресс-конференция,
• деловая игра,
• демонстрации,
• диалог персонажей,
• защита на Учёном Совете,
• воплощение в роль человека или предмета, • путешествие,
• реклама,
• ролевая игра,
• соревнование,
• спектакль,
• спортивная игра,
• телепередача,
• экскурсия.
• игра с залом,
• инсценировки

Система оценки проектных работ (Приложение 4).
Какова же роль учителя в проектной работе? Она требует от учителя не только объяснения, но и создания условий для расширения познавательных интересов детей. Поэтому учитель должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей, развитой фантазией. Учитель может прожить такие роли:
• энтузиаст - повышает мотивацию участников, поддерживает и поощряет их,
• специалист - обладает знаниями и умениями во многих областях,
• консультант – организатор доступа к другим специалистам,
• руководитель – по вопросам времени работы,
• координатор всего группового процесса,
• эксперт – даёт чёткий анализ выполненного проекта.
В работе с участниками проекта учителю очень важно не перегибать палку в ту или иную сторону.
Современные учёные–педагоги различают проектную форму организации учебного процесса и метод проектов. Практика школ показывает, что проект «не вписывается» в урок 40 -45 минут. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени (можно использовать мини-проекты). Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4 – 7 уроков, когда в качестве домашнего задания к уроку ученики самостоятельно выполнить тот или иной этап проекта. Последние два урока используется для презентации подготовленных проектов.
И всё-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются в ходе внеклассной деятельности.

Категория: Начальные классы | Добавил: pretty-woman | Теги: проект, обучающиеся
Просмотров: 182 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА