Воскресенье, 14:24 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний
[ Скачать с сервера (15.6 Kb) ] 30.08.2018, 22:32
Личностно-ориентированный подход является важной составляющей гуманизации современного образования. В связи с этим необходимо осуществление индивидуального и дифферецированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей , создание условий для развития личности. Умелое применение приемов и способов дифференциации раскрывает индивидуальную природу личности учащегося, содействует формированию его неповторимых качеств. Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким либо признакам, другими словами, в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся в объединении учащихся. В выделенных группах необходимо различное построение процесса обучения. При дифференциации обучения осуществляются учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группировки учащихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.
Необходимо разделить учащихся класса на группы с учетом индивидуальных особенностей, способностей, интересов, уровня подготовки, мотивации учебно-познавательной деятельности. Причем по разным предметам группы формируются из разных детей класса, может быть и так, что один и тот же ребенок будет в разных группах уровня подготовленности по разным предметам. Не следует акцентировать внимание детей на том, что класс поделен на группы, чтобы не травмировать их. Предмет преподается во всех группах по единой программе, но с различной глубиной и скоростью усвоения. Опишем выделенные три группы для организации дифференцированного подхода обучения.
Первая группа (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости по предмету. Сюда же можно включить и школьников со средними учебными возможностями, но достаточно сильной мотивацией учения и высоким уровнем развития познавательного интереса к предмету.
Во вторую группу ( средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости по предмету.
Третью группу ( низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса к предмету и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету. Особенности учебно-воспитательного процесса в условиях такого обучения заключаются в ориентации педагогической стратегии на личностные особенности школьников.
Для первой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, не тормозящая естественный ускоренный процесс развертывания психических функций. Существенным моментом для учителя является ориентация на самостоятельность учащихся. Для наиболее одаренных детей предполагается разработка индивидуальной стратегии обучения и развития.
Во второй группе наиболее важной будет деятельность учителя по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизации школьных интересов и личной направленности на интеллектуальный труд.
Наибольших усилий требует работа со школьниками третьей группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся этой группы предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода к обучению внутри самой группы. Успешное продвижение учащихся третьей группы требует иного темпа усвоения учебной программы, глубокого индивидуального подхода.
Осуществляя дифференцированный подход, учитель должен руководствоваться следующими требованиями: создать атмосферу, благоприятную для учащихся; активно общаться с учащимися, ведь для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.
Очевидно, что обучающее воздействие, которое целесообразно для умственной деятельности высокого уровня, окажется недоступно для понимания и усвоения на низком уровне. Поэтому для повышения эффективности обучения необходимо учитывать исходный уровень сформированности этого умения у ученика (что интуитивно делает опытный учитель).
Отмеченные выше способности умственной деятельности учащихся позволяют нам определить сущность дальнейшей работы с ними на разных уровнях. Для того чтобы организовать разноуровневую работу в одно и то же время, отведенное на уроке, необходимо использовать индивидуальные карточки-задания, которые подготавливаются заранее в трех вариантах (для трех уровней). Карточки содержат системы заданий, по узучаемой теме урока, но на разных уровнях. Они предлагаются учащимся в виде печатной основы. Ученик выполняет задание письменно в специально отведенном для этого месте. Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, мы осуществляем дифференциацию поисковой деятельности.
Заметим, что из этических соображений в предлагаемой ученику карточке уровень не указывается, а различие вариантов обозначается кружками разного цвета в правом верхнем углу карточки. В каждой карточке добавляем дополнительное задание на смекалку или нахождение другого более рационального способа решения задачи.
Благодаря тому, что варианты заданий приспособлены к возможностям учащихся, а печатная форма предъявления задания снимает сложности, связанные с оформлением, на уроке может быть организована самостоятельная работа учащихся. Во время этой работы учитель имеет возможность оказывать индивидуальную помощь отдельным учащимся. Возможны и другие варианты. Например по мере надобности учитель может руководить работой учащихся одного из уровней, в то время как другие работают самостоятельно.
Может быть организована и групповая работа учащихся на уроке. При этом дети каждой группы обсуждают и выполняют задания совместно. Состав таких групп может быть как одноуровневым, так и разноуровневым, в зависимости от целей, которые ставит учитель в этой работе. В конце урока работы учащихся собираются учителем для проверки. Можно применить и взаимопроверку учащихся. Кроме того можно обсудить результаты работы на уроке между всем классом. В ходе такого обсуждения каждый ученик имеет возможность увидеть деятельность более высокого уровня, чем тот, на котором он работал. Таким образом, учащиеся не ограничиваются рамками предлагаемого им уровня.
Опираясь на положительные результаты, полученные в ходе работы в начальных классах, можно сделать вывод о том, что организация дифференцированного подхода в учебном процессе обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляют учителю возможность работать с группами учащихся разного уровня подготовки и мотивации к обучению.
С психолого-педагогической точки зрения дифференцированный подход в работе учителя эффективен тем, что сохраняются классы, как уже сформировавшиеся ученические коллективы; для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, это способствует ощущению психологического комфорта и сглаживает негативные проявления конкуренции. Ученик находится в группе, соответствующей его достижениям, следовательно, его самооценка строится на основании реального осознания своих успехов и возможностей. Формирование адекватной самооценки очень важно и само по себе, но, кроме того, позволяет впоследствии практически безболезненно перейти к модели обучения в среднем и старшем звене школы.

Использованная литература:
1.Начальная школа №5 2004 г. «Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками» Е.В.Яковлева.
2.Завуч №4 1998г. «Стратовая дифференциация обучения» А.Ц. Блинков. О.В. Лови.
3.Начальная школа №2 1999г. «Дифференциация в обучении математике».
Категория: Начальные классы | Добавил: доброжелательная
Просмотров: 87 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА