Пятница, 10:46 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Оценка уровня сформированности читательских умений в начальной школе
[ Скачать с сервера (16.8Kb) ] 17.12.2015, 19:26

Оценка уровня сформированности читательских умений в начальной школе
Диер С.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8» Краснокамск

Приоритетной целью обучения в школе рассматривается формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способности к развитию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В современной концепции образования обосновывается необходимость формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин. В качестве универсальных выделяются читательские умения, особенность которых состоит в том, что они являются не только специальными для предмета «Литературное чтение» в начальной школе, но и общеучебными, обеспечивающими возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях.
В начальных классах начинается формирование одной из ключевых компетентностей учащихся - информационной (работа с информацией и речевая деятельность). В современных условиях увеличения информационной нагрузки имеет значение не столько объем прочитанного, сколько эффективность процесса чтения, т.е. качество овладения информацией, в первую очередь зависящее от культуры чтения.
Очевидно, что усилия педагогов должны быть направлены не только на формирование навыка чтения как необходимого условия полноценной читательской деятельности. Все больше современных методистов приходят к мысли о том, что основное внимание нужно сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника.
Термин «читательские умения» в методической литературе имеет два значения. Во-первых, это специфические умения, необходимые для восприятия и понимания художественного литературного произведения. Во-вторых, под читательскими умениями в широком смысле подразумеваются все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника: восприятие, анализ, оценка любого текста, в том числе художественного; речевые и библиографические умения. Именно в широком смысле мы и будем использовать термин «читательские умения».
Методистами выделяются 4 группы читательских умений: 1) поиск информации, заданной в явном виде; 2) формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте; 3) интерпретация и обобщение информации; 4) оценка содержания, языка и структуры текста. Уровень сформированности перечисленных умений можно оценить определенным набором заданий. Материалом для организации и проведения проверочных работ по чтению может быть художественный или научно-популярный текст, а также тестовые задания различной категории сложности.
Первая группа заданий – базовые задания, которые направлены на проверку: 1) общего понимания содержания прочитанного текста; 2) умения находить информацию, заданную в явном виде; 3) определения времени и места действия; 4) значения слова или фразы.
Вторая группа – базовые задания повышенной сложности, которые проверяют те же умения, что и базовые задания, но одновременно определяют сформированность учебных умений и познавательной деятельности учащихся. Задания даются в непривычной для учащихся формулировке, либо их выполнение требует последовательного поэтапного контроля со стороны ученика или точного знания алгоритма выполнения действия. Эта группа заданий направлена на проверку следующих умений: 1) извлечь из текста информацию, данную в неявном виде; 2) сформулировать на основе прочитанного несложные выводы; 3) установить взаимосвязь между событиями.
Третья группа заданий направлена на проверку: 1) понимания использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности; 2) осознания последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста; 3) понимания жанровых особенностей текста.
Четвёртая группа заданий (высокий уровень сложности) направлена на проверку: 1) умения понимать общий смысл текста; 2) определять авторский замысел и основные черты характера главного героя; 3) приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя; 4) определять главную мысль теста, выразить свои впечатления по прочитанному и т.п.
В проверочной работе используются задания следующих типов:
1) задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных. Например: Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «солнце встает» – просыпается, всходит, распрямляется, приподнимается? (А.Н.Толстой «Весна»)
2) задания с кратким ответом (дописать часть предложения, выписать предложение в соответствии с заданным условием). Например: Какой костюм придумал для себя Мишка? Закончи предложение. Мишка был одет в…(В. Драгунский «Кот в сапогах»)
3) задания со свободным развёрнутым ответом (составить небольшой собственный текст). Например: почему в тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы? («Окружающий мир» 3 класс, текст «Аквариумные рыбки»).
За каждое верно выполненное задание из 1, 2, 3 группы (кроме заданий на составления плана текста) ученик получает 1 балл. За полностью выполненные задания из 4 группы и составление плана ученик получает 2 балла, за частично выполненные – 1 балл. По каждому тесту подсчитывается максимальное число баллов, которое может набрать ученик, а также процент выполнения заданий.
Степень выполнения работы показывает уровень подготовки, достигнутый учащимся. Процент выполнения 85% и выше – высокий уровень сформированности читательских умений, 60% - 85% – средний уровень, 45% - 60% – низкий уровень, ниже 45% – у ребёнка не сформированы базовые читательские умения, требуется коррекционная работа.
Результатом такой работы становятся таблицы учета индивидуальных результатов проверки сформированности читательских умений по каждой группе, а также сводная таблица по всему классу.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 530 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА