Понедельник, 16:25 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Образовательная успешность младших школьников
[ Скачать с сервера (40.5Kb) ] 05.12.2014, 20:59

Образовательная успешность младших школьников

Диер С.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск

Образовательный процесс современной школы, ориентированный на личностное развитие учащихся, создание условий для самореализации и самопознания выдвигает новые требования к формированию и оценке образовательных достижений не только в знаниях, умениях и навыках, но и в динамике основных показателей развития учеников. Материалы исследований школьного психолога и мои наблюдения показывают, что главными причинами учебной неуспешности учащихся в начальной школе являются:
1.Трудности понимания учебного материала, связанные с недостаточным уровнем сформированности понятийного мышления, общей осведомленности ребенка.
2.Затруднения с переработкой полученной информации, ее запоминанием и использованием в других условиях, связанные с недостаточным уровнем сформированности логического и абстрактного мышления.
3. Наличие у детей неврологической симптоматики – невнимательности и повышенной умственной утомляемости.
4.Эмоционально-личностные особенности ребенка.
Среди предполагаемых путей решения этих проблем - компетентностный подход. Сегодня – это ответ на вопросы о том, как решать практические задачи успешности и построения собственной траектории жизни в условиях реального мира.
В любой деятельности каждый из нас ставит цель получить не только результат, но и удовлетворение от ее процесса. Не является исключением и учебная деятельность младшего школьника, смысл которой заключается в проявлении умственной и физической активности, доставляющей ему радость. Решая сложную педагогическую задачу, как помочь каждому ученику моего класса, в том числе и не самому успешному в познавательной деятельности, ощутить сегодня счастье в преодолении трудностей и радость победы от свершения сложной работы, ответ нахожу в необходимости формирования учебно-познавательной мотивации первоклассников с первых дней их пребывания в школе. Помня о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, а в игре дошкольника привлекает ее процесс, а не результат, в формировании мотивации учебной деятельности первоклассников процессуальной стороне отвожу соответствующее место, создавая условия для стремления преодолеть препятствия в учебной деятельности. Возможность испытать свои силы и способности становится для ученика личностно значимым мотивом учения.
Анализ исследовательских подходов к проблеме формирования учебно–познавательной мотивации и опыт моей работы позволяют сделать выводы, что наиболее результативными являются приемы, помогающие вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Формирование познавательной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализуется посредством следующих приёмов:
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "Метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала, через приём "Удивляй", организацию экскурсий;
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Результативность работы отслеживаю по следующим критериям:
1. Стремление к поиску решения учебной задачи.
2. Стремление к получению новой информации исследовательским путём.
3. Стремление к контактам, сотрудничеству, оказанию помощи.
4. Качественные изменения в развитии учащихся.
5. Стабильность качества знаний и успеваемости учащихся
Современный мир устроен так, что без эффективного взаимодействия с людьми сложно добиться успехов в работе, построить личную жизнь, поэтому на протяжении четырех лет обучения формирую у детей умения работать в сотрудничестве. Определила для себя семь постепенных шагов в обучении этому умению:
1) помоги ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение;
2) помоги учащимся понять, из чего это умение состоит;
3) организуй практику;
4) убедись, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет он выполняет задания по овладению умением;
5) стимулируй учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики;
6) создай ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата;
7) стимулируй подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.
Сотрудничество со сверстниками является дополнительным стимулом мотивации включения в учебный процесс. Организация работы в микрогруппах (2-4 чел.) формирует у учащихся умение взаимодействовать друг с другом, ведь рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. В нашем классе мы ввели пять правил коллективной работы:
1) Умейте слушать, не перебивая.
2) Уважительно относитесь друг к другу, к мнению других.
3) Не отвлекайтесь (смотрите на говорящего).
4) Честно (по очереди) распределяйте обязанности в группе.
5) Умейте уступать друг другу.
Постепенно дети стали осознавать, что в группе учиться не только легче и интересней, но и эффективнее. Практика моей работы показала, что работа в микрогруппах дает не только более глубокое и детальное изучение нового материала по теме, но и возможность проверять домашнее задание, причем важно, чтобы каждый ученик аргументировал свое решение. Если есть у кого-то ошибка, ее можно исправить, но только после того, как ученик поймет, почему он ее допустил. Состав групп может меняться от урока к уроку, а может оставаться постоянным на период работы над темой. Главная идея обучения в микрогруппах – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. У нас появился девиз: «Помогая другим, учимся сами!»
На пути формирования образовательной успешности важным шагом является умение анализировать и оценивать свою деятельность. Рефлексивные действия отрабатываю на каждом уроке. На уроке чтения дети осваивают правила выразительного чтения текста. Для самооценки сформированности навыка выразительного чтения дети заполняют таблицу «Мои недочеты». Совместно договариваемся о возможных недочетах:
1.Не удалось передать настроение автора.
2. Затрудняюсь сделать паузы в нужных местах.
3. Не удалось определить ключевые слова.
4. Допускаю ошибки во время чтения.
По этой таблице дети ставят себе оценку за чтение и объясняют ее. Дети пользуются этой таблицей при подготовке к уроку. Они помнят, что усилия, приложенные дома, определяют успех в классе.
Следующий шаг – разработка критериев оценивания чтения наизусть:
1) Названы автор и заглавие произведения.
2) Передано настроение автора.
3) Голосом выделены ключевые слова.
4) Соблюдены паузы внутри строфы и в конце.
5) Выбран необходимый темп высказывания (быстро, медленно).
6) Текст прочитан с необходимой громкостью.
7) Удачно нарисован голосом художественный образ.
Сначала ученик оценивает себя сам, а потом его оценивают слушатели. Прошу детей быть внимательными друг к другу.
Достижение ребенком успешности связано не только с его собственной внутренней активностью, но и с новым отношением к своей деятельности, к самому себе. На выходе из начальной школы ученики четко знают свои сильные и слабые стороны, умеют и хотят учиться в классе и самостоятельно.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 469 | Загрузок: 71 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА