Воскресенье, 16:57 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

нетрадиционные формы работы с рордителями
02.02.2013, 18:22
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов
для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей
отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях,
«если дальше так будет продолжаться», -
и как можно больше такого духовного общения детей с родителями,
которое приносит радость матерям и отцам.
Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, -
все это мы должны рассматривать с точки зрения
взаимоотношений детей и родителей,
и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу
одни огорчения – это уродливое воспитание».

В.А.Сухомлинский
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Руководителем и организатором его выступает классный руководитель.
На протяжении двадцати лет работы классным руководителем в начальных классах часто вставал вопрос о сближении школы и родителей учащихся.
Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей педагогических умений и навыков.
Основная забота учителя - сделать так, чтобы семья положительно влияла на школьника. А это не всегда простое дело.
Одним из путей достижения этого является объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Задачи:
1. Формирование педагогической культуры семьи;
2. Воспитывать у учащихся чувство чести рода, фамилии, заботы о сохранении и умножении семейных традиций.
3. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.
4. Повышение педагогической культуры родителей.
Основными мероприятиями по реализации сближения родителей и школы являются:
1. Организация совместного досуга семьи и школы.
2. Проведение бесед по психологии семейных отношений, по культуре дома, по этикету.
3. Тематические классные часы.
4. Тематические родительские собрания (общешкольные и классные).
5. Работа родительского клуба «Диалог».
6. Серия круглых столов для родителей.
7. Дни открытых дверей с посещением уроков и внеклассных мероприятий.
8. Участие родителей в управлении школой (Совет школы, совет профилактики, общешкольный родительский комитет).
9. Посещение семей.
10. Диагностика удовлетворенности родителей школой, делами школы, «Каковы мы родители», «Я и семья».
11. Индивидуальная работа с родителями.
12. Месячник «Семья».
13. День Семьи.
14. День Пожилых людей.
15. Концерт – поздравление «День матери»
16. Конкурс семейных газет «Я и семья».
17. Семейный общешкольный праздник «Школа – наш дом».
Ожидаемые результаты:
• Сформированное чувство чести рода, семьи.
• Осознание учащимися ответственности перед своей семьей.
Сплочение школы и семьи.
• Повышение уровня воспитанности школьников и родителей.
Здоровье и спорт
Задачи: 1. Формирование у учащихся потребности в здоровом образе
жизни.
2. Организация психолого-педагогической поддержки
развивающейся личности.
Формы взаимодействия педагогов с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
• собрание - тренинг,
• круглые столы с родителями,
• родительские вечера или встречи,
• родительские тренинги или дискуссии,
• тематические консультации и так далее.
Наиболее распространенные коллективные формы:
• родительское собрание;
• диспут-размышление по проблеме воспитания;
• встреча родителей с администрацией школы;
• дни открытых дверей и. т. д.
Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:
Например:
1. родители-организаторы по интересам;
2. родители - решающие какие-либо проблемы в классе;
3. родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
4. родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;
5. родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т. д.
Выполняя цель – объединить усилия родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач, я разработала, и апробировала на практике свои нетрадиционные формы общения с родительским контингентом.
С чего я начала?
Я тесно знакомлюсь с родителями моих будущих школьников до школы. В нашей школе проводится курс « Школа первоклассника». За время работы подготовительного курса к занятиям в школе будущих первоклассников знакомлюсь с социальным положение семьи, условия проживания ребенка и уровнем подготовленности самого ребенка к школе. Приложение №1 Анкета для родителей. Анкета « Мой ребенок»
Это помогает мне в выборе форм, а также в подборе тем для работы с данной группой родителей.
Информация о психологической готовности ребенка к школе. Поступление в школу в начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Среди детей, поступающих в школу, есть дети, трудно адаптирующиеся к новым для них условиям. Основная причина - индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Это может привести к формированию отставания на фоне других детей класса.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом, психологическом и социальном отношении. Он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и выделять отдельные предметы и явления окружающего мира, уметь осуществлять самоконтроль.
Важно и положительное отношение к учению, и способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий.
Не менее важны навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Для выявления психологической , физической и умственной готовности к школе будущих первоклассников я использую карту развития ребенка. ( Приложение № 2 . Карта развития ребенка 6 – 7 лет.)
Именно поэтому понятие “готовность ребенка к школе” - комплексное и охватывает все сферы жизни ребенка. Поэтому провожу для родителей тематическую консультацию, где даю родителям будущих первоклассников советы и рекомендации. (Пиложение № 3 Презентация « Ваш ребенок идет в школу»)
Родительские встречи – это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса.
Я решила, что родительское собрание не буду превращать в "страшилку» и собрание не будет проходить в стандартной форме.
Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека. У обеих сторон есть свои приемущеста и недостатки. Каждый педагог старается, что бы родители стали настоящими и искренними помощниками педколлектива. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит отношение к ней их детей.
Я хочу рассказать, как я провела встречу с родителями на тему «Интеллект и эмоции». Проблема, обсуждаемая на дискуссии «Детская агрессия».
Накануне встречи провела тестирование ребят на определенные проблемы в воспитании в семье. Меня очень сильно поразила особенность моих детей: подростковая агрессия. Это подтолкнуло меня к выбору темы для обсуждения на родительской встрече.
Тест был простой, необходимо было ответить на один вопрос:
Назовите фразы и слова, которыми мои родители меня......
а. поощряют..............................................как часто.........
б. ругают................................................как часто.........,
Затем на собрании родителям был предложен этот же тест. Сравнение данных повергло родителей в лёгкое удивление, оказалось, многие даже не задумывались над тем, как они называют своего ребенка!
Для дальнейшей работы с родителями мне необходимо было определить эмоциональное состояние детей на данном этапе.
Для выявления эмоционального состояния детей я провела тест
« Несуществующее животное» ( Приложение № 4 ) .
Затем я познакомила родителей с результатами теста. Некоторые дети отличались то других удивительным спокойствием, но недоверие к окружающим их людям все же присутствовало. Другие дети показали через результаты теста вербальную агрессию, выражали недовольство собой и замкнутость своего мира.
Для некоторых родителей эти сведения оказались открытием. Как вести себя дальше со своими детьми, как развивать мыслительную деятельность я рассказала родителям с помощью беседы о детской агрессии, которая была составлена по книге Н.И. Дереклеевой "Родительские собрания."После чего родители поделились своим опытом в воспитании детей. Некоторые предложили свои пути решения данной проблемы.
Вывод, который сделали родители, оказался простым: надо принимать детей такими, какие они есть, чаще обращаться к ним по имени, и агрессия в первую очередь идет от нас, взрослых.
Итогом нашей встречи стали слова: не следует считать, что информация, о детях почерпнутая из рисунков, раз и навсегда данная. Над этим надо работать, ведь дети - это наша копия, они копируют нас.
Предлагаю рассмотреть еще одну форму нестандартного родительского собрания – это собрание-тренинг. Приложение № 5
Приятно удивлять родителей. Предлагаю им самим протестироваться. Родители охотно соглашаются.
Тест Зеркало души
Художник или мыслитель
По мнению авторов этого теста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят о психологической совместимости личностей, в то время как полные антиподы совместимы очень редко.
Как вы заметили, сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие психологических структур. Впрочем, предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя..
И на этот раз родителям очень понравилось родительское собрание. Поступили предложения о продолжении познания самого себя, ведь с каждым разом родители узнавали о себе что - то новое.

Тренинг бесконфликтного поведения в семье
Предлагаю разработку еще одного родительского собрания на тему "Тренинг бесконфликтного поведения в семье. На это собрание натолкнуло обстоятельство: родители сами говорят, что не знают как вести себя с детьми, не во всех школах имеются психологи, поэтому классным руководителям приходится брать на себя эту благородную миссию.
( Приложение № 6 )
Одна из нестандартных форм работы с родителями - “ День открытых дверей”. Приложение № 7 В рамках этого мероприятия проводится разнообразная работа специалистов школы с родителями учеников.
Цели:
Формирование активной педагогической позиции родителей.
Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
Вот как я организовала работу с родителями в этот день. Я провела экспресс -опрос , игру « Снежинки», организовала выставку рисунков « Что мне нравится в школе?», дала советы родителям с помощью психологической сказки « Колобок».
Всем участникам предлагается игра “Снежинка”.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: все выполняют мою команду.
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Затем работаем над вопросом. Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?
Провожу экспресс – опрос. С помощью этого опроса родители узнают о благополучие или о неблагополучии пребывания ребенка в школе и с чем это связано.
Далее работаем над изображением цветка и выставкой рисунков детей.
Вывод: таким образом развивается и вырастает ваш ребеночек - цветочек вашей жизни.
Рисунки подбираются и группируются по выраженности мотивов.
Разбираются особенности мотивов учения первоклассников, делается акцент на роли мотива в успешности обучения. Далее я прочитала родителям сказку « Колобок « на психологический лад и мы вместе сформулировали заповеди для родителей .
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.
Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.
На этом встреча наша заканчивается. Я попросила родителей оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для них небольшие памятки.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребенок должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
Желаю Вам всего доброго. Подробный ход этой встречи в приложении № 7.
Но тем не менее родителей трудно привлекать к совместной работе со школой, поэтому я нашла выход через внеклассные мероприятия. Именно во внеклассной работе можно собрать воедино учащихся, родителей и педагогов.
Для меня классное руководство - это не только обязанности по организации классного коллектива, а настоящая привязанность в каждом. Поэтому стараюсь приблизить семью к школе. Если ребенок видит своих родителей активно участвующих во всех проводимых мероприятиях, то и он вырастет таким же увлеченным, в жизни, найдет свой правильный путь.
В настоящее время проблема психофизического благополучия детей в условиях семьи и школьного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
В трудах Л.И. Бахкович, В.И. Новиковой, А.А. Люблинской, И.Ф. Свадковского, В.П. Сазонова, А.И. Засимовского, Б.Т. Лихачева и др. исследуется педагогический аспект совершенствования духовно-нравственной воспитанности детей разного возраста. Анализ научной литературы свидетельствует об интересе современных ученых к исследованию различных аспектов формирования высоконравственной личности ребенка в семье и начальной школе.
Научно - методические основы для эффективного решения проблемы воспитания как личностно значимого качества заложены в трудах ученых древности и современных ученых (Аристотеля и Платона, Я.А. Каменского, Ш.А. Амонашвили и В.А. Караковского, и многих других). Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много сложных аспектов.
Среди основных трудностей на первом месте стоит самоустранение семьи от воспитания детей. На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя всю нагрузку по воспитанию детей школьного возраста. Родителям всё труднее справляться с воспитанием детей, и они всё больше надеются на воспитательную роль школы. А ведь важно, чтобы учитель и родители рассматривали друг друга как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает взаимное уважение, равенство сторон, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Для того чтобы сделать жизнь ребят более яркой, праздничной, весёлой, разнообразной, а также научить взаимодействовать с детьми родителей, мы проводим такие праздники: « Праздник Букваря»,“Праздник жёлтого листочка”, “Праздник первой снежинки”, “Праздник новогодних сюрпризов”, « Праздник мам» «Праздник водяной капельки» , « Праздник прощания с начальной школой» и так далее.
Всё это вместе, на мой взгляд, способствует вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в школе.
Всю свою работу с классом я решила строить, используя творческий потенциал детей. Мы должны принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, проводить классные мероприятия. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу «Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получиться!». При непосредственной поддержке и участии родителей.
Мои родители – активные участники наших затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. Каждый месяц сами проводят внеклассные мероприятия, конкурсы, игры.
Цели и задачи воспитательной работы:
1 класс
Цель: Создание единого коллектива.
Задачи:
ознакомиться с детьми, их домашними условиями, индивидуальными особенностями;
вести систематическую работу по привитию детям культурных, гигиенических умений и навыков, привычки выполнять установленный режим дня;
воспитывать умение точно выполнять требования учебной работы, воспитывать любовь к школе;
формировать единый коллектив, создавать атмосферу дружбы, быть внимательным друг другу;
воспитание бережного отношения к школьному имуществу, учебникам.
2 класс
Цель: Учеба - наш главный труд.
Задачи:
прививать детям любовь к знаниям, учению, книгам, интерес к окружающему миру;
создание условий для проявления индивидуальных способностей;
формирование умения общаться друг с другом, сообща выполнять одно общее дело;
привлекать всех родителей к организации воспитательной работы и жизни коллектива.
3 класс
Цель: Раскрытие развитие способностей каждого ученика.
Задачи:
создание необходимых условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей;
организовать интересную жизнь свободное от уроков время, воспитывать привычку проводить его пользой;
приобщение учащихся исследовательской работе и творческой деятельности;
формирование у учащихся активной жизненной позиции;
развитие чувства сопереживания, радости за успехи одноклассников;

4 класс
Цель: Воспитание развитие свободной личности- ученика начальной школы
Задачи:
воспитание чувства собственного достоинства;
воспитание нравственных черт личности;
воспитывать умение ценить свою личность как значимое лицо в классном коллективе;
развитие самостоятельности учащихся;
развивать умения желание помочь другим, совершенствоваться, готовиться стать учеником среднего звена;
Работа по проведению семейных праздников очень нравится не только детям, но и родителям. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие.
Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результаты.
Каждый год в школу приходят “ новые” родители, которые выросли в другое время и которые требуют иного отношения к себе. Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Поэтому невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога. Главное - сделать родителей своими союзниками.
Родители, которые присутствовали на первом школьном мероприятии, были приятно удивлены. А какой радостью светились глаза детей! Сколько впечатлений они принесли домой! За учебный год прошло несколько подобных праздников, и с каждым разом все получалось только лучше:
1. День Знаний
2. Самовар и самоварушка.
3. Игровая программа, посвященная Дню Матери «Вот какие у нас мамы».
4. В гостях у Дедушки Мороза.
5. Классный час « Чем пахнут ремесла»
6. Конкурсная программа, посвященная 8 Марта для девочек « Золушка»
7. Митинг у памятника, посвященный Дню Победы.
8. Прощание с начальной школой « Дорогой в страну Знаний» .
Это мероприятие мы начали с торжественной части – подвели итоги учебного года. Всем ребятам, которые закончили год на «отлично» и «хорошо» были вручены грамоты и медали из бумаги. Всех ребят на глазах родителей приглашала на середину класса. Мы все дружно их поздравляли и благодарили за хорошую учебу. Затем грамотами были отмечены все учащиеся за участие в жизни класса и школы. Мы всегда и везде принимали участие все, значит, награждать надо всех. Чтобы отметить каждого, мне пришлось подобрать каждому только ему подходящие слова, которые характеризуют лично его вклад в общее дело.
А потом мы благодарили родителей за помощь, участие, перечислив всех поименно со словами благодарности за конкретные дела. Родители гордились детьми, дети – родителями. А как это важно – успешность друг друга! В ответном слове родители сказали детям много теплых слов, причем по нашей с ними договоренности выступили почти все родители.
Продолжили выступлениями, песнями, стихами, сценками, играми, сладким столом и танцами. Особо стоит вспомнить веселые конкурсы, которые подготовили ребята для родителей и, как оказалось, классного руководителя. Расходились все усталые, но очень довольные. Все получили такой заряд положительных эмоций от общения друг с другом! Этот вечер стал настоящим примером объединения интересов детей и родителей. Надеюсь, это поможет взаимопониманию в семьях.
В течение учебного года мы побывали на нескольких экскурсиях. Для воспитания полноценной, всесторонне развитой личности, это необходимо. Походы в природу, на социально - важные объекты нашего села способствуют расширению кругозора подрастающих жителей деревни Пензино. Родители с удовольствием помогали в организации экскурсий, становились участниками экскурсий, впоследствии делились впечатлениями от фотографий и рассказов детей.
Вместе с родителями мы делаем ремонт в кабинете. Ребята тоже принимали участие: разгружали шкафы от книг, полки от поделок, выносили цветы из класса, затем помогали расставлять все обратно. Теперь мы гордимся нашим кабинетом и поддерживаем там порядок. Дети очень любят проводить в кабинете время на переменах, после уроков, по праву считая его своим. Это место, куда они приходят делиться своими бедами и радостями.
На родительских собраниях просматриваем фотографии, которые были сделаны на всех прошедших мероприятиях. Такой своеобразный отчет о проделанной работе. (Приложение № Презентация « Вместе учимся и отдыхаем»)
Во многом все мероприятия, перечисленные выше, решают еще одну большую нравственную проблему. Эта проблема заключается в учебном соперничестве. Зачастую такое соперничество поощряется семьей. Творческие дела, совместная подготовка к школьным мероприятиям, совместные походы, совместный труд позволяют детям наиболее полно проявить свои разнообразные способности, которые могут очень сильно отличаться от учебных.
Все это является залогом того, что в семьях будет меньше непонимания при общении детей и родителей. Значит, ценность человеческого общения в семьях не будет уходить в небытие. Главное – родители, школа и дети вместе, взрослые видят достижения детей, радуются успехам друг друга. А это и есть залог дружной, крепкой семьи!
Категория: Начальные классы | Добавил: окей | Теги: Работа с родителями младших школьни
Просмотров: 3615 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА