Понедельник, 19:52 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (УМК «Школа России», 3 класс)
[ Скачать с сервера (114.1Kb) ] 19.09.2017, 17:39

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системно - деятельностный подход

на уроке русского языка по теме

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

(УМК «Школа России», 3 класс)

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Щелканова Наталия Фёдоровна,

учитель начальных классов,

МБОУ «СОШ №77»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2016

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3

Основное содержание …………………………………………………..4 - 8

Заключение ………………………………………………………………….9

Список литературы ……………………………………………………..…10

Приложение ………………………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        

         Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.

         Современной школе нужен новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

         Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно. Это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация - проблема-задача-результат.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, учебный материал группируется вокруг этих проблем. Учитель становится организатором деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик становится субъектом деятельности.

Роль учителя начальных классов, реализующего требования ФГОС НОО, заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Учение выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем. Я выбрала этот урок, так как мне нравится помогать детям преодолевать трудности в освоении русского языка.

 

 

 

 

Основное содержание

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

 

Цели:

  1. Формировать представление о способе для написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
  2. Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  3. Воспитать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, самостоятельность.

 

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

1.Словарная работа.

Учитель читает слова, дети записывают в тетради.

 

Соловьи, тетрадь, картофель, воробьи, коньки, пальто.

 

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и выполните проверку по орфографическому словарю.

- Что общего вы заметили в этих словах?

- На что обратили внимание? (во всех словах присутствует мягкий знак)

- Какие функции мягкого знака вы знаете? (мягкий знак может являться показателем мягкости согласных, а может быть разделительным)

- Назовите слова в словарном диктанте, где мягкий знак является показателем мягкости согласных? (тетрадь, картофель, коньки, пальто)

- Назовите ещё 2 слова, где мягкий знак является показателем мягкости согласных.

- Назовите слова, в котором ь является разделительным? (воробьи, соловьи)

- Запишите ещё 2 слова с разделительным мягким знаком.

 

2. Контрольно-оценочная деятельность.

- Что вам помогло определить в каких случаях мягкий знак является показателем мягкости, а в каком – разделительным? (в одном случае мы фонетически слышим смягчение согласного, значит нужно написать мягкий знак, а во втором случае мы знаем, что мягкий знак употребляется  в качестве разделительного знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и)

 

3. Проблемная ситуация.

На доске записаны слова: рож… , меч…, доч…, плач….

- Посмотрите на доску. Что вы можете сказать об этих словах? (они все имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (на конце слова слышится согласный шипящий звук)

- Можете ответить, нужно ли писать мягкий знак на конце данных имён существительных? (не можем)

 

4. Учебная задача.

- Вам до этого легко было писать мягкий знак? (да)

- А почему сейчас трудно? (мы не знаем правило)

- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? Какое правило будем изучать? (когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет)

- Кто ещё хочет повторить?

- Хотите узнать, в каких случаях пишется мягкий знак, а в каких нет? (хотим)

- Исходя из этого, тема нашего урока «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

- Сформулируйте учебную задачу урока. (Узнать способ определения, в каких случаях пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих, а каких не пишется)

 

III. Открытие нового знания и способа действия.

1.Фронтальная работа.

- Проведите наблюдения за этой группой слов и поделитесь своими выводами.

- Почему в одних словах есть на конце Ь, а в других нет?

- Какие названия мы дадим каждому столбику? (ж.р., м.р.)

 

мышь         плащ

печь            грач

ночь           мяч

         тишь         камыш

 

- Есть какая то идея?

- Кто уже догадался?

Ученики высказывают свои предположения.

- Проверьте правильность вывода, сравнив его с учебником.

Ученики открывают учебник на стр. 31 и читают правило. (Приложение 1)

- У кого вывод получился такой же, как и в учебнике?

 

2.Групповая работа.

- Используя свои наблюдения, выводы, определите, в каких из записанных на доске именах существительных мы будем писать мягкий знак, а в каких – нет. Первая группа поработает со словами рож… и доч…, а вторая группа – меч… и плач….

- Обсудите версии всех участников группы.

 

Фронтальная проверка результатов групповой работы с вынесением на доску примеров применения алгоритма.

Категория: Начальные классы | Добавил: Администратор
Просмотров: 63 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА