Четверг, 04:30 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Краеведческая деятельность младшего школьника
[ Скачать с сервера (19.3Kb) ] 05.12.2014, 05:30

С.В.Диер
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск
Пермский край

Краеведческая деятельность младшего школьника

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем.
В качестве средства воспитания носителей новой культуры взаимоотношений с природой, людьми и самим собой предлагается экологизированная краеведческая деятельность. В своей работе используем учебно-методическое пособие, разработанное Г.В. Буковской «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников». В этом пособии предложена модель формирования экологической культуры младших школьников средствами краеведения.
Краеведческая деятельность младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме эколого-краеведческих игр-экспедиций: «Айболята» (1 класс), «Разведчики природы» (2 класс), «Светлячки» (3 класс).
«Айболята» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, школьным двором, учатся ориентироваться, вести наблюдения за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача первого года обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время прогулок и экскурсий в природу.
На втором году обучения предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению, экологии, наукам о Земле, овладеть простыми приемами художественного творчества, приобрести навыки межличностного общения. Дети узнают о взаимосвязях между растениями и животными, животными и животными в лесу, на лугу, в водоеме, о приспособлении живых организмов к окружающей среде и о влиянии неживой природы на живой организм.
Образовательное пространство «Светлячков» еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро-и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
Остановлюсь подробнее на эколого-краеведческой игре «Айболята» для учащихся первых классов.
Цель работы педагога с первоклассниками – пробуждение интереса к объектам окружающей среды, в том числе и к самим себе как неотъемлемой части природы, воспитание чувства ребенка, его эмоциональной чуткости, желания стать похожими на доктора Айболита, научиться приносить пользу растениям, животным и людям. Игра делится на несколько циклов: осенний, зимний, весенний.
Осенний сезонный цикл
В течение осеннего цикла педагогу следует провести изучение индивидуальных особенностей восприятия детей и усвоения ими информации о среде обитания, мотивы, побуждающие детей заниматься экологизированной краеведческой деятельностью, а также исходный уровень их экологической культуры.
Исходным уровнем экологической культуры младших школьников следует считать уровень, сформированный у них к моменту начала регулярных занятий экологизированной краеведческой деятельностью.
В течение осеннего цикла педагог знакомится с первоклассниками и знакомит детей друг с другом. Такое знакомство можно осуществить с помощью социализирующих игр. Педагогу следует рассказать детям, кто такие «Айболята» и что они также могут стать помощниками доктора Айболита, если будут любить природу и помогать всему живому. Необходимо организовать коллективное чтение книги Корнея Чуковского «Доктор Айболит» и побеседовать с детьми по этой книге. Затем придумать вместе с ними название и девиз своему объединению.
Для знакомства первоклассников со своим ближайшим окружением: школой, школьным двором, школьным стадионом или спортивной площадкой – следует совершить несколько тематических прогулок. Все занятия с детьми необходимо проводить на свежем воздухе, исключая те дни, когда погода для этого неблагоприятна. Во время занятий, тренировочных экскурсий и прогулок дети учатся ориентироваться в школе и школьном дворе, правильно переходить улицу, изучают дорогу от школы до дома.
Важную роль выполняют имитационные игры, во время проведения которых ребенок превращается то в ветер, то в растение или животное, с которым он познакомился на прогулке. Это способствует формированию у ребенка представления о человеке как части природы, а не как ее покорителе.
При изучении ближайшего окружения также следует знакомить первоклассников с правилами поведения в школе, на улице, пришкольном участке, изучить с ними правила личной гигиены.
Завершается осенний цикл театрализованным праздником «Золотая Осень». Устраивается выставка рисунков на тему «Осень». Проводятся конкурсы знатоков и экологические игры.
Зимний сезонный цикл
Зимний сезонный цикл у первоклассников начинается с изучения своих родословных. Эта работа поможет детям увидеть себя в ряду поколений. Такое видение способствует формированию понимания временной протяженности проблем сохранения окружающей среды.
В течение зимнего цикла продолжается наблюдение за жизнью на пришкольном участке. Зимой природа не так разнообразна, но если приглядеться внимательно, то можно увидеть и узнать очень много интересного. Для любознательных зимняя природа пишет своеобразные письма – письма на снегу. Если выбрать подходящую погоду, когда выпал свежий снежок, то можно узнать, что за гости посещают пришкольный участок.
После знакомства с понятием «вода» первоклассники могут всю зиму вести наблюдения за тремя ее состояниями. Проделывая под руководством педагога различные опыты с водой, дети открывают для себя, что пар, лед, снег – это вода. Если осенью дети изучали «внешность» растений, то зимой они знакомятся с тем, что происходит у них «внутри». Из опытов они узнают, как поступает в растение вода с питательными веществами через корни, что для роста растения нужен свет. Весенний сезонный цикл
Весенний цикл начинается с изучения еще одного волшебника природы – воздуха. Занятия в помещении должны проводиться в форме занимательных опытов и игр. Дети знакомятся со свойствами воздуха, узнают, где этот «невидимка» прячется, как образуется ветер. Условия для эмоционального воздействия на чувства ребенка создаются путем использования ярких художественных, музыкальных и литературных образов природы. На прогулках надо обратить внимание детей на то, что делает ветер в природе: качает деревья, делает волны в лужах, поднимает пыль, срывает головные уборы и т. д., научить их определять при помощи флюгера направление ветра, наблюдать за животными, средой обитания которых является воздух. После прогулок можно предложить первоклассникам нарисовать ветер, работу ветра.
После схода снега появляется возможность познакомить детей со строением и образованием почвы, понаблюдать за ее обитателями.
С появлением первоцветов следует начать с детьми наблюдение за мать-и-мачехой. Весенний цикл должен включить в себя также наблюдение за лягушкой, изучение ее строения, приспособления к окружающей среде, развития головастика лягушки, ее «профессии».
Знакомя первоклассников с навыками ориентирования, педагог должен дать им первое представление о понятиях «линия горизонта» и «стороны горизонта».
Кульминацией весеннего цикла является путешествие по театрализованной экологической дорожке. Театрализованная экологическая дорожка – это своеобразный экзамен для первоклассников. Путешествуя по ней и выполняя задания героев книги «Доктор Айболит», школьники демонстрируют все, чему они научились в течение учебного года.
В качестве показателей сформированности экологической культуры детей исследуемого возраста рассматриваются развитие интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер их личности, а также качество той системы отношений, которая сложилась у них с окружающим миром.
Показателями высокой экологической культуры детей к концу первого года занятий краеведческой деятельностью следует считать следующие:
• интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания
• желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
• проявление заботы о личной гигиене;
• потребность в физической активности;
• желание заботиться о своем именном дереве;
• желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
• стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
• попытка оценивать свое поведение.

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 670 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА