Суббота, 17:02 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Конспект урока сжатого изложения « Воробей на часах».
13.06.2013, 06:39
Конспект урока сжатого изложения « Воробей на часах».
Тема урока: Сжатое изложение по рассказу Л.Н. Толстого « Воробей на часах».
Тип урока: развитие речи.
Цель: научить писать сжатое изложение.
Задачи: ознакомить с типом текста сжатое изложение повествовательного текста; повторить сведения о тексте; о типах текста повествование; формировать умение составлять план; кратко пересказывать к исходному тексту; учить использовать авторские языковые средства; учить предупреждать речевые ошибки; воспитывать интерес к творчеству Л.Н.Толстого; развивающие: обогащать словарный запас ребенка; развитие устной и письменной речи; память, внимание, творческие способности.
Оборудование: дидактические рисунки, тексты, тетради, черновики.
ХОД УРОКА:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика

I.Орг.класса на работу.

II.Подготовка к первичному восприятию текста

III.Первичное восприятие текста.

IV. Анализ первичного восприятия текста.

V.Языковая подготовка.

VI.Итоговое воспроизведение текста

VII. Создание письменного высказывания.


1-й урок. Подготовка детей к краткому изложению рассказа.

а) Приветствие
-Здравствуйте, ребята.
б) Слово-инструктаж.
-Давайте проверим все ли у нас готово к сегодняшнему уроку. У вас на партах лежат тетрадь, черновик, текст рассказа, и рисунки к тексту.

в) Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня вы будете писать сжатое изложение рассказа «Воробей на часах». Слайд 1.
Чтобы лучше написать изложение, каждый из вас составит план к рассказу. План будете писать на листочках, а потом, когда будете сдавать тетради, вложите листочки в них.
-Что такое изложение?

-В начале урока я сказала о том, что мы будем писать сжатое изложение. Как вы думаете, что значит сжатое?

-Какие три основные части есть в любом изложении?
-И каждую часть изложения надо писать с красной строки.

-Значит, одним словом, будем писать текст.
Что такое текст? Какие виды текста знаете?

-Давайте повторим их основные признаки.
-В описании нет сюжета, событий, изображаются картины природы, явления, предметы, портреты;
-в тексте рассуждении используются различные доводы, примеры, доказательства;
-в повествовании излагается последовательность событий, текст имеет сюжет, действующих персонажей.

г)Сообщение типа текста.
-Мы с вами будем писать текст повествование в сжатой форме. Изложение будет в жанре письма сказки. Назовите жанровые особенности сказки.

а) Беседа об авторе и его творчестве.
С творчеством Льва Николаевича Толстого мы с вами знакомы с первого класса. И в этом году уже читали его произведения.
Л.Н. рано потерял родителей. В 16 лет поступил в Казанский университет. Был на военной службе. Но свою жизнь посвятил литературе, защищал интересы крестьян, организовал школу для детей из бедных семей, писал для них рассказы и сказки. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, делает добро другим людям; стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.

б)–Какие произведения мы уже прочитали в этом году? Давайте вспомним и кратко перескажем их.

в) Установка на восприятие текста.
Учитель вешает на доску картинки с изображением воробья, а затем ястреба.ястреба.


-Какая это птичка?
-Где вы могли видеть воробья?
-Кто знает загадку о воробье?
-Назовите приметы воробья.

-Какие птицы воробьи: зимующие или перелетные?
-Воробьи дружные птицы?

-Какая это птица?
Учитель загадывает загадку:
«Хищная птица сверху налетает и острым клювом добычу хватает».



-Посмотрите на картинки и перечислите приметы ястреба.
-Мы также часто видим ястреба как воробьев?

-Как обычно летают ястребы (поодиночке или стаями)?

-Какая птица ястреб?
-У ястребов острое зрение, благодаря которому им удается высматривать сверху свои жертвы.

-Сейчас послушайте рассказ, по которому мы будем писать сжатое изложение. И скажете мне какие картинки вы представили, слушая этот рассказ. Слайд 2.
Чтение текста учителем.
«В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.
Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.
Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.
Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их».

а)-Сколько картинок вы представили?
-Какие картинки представили?
Рассмотрите схему.

К.

З. Р.

б) Эмоционально-оценочная беседа.
-Какие чувства вызвал рассказ?
-Когда вам было тревожно?
-Когда вы больше всего волновались?

в) Лексическая работа.(слова записываем на доске и в черновиках)
лютый- грозный, злой
часовой-сторож
злодей-тот, кто хотел съесть
воробьята-маленькие птенцы воробья
разом- все вместе
г)Работа по содержанию или работа с текстом.
-Кто главные действующие лица?
-Что с ними произошло?
-С чего все началось?
-Какое главное событие произошло?

г) Текстовая работа
-О чем текст?

-Какова тема текста?
-Зачем Толстой написал этот текст для детей?

-О ком вы подумали, читая этот текст?

-Какая идея этого текста?
-Прочитайте заголовок.
-Чему он соответствует теме или идеи?
-Почему?
-Из скольких частей состоит текст?

Работа над формой текста (словарно-аналитическая работа).
а)-Что может передать автор словами?

-Какими словами автор передает последовательность событий?
-Кого автор представлял в роли злодея?

б) Составление плана.
-Я буду читать рассказ по частям. Постарайтесь хорошо представить себе то, о чем говорится в каждом отрывке, чтобы красивее написать изложение. И выделите опорные слова.
Чтение учителем первой части.
Слайд 3.
-О чем говорится в этом отрывке?
-Где происходило действие?
-Где находился старый воробей?
-Зачем он сидел высоко?
Слайд 4.
Одновременно заполняется таблица:
План Опорные слова
1.Воробьята.

2.Нападение хищника.

3.Победа воробья. По дорожкам, прыгали, уселся, высоко, охранял, малышей.

Появился, лютый враг, летит тихо без шума, увидал злодея, следит за ним, часовой
Улетел, весело прыгают, часовой, сторожит.

-Что главное вам надо передать, когда будете писать эту часть?
-Напишите заголовок к первой части у себя в листочках.

Чтение второй части рассказа.( со слов «вот появился»).
Слайд 5.
-Что надо передать в этой части рассказа?
-Напишите заголовок к этой части. Заголовки проверяются, как указано выше.

Чтение третьей части.
-Что случилось с ястребом?
-Что делали птенцы?
-С кем сравнил старого воробья в этой части автор?
Слайд 6.

-Напишите заглавие к этой части. Проверка заголовков и их выправка.

в) Орфографическая работа.
Дети спрашивают учителя, как пишутся нужные им слова. Если это будут слова на правила, неизвестные детям, как например: птенцы, громко, тревожно ,учитель пишет их на доске без всяких объяснений; если же ученик спросит о слове на пройденное правило, то учащиеся подбирают к нему проверочные слова:
часовой-час, дорожкам- дороженька, ястреб- ястребы, враг- враги, увидал, воробьята, сторожит- сторож.

И в том и другом случае ученик, предложивший вопрос, произносит трудное слово по слогам.
Учитель пишет на доске.
г) Пунктуационная работа.
-Сколько частей будет в нашем изложении?
-Каждая часть пишется с красной строки.
-Каждое новое предложение с большой буквы.
- Какого типа изложение мы будем писать?
-Чем же отличается сжатое изложение от подробного?
-Если это изложение сжатое, то предложения должны быть короткими и в каждой части не более двух-трех предложений. Но идея текста должна быть без изменений.

-Сейчас я еще раз прочитаю весь рассказ, чтобы вы лучше запомнили его. После каждой части рассказа буду делать небольшую остановку и мы еще раз выявим главное, основное в каждой части.
Слайд 7.

2-й урок. Письмо изложения.(пишут в тот же день на следующем уроке).

а) Запись текста на черновике (20мин).

б) Проверка написанного.

в) Переписывание в чистовик.



Дети проверяют на партах наличие перечисленного учителем.

-Это когда нужно текст запомнить и записать его ; рассказать то, о чем прочитал, своими словами и т. д.

Писать будем кратко, но основное.

-Вступление, изложение основного,
заключение.

Текст-это несколько предложений на одну тему. Бывает текст повествование, текст рассуждение и текст описание.

Развлекательность и занимательность. В рассказе воробей обладает человеческими качествами.

«Акула», «Прыжок», «Лев и собачка».
Дети кратко пересказывают тексты.

Воробей.
Везде, всюду.
1.Эта маленькая пташка носит серую рубашку, подбирает быстро крошки и спасается от кошки.
2.Любит прыгать и летать, хлеб и зернышки клевать, вместо «Здравствуйте» привык говорить всем «Чик-Чирик»!

Серенькие, маленькие, шустрые птички.
Зимующие.

Да, дружные. Они всегда летают и клюют зернышки стаями.

Это ястреб.

Нет, редкою. И мы видим его в основном летом.
Поодиночке. Они выслеживают себе добычу -маленьких птиц.
Хищная.

Дети слушают, выписывая глаголы, события.

Дети словесно рисуют картинки.

В рассказе есть завязка событий,
кульминационный момент и развязка.

Устные ответы детей.

Дети поясняют слова, пользуясь помощью учителя.

Воробей и ястреб.

Ответы детей.

О том ,как старый воробей охранял воробьят.
Любовь родителей к детям.
Чтобы дети знали, что родители всегда придут им на помощь.

Из трех.

Происходившие события.

(прыгали, охранял, тихо без шума, увидал, злодей).
Ястреба.

О том, как маленькие воробьята играли, а старый воробей их охранял.
В саду.
Высоко на ветке.
Охранял воробьят.

Как беззаботно прыгали воробьята по дорожкам, зная что их охраняет старый воробей.
Дети пишут:
«Воробьята», «Воробьята на прогулке».
Три-четыре ученика читают свои заголовки.(неудачные кратко обсуждаются и выправляются.

Как появился ястреб, чтобы схватить воробьят. Но старый воробей был внимательный и не дал хищнику внезапно напасть на воробьят.
«Нападение хищника», «Схватка», «Внимательный воробей».

Он улетел.
Птенцы весело прыгали.
С часовым.

«Беда миновала», «Враг побежден», «Победа воробья».

Ученики пишут в черновиках.

Три

Сжатое изложение-это сжатый пересказ текста.

Дети слушают и после чтения каждой части кратко пересказывают ее.

Списывают с доски дату, название работы и заглавие рассказа:
…февраля.
Изложение.
Воробей на часах.

Читают слова, написанные на доске, и планы по своим листочкам. Потом вспоминают весь рассказ. Кладут перед собой листочки с планами и, не списывая их в тетради, пишут изложение.
Затем проверяют изложение два раза. Первый раз читает свою работу, следя за тем, правильно ли он изложил свои мысли, не пропустил ли слова, поставил ли нужные знаки препинания. Во второй раз ученик читает все слова изложения по слогам и проверяет работу со стороны орфографии.
Категория: Начальные классы | Добавил: Виктория
Просмотров: 6211 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА