Среда, 16:00 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка "Айога"
14.03.2013, 21:29
Сорокина Евгения Валерьевна,
МБОУ СОШ №21 г.Мурманска,
учитель начальных классов
Конспект урока литературного чтения по теме
«Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка «Айога»
во 2 классе
(система Л.В.Занкова)

Цели урока:
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное;
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре.

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
- Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
- Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
-Проверьте готовность к уроку:
• учебник
• карточки с заданиями

2. Актуализация имеющихся знаний.

- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
- Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах.
- Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы .
-Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название (даны отрывки из различных сказок)

- Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки?
-Докажите , что это сказка.( есть зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа)
-К какой группе относится ваша сказка?
- Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки. схема на доске ( народные и авторские, по содержанию- волшебные, бытовые, о животных)

3. Определение темы, постановка учебной задачи.
- Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки.
-Рассмотрите иллюстрацию. ( на слайде изображение девушки с крыльями)
-Предположите, о чём мы сегодня будем читать.
-Итак, вы высказали своё предположение.
-На нашем уроке встретятся и другие герои.
-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки)
-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы)
трудолюбивая мама
справедливая девочка
Составьте пары, используя слова из двух столбиков.
- Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое мы будем читать на уроке.

-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки. ( на слайде дано изображение книги)

- Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку)
-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора)
-Так определите название сказки и её автора. ( на слайде запись «наоборот»)

агойаакзаксяаксйанан
- А как вы догадались?
-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать? («Айога»)

-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной?
( определить цели работы)
- Ваши предложения, с чего начнём работу?
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением. (слайд)
( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение)

4. «Открытие нового знания»
- Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова .
- Какие слова нам встретятся, прочитайте на слайде.
Нанаец, мялка, покоробятся (на слайде)

-1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся слово?
- Зачитываем значение слов.
- Закройте словари. Итак, что обозначают слова «нанаец, мялка, покоробятся »?

- Давайте проверим наши предположения и послушаем сказку в исполнении профессионального чтеца . (звучит звукозапись)
- Оправдалось ли наше предположение?
- Кто понравился в сказке?
- Почему эту историю можно назвать сказкой?
- Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ.
- Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о которых мы сегодня поговорим.

- Но перед такой важной работой наберёмся сил.

Физминутка

- Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем,
- На носочки станем, выше, а теперь опять пониже.
- Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора.
- Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов.
- Приседайте столько раз, сколько паучков у нас.

5. Реализация построенного проекта

- Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу)
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: дочь)
- Почему все любили девочку?
- Найдите и прочитайте описание девочки.
- Почему Айога стала ленивой?
- Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить?
( на слайде картинка по содержанию 1 части)

- Продолжим читать дальше (2 часть- про себя)
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: мать ,дочь, соседская девочка)
- С какой просьбой обратилась мать?
- Прочитайте, что ответила девочка?
-Почему она так поступила?
-Кто помог матери?
-Подберите прилагательные, характеризующие соседскую девочку.
-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на следующей странице? ( на слайде картинка по содержанию 2 части)

- Продолжить читать сказку (3 часть- жужжащее чтение)
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: мать, Айога, соседская девочка)
- Почему мать не даёт Айоге лепёшки?
-Какие слова матери являются самыми важными , прочитайте.
- Что нарисуем сейчас? ( на слайде картинка по содержанию 3 части)

- Читаем дальше ( 4часть – по цепочке)
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: соседская девочка и Айога)
- Почему рассердилась Айога?
-Как проявляла свой гнев, прочитайте.
-Как поступает соседская девочка?
-Как вы думаете, почему происходит превращение Айоги?
- Посоветуйте, что изобразить на следующей странице? ( на слайде картинка по содержанию 4 части)

- Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной сказки.
- Справедливо ли поступили с Айогой?
- А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?
- К сожалению, это так. То, что девочки выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные.
- Чему учит сказка?
- Эту сказку написал нанайский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим условностям, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А сейчас вы поработаете в парах.
-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.(задание- составить из частей пословицы)
(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны.
Деформированный план: (в конвертах)

-Просьба матери.
-Превращение в гусыню.
-Наука матери.
-Красавица рода Самаров.
8. Включение в систему знаний и повторения.
- А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям.
- Глядя на эскизно - модельный план, скажите, сколько героев из сказки нам
предстоит озвучить?

- Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и
прочитайте с нужной интонацией.

9. Итог урока. Рефлексия
- Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока .
(Дети зачитывают и отвечают)
- Какая красивая у нас получилась книга.
(слайд)
- А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней….
- Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.
- Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?
- Я с вами согласна. Оценки.
- Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче.

- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите те хорошие качества, которые у вас есть, на левую – те, которые вы ещё не имеете. Соедините руки и скажите друг другу «спасибо».
- А я скажу вам: спасибо , ребята, за урок.
Категория: Начальные классы | Добавил: Евгения8674
Просмотров: 5417 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА