Суббота, 22:24 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Изложение "Воробей"
15.02.2013, 16:00
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Михайловская основная общеобразовательная школа»
Лиманского района Астраханской области

Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
Изложение «Воробей»

подготовила
учитель начальных классов
Гнучева Ольга Сергеевна

Михайловка 2013
Цели урока: учить детей анализировать текст, определять его основную мысль, развивать навыки грамотной устной и письменной речи, делать ее более яркой, образной. выразительной; воспитывать любовь ко всему живому на земле.
Оборудование: диск с мультфильмом «Воробьишка – хвастунишка» по мотивам сказки В. Лебедева «Воробей – ленивец»
Опорные слова.
Текст изложения у каждого ученика на парте.
Рисунок с изображением воробья у каждого ученика, дерево песен.
Ход урока.
1. Вступительная беседа.
- Сегодня урок развития речи. Мы будем учиться писать изложение по плану. Начнем с просмотра отрывка из мультфильма «Воробьишка– хвастунишка» по мотивам сказки В. Лебедева «Воробей – ленивец:»
- Можем ли по названию определить, о ком этот мультфильм? (Да, можем)
- Каждый из вас видел воробьев и наверняка наблюдал за их поведением. Что вы можете о них рассказать?
(рассказы учащихся)
- Давайте посмотрим отрывок из мультфильма. Ваша задача отметить особенности обитания воробьев в природе.
Просмотр мультфильма.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете на какую тему мы будем писать изложение? (Будем писать про воробья)
- Вам предстоит написать изложение по рассказу Н. Сладкова «Воробей». Он написал его, наблюдая за жизнью и поведением птиц.
(Открывается тема на доске)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
- Будем учиться составлять план текста, грамотно передавать содержание текста по плану.
3. Ознакомление с текстом.
У каждого ученика текст изложения, напечатанный на листочках.
Чтение текста учеником.
- Будьте внимательны, слушая текст, постарайтесь запомнить содержание.
Воробей.
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал перышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днем с сосулек закапала вода. Воробей ловил с сосулек капельки.
От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день Весна!
4 Беседа по содержанию.
– О чем идет речь в тексте? Какая главная мысль рассказа? (Воробей трудно жил зимой, а потом радостно встретил весну вместе с другими птицами. Весной в жизни птиц происходят большие перемены)
-А как вы помогли пережить холодную зиму птицам?
Вывод: надо заботиться о птицах, помогать им, помнить, что они – часть природы.
5. Анализ текста. Словарно – лексическая работа.
- А теперь поработаем над каждой частью.
1 часть.
- Прочитайте самостоятельно первую часть.
_ Где прожил воробей всю зиму? (В печной трубе)
- Как вы думаете, это был сельский житель или городской? Почему? (сельский житель, потому что дом, где жил воробей отапливается и в трубе тепло, в селе можно увидеть дом с печной ьрубой)
- Подберите синоним к слову прожил.(пробыл, просуществовал)
- Почему автор выбрал именно это слово?(Значит, остался жив после долгой зимы)
- Почему автор подобрал такие слова: тянулась зима? Почему не сказать прошла? (Тянулась, потому что воробью тяжело жилось, время шло медленно)
- А как ему жилось? (Ножки зябли, перышки покрывал иней)
- Подберите синоним к слову зябли? (мерзли, стыли, дрогли, коченели)
-- Почему автор употребил именно это слово?
(Воробей – небольшая птичка, ножки у него маленькие, если сказать «коченели», значит, воробей совсем бы замерз, а в рассказе говорится, что ножки немножко мерзли.)
- Объясните, что такое иней? (Тонкий слой льда)
- А каким словом можно заменить глагол покрывал? (окутывал, укрывал)
- Как относиться автор к воробью? Можно ли догадаться об этом в 1 – ой части (автор сочувствует воробью)
- Какие слова помогают нам это понять? (ножки, перышки.и т. д)
- ¬ Какие чувства возникают у вас к воробью? (Жаль его, хочется покормить)
2 часть текста.
- Прочитайте вторую часть шепотом.
- Какие изменения произошли в жилище воробья? (Солнце в домик заглянуло)
-Какое близкое по смыслу слово можно подобрать к слову заглянуло? (ненадолго, посмотрело, промелькнуло, забежало)
- Почему автор говорит все же заглянуло? (Быстро посмотрело)
- Что же ещё изменилось? (На карнизах повисли сосульки. С них закапала вода)
- Обратите внимание на слово карниз. У него несколько значений. В каком значении употребляется это слово в тексте?
(Значения слов записаны на доске)
1.Продольный выступ над окном, дверью вдоль верхней части стены.
2. Перекладина, на которую вешают шторы.

- Как вел себя воробей? Что он делал? (Ловил сосулькины капельки клювом)
- Подберите синоним к слову ловил. (глотал, пил)
- Почему автор употребляет именно это слово? (Ему сначала надо было поймать капельку, а потом проглотить, он как бы играл и пил капельки одновременно)
- Почему автор говорить капельки, а не капли?(Воробей был маленький)

3 часть.
Один ученик читает часть вслух.
- Каким словом можно заменить прилагательное странные? (удивительные, необычные),
- Какие странности стали происходить? (Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.)
- Обратите внимание на слово загривок. Это задняя часть шеи.
- Подберите близкие по значению слова к глаголу трепать.(трясти, дергать, тормошить)
- Объясните смысл выражения «трепать как собака кошку».(Собака сильнее кошки, значит трепать, чувствуя силу, может быть даже и больно)
- Клок перьев –это сколько? (Пучок перьев)
- Как вы думаете, почему такие странности происходили с воробьем? (По тексту: от солнца и сосулькиной воды воробей пригрелся на солнышке, обрадовался теплу и захотел поиграть, пошалить. Когда хорошее настроение – хочется прыгать, играть, веселиться)

4 часть.
- Прочитаем 4 часть хором
- Куда слетелись воробьи? (на дерево)
- Как по – другому сказать слетелись? (Собрались)
- Почему автор говорит слетелись?( Птицы летают)
- Как думаете, почему дерево названо деревом песен? (На нем поют, щебечут, чирикают)
- Почему вечером слетелись птицы? (после дневных дел, забот).
- На что похож этот сбор птиц? (на хор, на праздник)
- А что празднуют птицы? (приход весны)
- Как они празднуют? (дружным чириканьем)
- Подберите синоним к слову чириканье? (пение, щебетание)
- Почему автор употребляет именно это слово? (Воробьи произносят «чив – чив)
- Какое чувство вызывает у вас последнее предложение? (чувство радости, счастья, хорошего настроения, хочется петь, закончилась зима, наступает новая пора жизни)
- Какими словами можно будет заменить в тексте слова воробей, воробьи? (он, они, птицы, пернатые друзья)
Физкультминутка.
6. Составление плана
Теперь поработаем над составлением плана текста.
- Что такое план? (В пунктах заключена главная мысль текста)
- На каждом столе лежат конверты с листами, на которых написан план. Познакомьтесь с планом рассказа. Соответствует ли план его содержанию? (Нет)
Работая в парах, восстановите его в том порядке, в каком, по вашему мнению, он должен быть.
План.
1.Зимой в печной трубе.
2.Сосулькина вода.
3. Странные вещи.
4. Дерево песен.

7. Пересказ текста по частям плана с использованием ключевых слов.
8. Орфографическая подготовка.
- Чтобы написать рассказ без ошибок, вспомним правописание некоторых слов.
Слова на доске.
Т..янулись в..р..бей
Л..вил к..рниз
Схв..тил ин..й
Тр..пать с..сулька
Веч..ром с..бака

9. Повторное чтение текста шепотом.
Психоэтюд.
Закройте глаза, представьте деревенские домики, из трубы идет дымок. Около этой трубы
Всю зиму жил воробей. У него зябли ножки, иней покрывал перышки. Но вот солнышко заглянуло к воробью в трубу.

10. Письмо изложения.

11. Итог.
- Чему научились сегодня?
- В чем испытывали трудности?
- За что можно похвалить себя, товарища?

Рефлексия.
- Воробьи, провожая день после хлопот, дел и забот, собирались на дереве песен. И мы свой урок закончим на этом «дереве песен». Вы – маленькие птички, которые весь урок трудились. Оцените свой труд. Как вы высоко поднялись? На какую веточку вы посадите свою птичку? Насколько активны вы были, как часто и правильно отвечали? Будьте справедливы и помните, чем выше – тем лучше.
Категория: Начальные классы | Добавил: olqa
Просмотров: 4963 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА