Суббота, 21:05 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Использование проектно – исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время.
26.12.2013, 06:58
Использование проектно – исследовательской технологии на уроках и во внеурочное время.
Петроченкова Галина Борисовна

МБОУ СОШ № 8
г. Краснокамск
Пермский край

Новые составляющие современного востребованного обществом качества образования предполагают владение информационными технологиями, умение вступать в коммуникацию, решать проблемы. Для современных технологий обучения наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становится духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, базовыми ценностями которого являются: добро, человек, семья, труд, творчество, наука, страна, патриотизм, солидарность, гражданственность, культура, человечество. А задачи духовно – нравственного развития решаются как на уроке, так и во внеурочное время.
Результатом педагогической деятельности является, с одной стороны формирование духовного мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры и уровня умственного развития, а с другой стороны – создание нового эффективного опыта работы, рост профессионального мастерства. Все это заставляет анализировать и переосмыслить свою педагогическую деятельность.
Материалы исследований психолога и мои наблюдения показывают, что главными причинами учебной неуспешности учащихся в начальной школе являются:
1. Трудности понимания учебного материала, связанные с недостаточным уровнем общей осведомленности ребенка, сформированности понятийного мышления, навыка чтения.
2. Затруднения с переработкой полученной информации, ее запоминанием и использованием в других условиях, связанные с недостаточным уровнем сформированности логического и абстрактного мышления.
3. Наличие у детей неврологической симптоматики – невнимательности и повышенной умственной утомляемости.
4. Эмоционально-личностные особенности ребенка.
Трудности в учебе могут возникнуть только из-за того, что ребенок не может представить, о чем идет речь на уроке, и при этом не просит разъяснений, поскольку ему все целиком непонятно, а значит и скучно.
Для того чтобы ребенок мог следить за рассказом учителя и понимать то, что он слышит и читает, необходим определенный уровень осведомленности. В первом классе около 20% учащихся имели резко ограниченный кругозор или низкий культурный уровень, слабый уровень сформированности навыка чтения. Во втором классе таких детей стало меньше. К рубежу четвертого класса мы подошли с качеством успешности 79 %. Из чего складывается успешность ученика и учителя? Я думаю, что немалую роль здесь играют те условия, в которых работают дети и учитель. Кто-то может сказать: «Раньше были доска, мел, ручка, тетрадь, учебник, и ничего больше, а выходили ученые». Времена меняются, меняются и условия. С появлением в нашем кабинете АРМа изменился и подход к проектированию и ведению урока. Появилась возможность на деле начать реализацию ФГОС, т.е решать задачи по созданию условий для формирования умения обучающимися искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем; эффективно сотрудничать с другими людьми;
ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность конкурентоспособность.
Одним из примеров могут служить уроки граждановедения, которые я планирую и провожу, взяв за основу книгу Н. А.Князевой «Маленький пермяк». Темы и материалы учебника дают возможность для начала проектно – исследовательской деятельности учащихся и представления ее результатов. К первому уроку по теме «Россия» материалы к презентации я готовила сама, но после ее просмотра у детей появилось желание принести в класс книги, буклеты, диски с информацией о нашем крае и городе, которые мы продолжали смотреть. Конечно, вначале мои второклассники активно участвовали только на этапе сбора информации, а всю техническую работу от их имени выполняю я сама. Но хочется сказать, что к четвертому классу они научились самостоятельно оформлять и представлять свои материалы. А пока из книги, которую принесла Варя З., получилась презентация «История моего города», диск «Времена города», который принес Егор Б., дети смотрели с непрерывающимся интересом, узнавая знакомые улицы и места города. После просмотра презентации «Улицы моего города» каждый ученик моего класса с гордостью рассказывал о том, за что он любит свой дом, свой двор, свою улицу. Тема «Мой город» неразрывно связана с темой «Моя семья», которая хоть и близка детям, но таит в себе много неожиданной информации. Праздник «День матери», который мы с детьми решили организовать для мам нашего класса, стал началом большой проектно- исследовательской работы, которая продолжалась до конца четвертого класса. В основу нашей работы были положены рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой проблемы. В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы:
1). Мотивационный – учитель заявляет общий замысел, создаёт положительный мотивационный настрой, а ученики обсуждают, предлагают собственные идеи.
2). Планирующий – подготовительный, на котором определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.
3). Информационно - операционный, на котором ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект, а учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
4). Рефлексивно – оценочный, на котором ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, а учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Проект. Праздник «День матери».
Цель. Приготовить праздник для мам и бабушек нашего класса.
Задачи. Спланировать работу по организации праздника. Собрать материалы для сценария праздника. Составить сценарий праздника.
Прогнозируемый результат. Провести праздник так, чтобы мамам доставить радость своими выступлениями.
Этапы работы.
1-я неделя. 1) Рисуем портреты своих мам. 2) Пишем рассказы и ищем стихи, частушки о своих мамах. 3)Сочиняем приглашение – поздравление. Составляем сценарий.
2-я неделя. Готовим концерт: песни, стихи, сценки, игры.
3-я неделя. Репетируем. Готовим презентацию «Наши мамы». Готовимся к чаепитию.
Итог: проводим праздник 28 ноября в 17-00.
Впечатления от праздника в сочинениях на тему «Секреты моей школы» Продолжением работы по гражданскому обучению и воспитанию является плавный и органичный переход от темы «Наши мамы» к теме «Родословие», изучение которой основывается на знании своего родословного древа. Вместе со своими родителями дети составляют его и продумывают рассказ о своей семье для представления на уроке. Родословное древо содержит в себе информацию не только о фамилии, имени и отчестве предка, но и о самых интересных вехах его жизненного пути.
Примером может служить рассказ Березина Ивана о жизни своей прабабушки, записанный его мамой Березиной Надеждой Сергеевной и рассказ Ксении Пермикиной, записанный ее мамой Натальей Викторовной.
Работу по составлению родословного древа мы проводили на протяжении всех четырех лет обучения детей в начальной школе, так как с возрастом увеличивается интерес детей к истории своей семьи, а также появляются новые умения и возможности искать, записывать и сохранять полученную информацию.
Результаты этой работы мы оформили в презентации «Страничка истории моей семьи», где представлена таблица родословного древа, а в дальнейшем были представлены материалы семейного архива, рассказы о жизни своей семьи, о жизни своих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. (Приложение «Родословие». «Странички истории моей семьи»).
Очень важным в учебном проекте является искусство задавания вопросов учителем. Самостоятельный поиск ответов, а также потребность школьников задавать свои собственные вопросы – показатель того, что их учебная мотивация носит личностно – значимый характер, потому что им интересен поиск ответов на задаваемые вопросы. Они начинают видеть взаимосвязи между изучаемым школьным предметом и реальным миром, а это помогает изменить их взгляд на сам процесс обучения.
Основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, не имеющий определенного ответа.
Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или даже для всего предмета в целом. Например, «Что для тебя значит слово Родина?», «Почему нам нужны другие люди?», «Для чего нужно знать историю своей семьи?»,
Проблемный вопрос также не имеет определенного ответа, но он помогает в исследовании и поиске ответов на основополагающий вопрос и направлен на изучение отдельной его стороны. Например, «Могут ли понять друг друга люди разных поколений?», «О чем можно расспросить бабушку и дедушку?», « Можем ли мы лучше понять бабушку, слушая рассказы о ее детстве?», «Для чего нужны фотоальбомы?», «О чем может рассказать старая фотография?», «О чем бы тебе хотелось написать в письме своим бабушке и дедушке»?», «Почему бабушек и дедушек называют мудрыми людьми?», «Что мы знаем о малой родине своих предков?».
Частные вопросы соответствуют стандартам образования и минимуму знаний ученика. На них можно дать специфические “правильные” ответы. Например «Кого из своих близких ты понимаешь лучше?» «Какие качества ты в них ценишь?» «Где работают твои родители?».
Итак, хороший вопрос привлекает внимание детей, возбуждает их любопытство, заставляет задуматься, побуждает исследовать новые идеи. В своих высказываниях дети учились представлять свое собственное понимание ответа на вопрос на основе самостоятельно собранных сведений, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Создание хороших вопросов и хорошего проекта - цикличный процесс. Работая по теме «Родословие» дети обратили внимание на то, что на ветвях древа некоторые имена повторяются, и его имя уже носил кто-то из предков. Возникает вопрос «Почему детям дают имена своих бабушек и дедушек?», «Какая тайна спрятана в твоем имени?». Урок по теме «Твое имя» как и любой другой содержит разный уровень вопросов. «Что обозначает твое имя?» – сбор и представление информации. А вот вопросы: «Соответствует ли оно твоему характеру?», «Схожи ли характеры твой и твоего предка, который тоже носил это имя?», «Какой девиз ты выбрал бы для своего имени?» или «Что ты можешь дополнить в значении имени твоего одноклассника?» требует умения анализировать и обобщать, давать оценку качествам характера человека и его поступкам. Каждый ученик нашего класса в высказываниях своих товарищей получил самые приятные дополнения к своему имени. Дети называли лучшие черты и поступки своих одноклассников. Результатом работы стало повышение самооценки многих детей, что также является одним из слагаемых успешности в обучении.
Творческие умения дети с успехом реализуют в групповой работе. Урок по теме «Семейные праздники» прошел в форме коллективной проектно-творческой деятельности. Дети работали в группах по четыре человека. Каждая команда придумала проект проведения праздника: название праздника, место проведения, оформление, меню, игры и конкурсы. Защищая проект, каждый участник группы представлял один из его этапов. Лучшим был признан «Праздник красок» по всем критериям оценок работы группы. Групповые формы работы в проектно - исследовательской деятельности на уроке позволяют создать обстановку, способную вовлечь каждого ребенка в учебную деятельность, помогают каждому увидеть свои ошибки, найти причины их возникновения или убедиться в правильности выполнения задания. Но, пожалуй, самой важной задачей, которую я решаю, используя групповые формы работы, является умение слышать своего товарища, учиться культуре спора и диалога, проявляя свою индивидуальность, обогащать опыт общения со сверстниками, приучаться к сознательной дисциплине, т.е. уметь учиться жить в обществе не нарушая его правил и законов и сохранять традиции своей семьи, а значит и своего народа.
Категория: Начальные классы | Добавил: rjpf
Просмотров: 436 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА