Среда, 18:50 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников.
[ Скачать с сервера (109.0Kb) ] 12.11.2014, 09:25

Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является её информатизация. Формирование информационно-коммуникативной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость. Одним из шагов к качеству знаний является использование информационных технологий. Мотивация учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. Применяемые компьютерные программы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие. Презентации – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включается три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, моторная. Презентация даёт возможность рассмотреть материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. При закреплении можно детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у школьников. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме. Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демонстрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовывать принцип адаптивности к индивидуальным возможностям ребёнка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельности. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель может внести в него необходимые коррективы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы работы. Ученики находятся в состоянии психологического комфорта. Применение тестирующих программ типа «Репетитор» обеспечивает строго индивидуальные и дифференцированные диагностику и контроль знаний учащихся. Преимущества тестирования: объективность, простота, массовость. Наиболее распространённым в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности младших школьников, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс. Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимая для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30%, а приобретённые с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. Структура урока может принципиально не меняться. Сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Мультимедийная технология наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: образовательный аспект- восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения; развивающий аспект- развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности; воспитательный аспект-формирование научного мировоззрения, умения чётко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи. Привожу фрагменты уроков, проводимых в начальной школе. Информационное обеспечение уроков русского языка открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении созданию текста. 1. Предлагается на слайде учебный материал. Учащиеся, перерабатывают, анализируют его в подгруппах, корректируют, выносят на коллективное обсуждение. (Слайд №1) 1). Совёнок. В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Он не умел летать. Мы взяли птенца из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза её блестели. Совёнок громко пищал. Мы пожалели малыша. Витя посадил совёнка на дерево. - Выпишите предложения, в которых говорится, как сова защищала птенца. 2). Дописать предложения словами противоположного значения. (Слайд №2) Смелый там найдёт, где ____________ потеряет. Редька горькая, а морковка __________. Дорожка широкая, а тропка _________. Дуб высокий. А орешник _________. Летом день длинный, а зимой _________. Камень тяжёлый, а пух __________. Сметана густая, а молоко _________. Слабый ветерок сменился ___________ ветром. 2. Видеовыдержки из словаря (лексическое значение, анимированное изображение, может быть звуковое сопровождение). Например, слово «собака». (Слайд №3) 3. Звуковой диктант (Слайд № 4). 4. Видеозадачи: по наблюдениям - из опорных слов (словосочетаний) составить предложения, связанные между собой по смыслу. 1). Первый снег. (Слайд №5) Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, медленно на землю, покрылись чистой белой скатертью, таяли на ладошке. 2). Поздняя весна, прекрасная погода, радостное чувство, яркое солнце, звонкие ручьи, перелётные птицы, красивые цветы.(Слайд №6) 5. Видеоигры: отгадывание кроссворда (слайд №7) 6. Видеотаблицы. (Слайд №8) Когда согласным можно доверять? Парным по глухости-звонкости согласным звукам при письме доверять М О Ж Н О Н Е Л Ь З Я 1. Перед гласными. 1. На конце слов. 2. Перед (л), (л'), (м), (м'), (н), (н'), (р), (р'), (й'). 2. Перед согласными, кроме (л), (л'), (м), (м'), (н), (н'), (р), (р'), (й') и (в), (в'). 3. Перед (в), (в'). 3. Так как в школе имеется кабинет информатики для учащихся начальной школы, мы решили использовать компьютер и на уроках русского языка и математики: I.Тренажёры по теме: I. «Проверяемые безударные гласные» (1 ученик за партой, другой за компьютером): 7. А). Демонстрационно-тренировочный модуль (вставить буквы, ниже можешь выбрать помощника - проверочное слово) . (Слайд №9) 1. Ст…лы, м…сты, к…ты, сл…ны, м…ря, б…льной, з…рно, гн…здо, п…ро, в…дро, в…сло, р…ку, с…стра. Слова-помощники: столик, мост, сёстры, слоник, больница, боль, реки, кот, гнёзда, море, зёрна, вёдра, перьевая, перья, вёсла, слоновая кость, столешница, морской, речная вода. 2. Ст…лы, м…сты, к…ты, сл…ны, м…ря, б…льной, з…рно, гн…здо, п…ро, в…дро, в…сло, р…ку, с…стра, з…мля, пч…ла, в…сна, л…сник, стр…на, з…ма, ск…ла, с…сна, г…ра, тр…ва. Слова-помощники: горный, столик, мост, сёстры, слоник, пчёлы, больница, боль, реки, земли, кот, гнёзда, море, сосновый, сосны, зёрна, вёдра, перьевая, перья, вёсла, лес, вёсны, страны, зимушка, зимний, скалы, травушка, слоновая кость, столешница, морской, речная вода. 8. Б). Контрольно-тренировочный: (Слайд №10) 1. Д(о/а)ждливый, св(и/е)стеть, ст(а/о)льной, пл(я/и/е)сать, зв(о/а)нок, пл(о/а)довитый, скр(и/е)петь, с(и/е)деть на стуле. 2. Пч(е/и)ла, с(е/и)стра, р(е/и)ка, б(о/а)льшая, посп(е/и)вать, ств(о/а)лы, т(е/и)чёт, л(е/и)жат. 9. В). Тестирующий модуль (выделить орфограммы безударных гласных): (Слайд №11) 1. Низко над водой летали стрижи. 2. Зимой кругом лежит снег. Ребята во дворе делают ледяную горку. 3. Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика. Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал. На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды II. Другие темы русского языка: 10. Тема: «Согласные буквы». 2 класс. (Слайд №12,13) 1. Отметьте знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы. ветер медведица одежда тетрадь пальто обед ягода язык урожай спасибо лопата петух 11. Тема: «Слоги», 2 класс . (Слайд №14) Отметь знаком «+» слова, в которых есть слог из одного гласного. Язык Класс Дом Ужин Ёлка Дверь Ухо Слон День Заяц юла ягода 2. Тема: «Перенос слов», 2 класс. Отметь знаком «+» слова, которые нельзя разделить для переноса. Песня Ира Марш Мама Урок Отец Бег Утка Осень Обед друг этаж 3. Тема: «Перенос слов», 2 класс. Отметь знаком «+» слова, которые верно разделены на слоги. сара-й о-зе-ро по-пу-гай зве-ри мой-те б-рат пой-те к-ни-га змее-я пе-нал сво-й ге-рой 12. Исправь ошибки в тексте. (Слайд №15) Саша поехал в Деревню к бабушке оле. Она живёт рядом с Рекой волгой. С нами в Машине ехал Кот Васька. Ваську любят все: мама, Папа, я и мой брат саша. 13. Выборочный диктант (мультимедийные) . (Слайд №16) 1в. Написать названия птиц. Определить, с какого звука, гласного или согласного, начинается слово. 2в. Написать названия зверей. Определить, с какого звука, гласного или согласного, начинается слово. Утка, ёж, воробей, лев, кукушка, рысь, кулик, ягнёнок, свинья, сорока, ястреб, крот, петух, аист, енот, ослик, страус, дельфин, ягуар, павлин, обезьяна, курица, лисица. 14. Предупредительный диктант. (Слайд №17) Лепка. У Андрюши и Лены глина. Ребята налили воду в баночку. Девочка лепит репку. Вот хвостик. Тут листик. У Андрюши вышли заяц и ёжик. Зайчик белый. Ёжик колючий. 15. Сочинение: (Слайд №18) • по картине • о природе - стихотворные цитаты: 1). «В снежные искорки, Как в самоцветы, Ветки у сосен И ёлок одеты.» Е.Трутнева 2). «Чародейкою- Зимой Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит» Ф.Тютчев. 16. Письменные ответы на вопросы. (Слайд №19) Оляпка. Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. (По В.Бианки) 1. Что делала на берегу реки оляпка? 2. Куда птичка прыгнула? 3. Что она там делала? 4. Почему оляпке зимой не холодно? 17. Деление текста на предложения. (Слайд №20) Списывание с заданием: правильно обозначить начало и конец предложения. Осень. Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики. 18. Составление текста из предложений. (Слайд 21) 1. Спрятался, в сугробе, под, трусливый, сосной, заяц. 2. Зима, наступила, настоящая. 3. Холодно, птицам, голодно, и. 4. Для друзей, кормушки, пернатых, сделали, мы. 5. Хорошо, пусть, будет, всем, зимой. 1. Проект «Тренажёры по русскому языку» . (Слайд №22-23) Задачи проекта: закрепление у младших школьников знаний, умений и навыков по русскому языку в процессе разработки заданий-тренажёров; формирование навыков самостоятельной творческой работы на предметном содержании русского языка; совершенствование умений осуществлять содержательное оценивание и самооценивание процесса и результата учебной деятельности. Планируемый результат: сборник (папка) упражнений, заданий по русскому языку, позволяющих закрепить полученные знания и умения по самым трудным, «ошибкоопасным» разделам и темам. Этапы проектной деятельности: 1. Погружение в проект. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление деятельности. 4. Презентация. Продолжительность работы над проектом определяет учитель (2-3 урока). Алгоритм: • Выбор темы, орфограмм. • Определение типа задания-тренажёра и его оформление. • Продумывание оформления. • Подготовка презентации проекта. • Презентация авторского варианта «Тренажёра по русскому языку» (краткость, выразительность, полнота). • Самооценка и оценка процесса и результата работы над проектом. Критерии для оценки качества разработанных тренажёров: • Соответствие содержания задания-тренажёра определённой пройденной теме, орфограмме. • Удобство в применении и возможность многократного его использования для разных учеников. 1. Перфокарта по теме: «Буквы и, у, а после шипящих» (3 класс). Яшка. (Слайд № 22) В лесу ж…вет коршун Яшка. Он ч…сто прилетал к избушке лесника. Дедушка Василий давал ему хлеба и каши. Раз дедушка оставил у дома ведро, в котором была щ…ка. Яшка уселся на край ведра и нач…л её клевать. Вот разбойник! 2. Аудиозапись тренажёра по теме: (Слайд №23) 1). Выпиши слова с сочетаниями «жи,ши». Наши машинки стоят в гараже. У Серёжи и Алёши стрижи. Чижик живёт на даче. Стрижи-птицы, а ерши-рыбы. У Даши и Маши душистые ландыши. 2). Записать слова с разделительным мягким знаком. Плат…е, пят.., кон…ки, гост…я, олад…и, пис..мо, ател…е, ноч…, весел…е, ел… 3). Запишите слова, в которых пишется буква Б (парные согласные). Сугро.., тулу.., су…, ду…, хле… скри…, ястре…, клу…, стол.., сер…,голу..ь, ло…. 4). «Парные согласные». Снег, зверьки, грачи, арбуз, лесник, берёзка, морковь, ледовый, чудак, шалаши, рукав, стриж, мороз. 5).Запиши слова с ЧН,ЧК. Валечка и Машенька кормили белочку. Собачка Жучка нашла птенчика. На кирпичном крылечке Ниночка заметила цепочку и колечко. Игрушечный бантик надели на крошечную куклу Сонечку. Лисичка спрятала скалочку под печку. 6). «Непроизносимые согласные» (3 класс). Задание: записать слова с непроизносимыми согласными. Друзья. Однажды поздним вечером маленький грустный зайчонок сидел в своей норке. На улице дул яростный ветер и лил дождь. Наконец ненастная погода закончилась и наступил прелестный солнечный день. Зайка весело поскакал на огород, и только было слышно, как под его лапками хрустнула большая старая ветка. Сердце зайчишки радостно билось, потому что у его друга медвежонка сегодня день рождения. Зайка ждал его на лестнице своего домика. Мишке очень понравился подарок друга, он даже свистнул от удовольствия. Зверята долго пировали, лились и не заметили, как стало поздно. Медвежонок и зайчонок вышли на улицу, сели под ветками гигантского дуба и стали любоваться звёздным небом. Друзья были счастливы. Инструкция для работы в паре. 1. Найдите орфограмму. 2. Соотнесите со схемой из «Справочного бюро». 3. Примените правило. 4. Примите решение о верном (неверном) написании. 5. Запишите в тетрадь 1 вариант. Поздней осенью выпадает первый снег. Побелели дорожки и крыши домов. Блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет. Как прекрасна берёзовая роща! На гладкой поверхности виднеются следы зверюшек. В эти дни дома не сидится. Каждому хочется почувствовать свежесть первого морозца, поиграть в снежки. 2 вариант. Был прекрасный июльский день. Робкая заря разливается коротким румянцем. Солнце мерно всплывает под узкой длинной тучкой. Радостно хлынули играющие лучи. Появляется много круглых облаков. Небесный цвет не изменяется целый день. К вечеру облака исчезают. Наступает звёздная ночь. Итак, информационно - коммуникативные технологии вовлекают младших школьников в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, развивать свои творческие способности. Сегодня трудно представить себя учителя без использования ИКТ, которые дают педагогу безграничные возможности и в повышении своего учительского мастерства, и в проявлении себя как профессионала, так и как личности, позволяют раскрыть свои гражданские качества, но также и выступить в роли ученика: ведь невозможно заинтересовать детей чем-либо, самому не владея этим в совершенстве. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. Применение ИКТ на уроках усиливает: положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность обучающихся; способствует повышению качества образования; качественно и быстро подготовить урок (мероприятие). Основной целью применения ИКТ является: развитие мышления; формирование приемов мыслительной деятельности. Литература: 1. Александрова Алла Игоревна «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» 2. «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в начальной школе». Петелина Н.В., учитель музыки. 3. Журнал «Начальная школа»

Категория: Начальные классы | Добавил: Ивановна1895
Просмотров: 553 | Загрузок: 69 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА