Вторник, 02:13 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном пространстве начальной школы
19.02.2014, 07:40
Использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном пространстве
Нагорнова М.А., учитель МАОУ гимназии № 26 г.Томска

Школа – часть общества, и в ней возникают и разрешаются те же проблемы, что и во всём мире. Современный ученик – это ученик нового поколения, хотящий и стремящийся много знать, уметь. Большинство нынешних ребят продвинуты в области компьютерных игр, но не обладают компьютерной грамотностью, не понимают значимости этой умной машины как «широкого инструмента к познанию». Компьютер может быть на уроке и тренажером, и средством наглядности, и хранителем информации, и средством мониторинга. Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у школьника первые навыки пользователя персонального компьютера. Следовательно, современный учитель должен знать основы информатики, уметь работать на компьютере, научить этому школьника. Поэтому считаю, что это направление деятельности актуально, имеет перспективу.
На мой взгляд, возникла потребность в новых подходах к преподаванию в начальных классах. Современный учитель должен строить учебный процесс на основе информационно – коммуникационных технологий. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений обучающегося, учителя и образовательной среды.
Информатизацию образовательного пространства начальной школы я рассматриваю как:
-Использование информационно- коммуникационных технологий для решения психолого-педагогических целей;
-Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней, дистанционных викторинах всероссийского уровня ( мои обучающиеся - победители и призёры конкурсов, конференций, фестивалей разного уровня).
Цель моей работы - создание условий для формирования интеллектуальных умений и развития творческих способностей школьников посредством использования информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для достижения поставленной цели определелила следующие задачи:
-Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды в урочной и внеурочной деятельности;
-Формировать информационную культуру и грамотность;
-Формировать мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;
- Усвоить базовые знания по предмету;
- Систематизировать усвоенные знания;
- Формировать навыки самоконтроля;
- Повышать уровень обученности и качества знаний.
В своей деятельности активно использую:
- систему творческих заданий, в большинстве случаев с применением средств Microsoft Office, PowerPoint ( конечный результат – презентация, слайд-шоу). Достигается одна из важнейших целей – развитие творческих способностей школьников.
- систему использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, для начальной школы, обучающую игру «Гарфилд»). Достаточное количество иллюстраций, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования дают возможность обучающемуся самостоятельно выбирать не только удобную форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор.
Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
- систему проектов в сочетании с технологией ИКТ. Школьники самостоятельно осваивают учебный и внеучебный материал и получают результат в виде реального продукта. Метод проектов способствует развитию мотивационной сферы, т.е. делает процесс обучения активным и личностно значимым. Включение всех вышеперечисленных систем способствует развитию интеллектуальных умений школьника.
При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. Наиболее эффективно примененяю ИКТ на следующих этапах урока:
1.Организационном
2. «Открытия новых знаний»
Подготовленные и изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к обучающимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательная: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения, умение организовать парную и групповую работу, воспитание чувства взаимопомощи.
3. Первичного закрепления.
Приведу пример эффективности применения ИКТ на уроке математики в 1 классе. Я считаю, что использование ИКТ на моём уроке дало преимущество в следующем:
-осуществление дифференцированного подхода
Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности получали новые сведения, углубляли свои знания. Учащиеся с заниженным уровнем – работали на компьютере в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса.
-повышение мотивации учебной деятельности
Предлагаемые для выполнения на компьютере задания на этапе закрепления знаний ставили перед ребёнком реальную, достижимую цель: разделить опавшие яблоки, выбрать из группы известные свойства предметов и т. д.
Таким образом, у детей возникла положительная мотивация усвоения знаний.
-каждый ученик стал субъектом процесса обучения
Найденный способ решения задач рефлексировался, т.е. шла оценка и контроль усвоенного способа.
-возможность получения объективной картины уровня усвоения знаний
За короткий промежуток времени я получила ясную картину уровня усвоения материала и смогла своевременно провести коррекционную работу с каждым учащимся. Выявление уровня сформированности знаний в игровой форме гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. При неправильном ответе школьник услышит настоятельную рекомендацию «подумать». А если неуспешно – Поросёнок похвалит и поставит самую приятную отметку. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
В результате активной деятельности обучающихся на уроке развивался личностный потенциал ребенка: интеллектуальный и творческий, повышалась мотивация к предметам, формировалась информационная компетентность.
1. Тема урока: Свойства предметов.
2. Цели урока: Закрепить умение сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру,
выражать в речи признаки сходства и различия;
развивать умение продолжать закономерность;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, мышление, память, внимание;
развивать речь, творческие способности учащихся;
развивать компьютерную грамотность,
воспитывать любовь к сказке, дружеские отношения.
3.Тип урока - закрепление.
4. Форма проведения урока - урок - путешествие.
5. Место урока в учебном плане - 3 урок.
6. Методы: частично-поисковые (словесно-индивидуальный, практически-дедуктивный),
проблемно-сообщающие (словесно-дедуктивный)
исследовательские (практически-индивидуальный).
8. Оборудование: -компьютеры;
- наборы карточек с геометрическими фигурами;
-таблички с названием свойств предметов;
-учебник " Математика 1 " Л. Г. Петерсон;
-рабочие тетради по математике;
-цветные карандаши;
-мягкие игрушки.
8.План урока.

I. Кинезиологические упражнения.
II. Организационный момент.
III. Устный счёт.
Офтольмотренажёр.
IV. Актуализация опорных знаний.
1) Игра « Внимание».
2) Практическая работа в тетради.
3) Логическая задача.
Физминутка.
Y.Закрепление знаний (тестирование).
Работа на компьютере ( авторская разработка).
1. Поиск закономерности.
2. Нахождение лишней фигуры.
3. Разбиение на части по цвету.
4. Продолжение ряда.
5. Обобщающее задание.
VI. Творческое задание.
Оздоровительная минутка.
YII. Проектирование.
VIII.Рефлексия.

В нашей гимназии у педагогов начальной школы есть широчайшая возможность систематически проводить уроки и внеклассные мероприятия, используя информационно-коммуникационные технологии. Все кабинеты начальных классов оснащены современной компьютерной техникой
( компьютеры, проекторы, экраны). Педагоги начальных классов нашей гимназии изучают материал по внедрению информационно - коммуникационных технологий в образовательное пространство, организуют учебный процесс и внеклассную деятельность. В качестве используемого материала выступают практические наработки учителей других учреждение и свои собственные. Педагогами нашего методического объединения создан каталог презентаций (из опыта работы коллег других учреждений и учителей нашей гимназии) по областям «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «История», «Изобразительное искусство», «Внеклассная работа», авторских разработок к урокам и внеклассным мероприятиям, словарь по окружающему миру с 1 по 4 класс по всем учебно-методическим комплектам, тесты по русскому языку по основным разделам.
Эффективность использования информационно - коммуникационных технологий, способствующих формированию интеллектуально развитого и творческого школьника, развитию мотивации к предметам доказана результатами моих ребят: призёры городской научно – практической конференции «Исследовательский дебют», победитель областного конкурса «Восхождение к истокам», призёры областного конкурса «Марафон знаний», победители и призёры Областного Фестиваля проектов, участники Всероссийского конкурса «Портфолио», Дневник моих достижений», «Таланты России», Дипломанты Регионального Фестиваля «Мой край родной», призёр VI Всероссийского конкурса компьютерного творчества «Моя Россия. Великое в малом».
Категория: Начальные классы | Добавил: ссм
Просмотров: 575 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА