Понедельник, 18:08 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе.
[ Скачать с сервера (1.42Mb) ] 20.12.2013, 00:00
Цели:
• Продолжить изучение букв русского алфавита, познакомить учащихся со звуком [ч'], буквами Ч, ч.
• Формировать навыки правильного, слогового, выразительного сознательного чтения; способствовать развитию литературной грамотной и связной речи, внимания, логического мышления, памяти, фонематического слуха;
• Развивать фонематический слух, умение вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой анализ слова
• Развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Ход занятия

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Время не теряем
Урок мы начинаем.
Внимательно слушаем и правильно отвечаем.
Учитель. Сейчас я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сядут дети 1 ряда, если с мягкого согласного звука, сядут дети 2-го ряда, если с твердого согласного, сядут дети 3-го ряда.
II. Актуализация знаний.
Сегодня мы продолжим путешествовать по АЗБУКЕ. А вот с какой
буквой мы сегодня будем знакомиться, вы узнаете, разгадав загадки.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)
За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
III. Постановка учебной задачи.

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?
(Звук [Ч]).
Этот звук обозначается буквой Ч.
– На что похожа буква Ч.
– Давайте ещё произнесём звук[Ч].
– Звук [ч’] гласный или согласный? (Согласный).
– Почему? (При его произнесении во рту возникают преграды).
– Давайте произнесем звук [ч’] сначала твёрдо, а затем мягко.
– Есть отличия? (Нет).
– Как произносится новый звук? (Только мягко).
Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук).
–Какой еще мягкий, согласный звук вы знаете? ( [Й’]).
– А теперь положим руку на ушки, и еще раз произнесем звук Ч. Определите звонкий он или глухой? ( Звук [ч’] глухой.)
– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)
IV. «Открытие нового знания»

Работа по букварю.

– А сейчас откроем свои буквари на странице 60. Рассмотрите рисунки в верхней части страницы и скажите, какое из слов (чашка или чайка) подходит под эту модель слова? (Подходит слово чайка, потому что первый и третий звуки – мягкие согласные.
– Давайте соединим стрелочкой схему и подходящее слово.
• Сколько слогов в этом слове?
• Как узнать, сколько слогов в слове?
• Назовите гласный звук.
• Сколько согласных звуков в слове?
• Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

Сейчас мы будем читать слова большого столбика и соотносить с рисунками. (К доске выходят дети и соединяют рисунок и слово стрелочкой, объясняя – его значение).
– Посмотрите внимательно еще раз на прочитанные слова. Какое слово в данном столбике по вашему мнению лишнее и почему? (Грачи). Каждое слово начинается с ча. Почему после буквы ч пишут а?
– Сейчас я прочитаю сказку о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.
Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)
– Буква Ч приготовила для вас сказку. Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
– А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
– С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. (На доске таблицы ЧА и ЧУ). Придумайте мне слова с этими слогами.

Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
V. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.

– С каким правилом мы сейчас познакомились? (ЧА, ЧУ).

Работа в прописях.
– Слова с буквой Ч мы научились читать. Как вы думаете, чему еще мы должны научиться? (Научиться писать букву Ч).
– Отложите буквари и положите перед собой прописи. Откройте их на странице 12. (Просмотр презентации написания строчной буквы Ч. Написание в воздухе строчной буквы Ч).
Я тетрадочку открою,
Уголочком поверну
И от вас, друзья, не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я примусь.
Письмо строчки: чч че.
– С каким правилом мы познакомились? (Чу, ча).
– На второй строке напишем эти сочетания и запомним.

Работа по букварю.
– Сейчас прочитаем слова второго столбика. Слова будем читать парами, причем второе слово в следующей паре будет первым. ( Сопоставляются оба слова по звукам и буквам).
1) Печка – речка (первые буквы разные).
– А какие буквы разные? (Эр, пэ).
С буквы ЭР она течет,
С буквы ПЭ для нас печет
Кулебяки и ватрушки,
Варит кашу и галушки.
2) Речка – ручка. (Разные буквы е и у. Разные звуки [р’] и [р].)
3) Ручка – тучка. (Буквы эр и тэ).
4) Тучка – тачка. (Буквы у и а).
5) Тачка – точка. (Буквы а и о).
Многозначные слова.
–Какое из этих слов имеет много значений? (Ручка.)
(На доске картинки: руки, ручки, дверная ручка).
– Какой можно сделать вывод о слове ручка. (Это слово многозначное).
– Посмотрите еще раз на прочитанные слова этого столбика. Какое слово здесь лишнее. (Строчка).
– Почему? (3 слога).
– Что в этом столбике не менялось, а оставалось всегда одинаковым? (чка).
– Найдите чка в этих словах и подчеркните.
– Есть еще одно правило: чк пишут без мягкого знака. (Выставляю таблицу чк на доску).

Работа в прописи.

– Прочитаем слова: чай, чашка, чашечка.
– Сколько слогов в слове чай? (Один).
– Запишем это слово. Какое правило в этом слове? Подчеркнем изученное правило.
– Прочитаем следующее слово (чашка).
– Сколько слогов в этом слове? (Два). Запишем это слово. Подчеркнем изученное правило.
– Прочитаем следующее слово (чашечка).
– Сколько слогов в этом слове? (Три). Запишем это слово. Подчеркнем изученное правило.
–Гимнастика для глаз.
Работа с букварем.
Работа над рассказом «Маленькая речка».
Жужжащее чтение.
1) Работа над пониманием текста. – Почему текст так назван?
2) –Из вас плавал кто-нибудь в маленькой речке?
3) –Какая речка протекает у нас в Бутурлиновке? (Осередь). Она тоже маленькая.
4) Возьмите простые карандаши и подчеркните в данном тексте изученные нами правила. (Проверка: речка, чуть-чуть).
– А сейчас давайте посмотрим на текст, который находится в нижней части страницы. Прочитаем предложения, которые находятся за чертой справа (читает ученик). Какое это предложение? (Вопросительное). Какие еще бывают предложения? (Восклицательные, повествовательные).
Чтение текста. (Читает ученик. Дети отвечают на вопрос). (К.И.Чуковский «Мойдодыр»).
– Сможем ли мы написать его фамилию? Нет. Почему? (Не умеем писать заглавную букву Ч).

Работа в прописи.
1) Презентация «Написание заглавной буквы Ч».
2) На что похожа заглавная буква Ч?
3) Письмо в воздухе заглавной буквы Ч.
4) Работа в прописи на странице 13.

VI.Рефлексия .
– Закончилось наше удивительное путешествие. Чем оно вас удивило? С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.
( На столах рисунки с изображением настроения).
–А сейчас выберите тот рисунок, который соответствует вашему настроению.
Категория: Начальные классы | Добавил: verboa | Теги: букварь, Вербицкая Ольга Аркадьевна, Интегрированный урок
Просмотров: 868 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА