Четверг, 13:52 
Заказ документов

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Формирование умения добывать знания об окружающем мире из различных источников
[ Скачать с сервера (18.0Kb) ] 05.12.2014, 19:06

Формирование умения добывать знания об окружающем мире
из различных источников

Диер С.В.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»
г. Краснокамск
Пермский край

Мы живем в мире самой разнообразной информации. Человек создает новую информацию, влияет на информационный мир, преобразуя его, но и существующая информация, в свою очередь, тоже влияет на человека. И чтобы постичь окружающий нас информационный мир, человек должен обладать определенной информационной культурой.
При этом в учебной деятельности акцент ставится на интеллектуальное развитие учащихся, умеющих объяснить явления природы, процессы, протекающие в обществе, способных к свободной коммуникации в традиционной форме и с помощью технических средств. Чтобы реализовать поставленные цели ученики младших классов должны научиться работать с популярными естественно – научными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументацию своей точки зрения.
Важно, что эти умения «выращиваются» на протяжении обучения, от класса к классу.
На выходе из первого класса умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами должно быть сформировано на уровне умения находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Во втором классе учащиеся должны научиться находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Учащиеся третьих и четвертых классов должны уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица и др.), сравнивать и группировать факты и явления. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. На выходе из начальной школы выпускник должен уметь представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Картина мира постоянно меняется, знания быстро устаревают. Поэтому нужно помочь детям освоить не только знания, но и способы получения этих знаний.
Уже в первом классе на уроках природоведения дети узнают способы получения информации об окружающем мире и открывают для себя эксперимент, с помощью которого можно проверить свои предположения.
Детям нравятся практические занятия, например, с растениями. На уроке мы пытаемся сами посадить растения. Совместно вычленяем проблему – далеко или близко нужно распределять семена друг от друга при посадке? Выдвигаем гипотезу – когда растения растут близко, они мешают друг другу. Определяем способ проверки – эксперимент. Подготавливаем, замачиваем семена любых растений, затем высаживаем в две коробки. В одну – очень много семян, в другую – 2-3 семечка. Делаем предположение: «Если гипотеза верна, то что мы увидим в первой коробке? А во второй? Какие будут растения? Зарисовываем результаты эксперимента в тетрадях. Чему учились дети, выполняя эту работу? Задавать вопросы, делать предположения, фиксировать процесс в виде символической записи. Наконец, они приобрели практический опыт правильной посадки растений.
А главное – дети активно мыслили! То, что интересует ребят, позволяет им узнать необычное в обычном, расширяет их жизненный опыт, то по-настоящему их развивает. Этому способствуют творческие задания. Например, такое. В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, петух, мышка, ежик, лиса, заяц, волк. А могут ли действительно все эти животные находиться в одном природном сообществе? В ходе дискуссии выясняем, что такое сообщество, по каким законам оно образуется, какое влияние оказывают друг на друга представители сообщества, в чем опасность нарушения связей в природном сообществе. Свои суждения, предположения ученики подтверждают текстом учебника или статьями из энциклопедии, а дома зарисовывают разные сообщества.
Продолжением этих уроков может быть творческая работа на тему «Какое животное смог бы ты пригласить в гости, в окрестности своего города, предоставив все условия для жизни?». Для этого, советую детям, воспользоваться приглашением:
«Уважаемая …! Приглашаю тебя в гости. В нашей местности есть прекрасный…»
Начиная с первого класса, учу работать с текстом. Использую не только научные тексты, но и художественные.

Приведу фрагмент урока природоведения «Произведения писателей-натуралистов как источник получения знаний о природе», иллюстрирующий эту работу.
1. Урок начинается с прослушивания «звуков природы». Дети зарисовывают то, что представили, услышав их.
2. Что нарисовали? В какое время года бывает такое природное явление? (Чаще весной и летом).
3. Приходилось ли вам наблюдать грозу? В какое время года? Что происходит в природе, когда начинается гроза?
Какой источник информации вы использовали, чтобы сообщить нам о природном явлении, о грозе? (Наблюдения).
4. Наш жизненный опыт и наши наблюдения позволили сделать предположения, что гроза начинается в мае.
Можно ли найти подтверждение этой гипотезе? Какие источники можно для этого использовать?
Давайте уточним, какой гипотезе мы будем искать подтверждение? (Грозы впервые бывают весной).
Воспользуемся листочками с текстами, которые приготовлены для вас.
а) Прочитайте тексты;
б) Есть ли среди этих текстов те, которыми можно подтвердить гипотезу?
Прочитаем. Когда бывает гроза? (Весной). Подтвердите текстом.

В лесу
Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы.
Весенние соки могучим потоком поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы. (По Г. Скребицкому).

Весной
Тепло. Повышается температура воздуха. Снег почти стаял, кое-где остались только его пятна.
Солнце сильно пригревает, хотя по ночам бывают заморозки. На больших реках начинается ледоход. В последние дни апреля или в начале мая случаются первые весенние грозы.
Небо голубое. У большинства деревьев начинают понемногу развертываться листочки. (По Архангельскому).

Первые грозы
Внезапно темнеет небо. Надвигается гроза. Все птицы смолкают. В теплом воздухе, наполненном ароматом цветов, наступает тишина. Вдруг раздается оглушительный гром, сверкает молния, и начинается ливень. Благодатный ливень, который так нужен растениям. Однако это ненадолго. Небо быстро проясняется, и уже журчат и сверкают ручьи. Громче прежнего поют птицы. (По Г. Арманд-Ткаченко).

Звери весной
Весной звери просыпаются от зимней спячки.
Медведи выходят из берлоги после вскрытия рек. Когда солнышко пригреет сильнее и прогалин на пригорках появится уже больше, выходят из берлог и медведицы с медвежатами.
Просыпаются и ежи под ворохами древесных листьев, где они спали с осени до самой весны.
Весной линяют белки, зайцы, лисицы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и теплую зимнюю шубку на более легкую летнюю.
У лесных зверей весной появляются детеныши – лесные малыши.
У белки в ее гнезде бывает 4 – 7 крошечных слепых бельчат.
Когда апрельское солнце обогреет землю и покажется молодая зелень, у лисицы появится пять или восемь слепых, но крепких лисят. Выбегать наружу они начнут тогда, когда станут зрячими и обрастут шерсткой. (По М. Богданову).

в) Учитель: Делаем вывод, что солнечное тепло, которое именно весной набирает силу, помогло образоваться тучам, и они проливаются на землю дождем да еще и с грозами.
Далее учитель и ученики создают таблицу.
Изменения в неживой природе Растения Животные Человек

1. Что происходит после дождя в неживой природе? Какая температура воздуха? (Подтверждение текстом). Как называет автор ливень? (Благодатный)
2. Какие еще процессы происходят после грозы (по тексту)? (Появляются листья).
Можно ли нам записать эти процессы в первую колонку? (Нет).
Как назовем первую колонку? («Изменения в неживой природе»).
3. Работаем с таблицей для фиксирования наблюдений за изменениями в природе.
Во второй колонке нарисуйте процессы, которые описаны в тексте «В лесу» (появление почек, сокодвижение). Когда появились первые почки?
4. Какие процессы происходят в жизни животных? Отметим эти изменения в 3-й колонке таблицы.
5. Что происходит в жизни человека весной? (Подготовка к посеву).
Итоги урока. Что мы знали о весне до этого урока? Что узнали?
Каким способом мы получили информацию? (С помощью текста).
Сможем ли мы воспользоваться этим источником для получения других знаний о природе?

Категория: Начальные классы | Добавил: Синица
Просмотров: 459 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА