Четверг, 07:44 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Формирование сотрудничества на примере УМК «Перспективная начальная школа"
18.02.2014, 13:02
«Формирование сотрудничества на примере УМК «Перспективная начальная школа».

Иванова Наталия Михайловна, учитель
начальных классов МАОУ гимназии
№26 г.Томска.

Взаимную беседу следует вести так, чтобы каждый из собеседников извлёк из неё пользу, приобретая больше знаний.
Гераклит Эфесский
Изменения, которые произошли в нашем обществе, привлекли за собой изменение целей современного образования.
Перспективы ФГОС предполагают гибкое реагирование образования на запросы личности, изменения потребностей общества. УМК «Перспективная начальная школа» отвечает индивидуальным потребностям, что обеспечивает личностную, социальную и профессиональную успешность, отвечает государственным требованиям, социальному заказу. Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• - разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• - управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
• - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка;
В сфере коммуникативных УУД выпускники начальной школы, занимающиеся по УМК «Перспективная начальная школа», приобретают умения: учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
В учебниках комплекта широко представлены задания по формированию коммуникативных действий:
1) Коммуникация как кооперация:
-Задания, требующие распределения работы с соседом по парте, в группе.
-Задания типа «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил»; «Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ»; «Сверьте решения своих задач»;
-Чтение по цепочке и ролям.
2) Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника.
-Задания типа: «Должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать»;
- «Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему».
- Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», – сказал Миша. «Ты сумеешь подтвердить его мнение?»
-«Маша уверена: это и прибаутка и небылица! А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши?»
-Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой(по другим основаниям.
-Проводить самостоятельные и групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года».
С 2010 года я работаю по УМК «Перспективная начальная школа». Формирование УУД на уроках я осуществляю через реализацию развивающих технологий, применение активных форм и методов. Наиболее благоприятные условия для этого создают групповые и парные формы работы.
Обучение работе в паре начинается в первом класс. Главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Первоклассники знакомятся с правилами общения:
-тихо говорить в паре;
-называть товарища по имени;
-как соглашаться, как возражать;
-как помогать, просить о помощи;
-внимательно слушать ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать.
Обучение работе в группе начинается со 2 класса, со знакомства с ролями и функциями каждого участника в группе. Эффективность групповой работы состоит в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, в формировании навыков организаторской работы, в формировании рефлексивных способностей учащихся.
Работу в парах и группах можно организовать на любом этапе, на любом виде урока. Мною разработаны памятки «Правила работы в паре», «Правила работы в группе» и карты «Роли в группе 3 класс», «Роли в группе 4 класс».
В результате целенаправленной и систематической работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности, все обучающиеся моего класса овладевают коммуникативными умениями:
- согласовывают разные точки зрения;
- вступают в предметную дискуссию;
- принимают точку зрения другого;
- оценивают содержательно достоинства и недостатки своих действий и суждений, своих одноклассников.
Динамику развития коммуникативных универсальных учебных действий можно отслеживать и корректировать. На основе книги «Программы по учебным предметам. Перспективная начальная школа. 1- 4 класс» Р.Г.Чураковой мною составлены «Листы индивидуальных достижений». Ребята, начиная с первого класса, заполняют листы самостоятельно. Учитель анализирует результаты и составляет план коррекции. При необходимости учитель может обратиться за консультацией к школьному психологу.
Коммуникативные действия, представленные в упражнениях УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Литература.
1. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспективная начальная школа
Авторы: Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.А. Захарова, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, О.Н. Федотова, А.Л. Чекин, Н.А. Чуракова.
2.Планируемые результаты начального общего образования / под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.
Категория: Начальные классы | Добавил: Наталия7507
Просмотров: 809 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА