Понедельник, 07:25 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работы - 3 документа

Публикация в печатном издании и на диске

Участие от 300 руб!!!

 

 

Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Формирование самооценки учащихся на основе наблюдения за собственной речью.
19.06.2016, 18:50

Формирование самооценки учащихся на основе наблюдения за собственной речью.
Федеральный образовательный стандарт общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования устанавливает требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:
• Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Одним из личностных результатов изучения русского языка является способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
В своей работе мне как и любому учителю приходится сталкиваться со следующими проблемами:
- бедным словарным запасом учащихся в силу малого личного опыта детей;
- затруднениями отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой или основной мыслью текста;
-недостаточно сформированным навыком редактирования текста с целью совершенствования его содержания и речевого оформления.
Над решением этих проблем работа начинается с первых уроков и систематически проводится на таких предметах как русский язык , литературное чтение, детская риторика
Прежде чем начать работать над этой актуальной проблемой необходимо создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Первое условие – создание таких ситуаций, которые определяют мотивацию речи, ставят учащегося перед необходимостью речевых высказываний, пробуждают у него интерес и желание поделиться чем-то.
Второе условие – создание благоприятной речевой среды . Речевая среда – это речь родителей, родных, друзей, фольклор, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, язык учебников…
Третье условие – опора на имеющиеся у учащихся знания, чтобы они могли выделять главное, существенное в совместной работе над устным текстом. Здесь происходит обучение связной речи, даётся представление о роли речи в жизни человека, вводится активный словарь младших школьников.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в учебниках, речь учителя, внеклассное чтение. Начиная с первого класса, на каждом уроке, в результате речевых ситуаций (диалог, беседа, рассказ) учащиеся усваивают новые слова и закрепляют ранее усвоенные. Для побуждения речевой активности на уроках создаю речевые ситуации, которые вытекают из условий учебной, познавательной, игровой деятельности школьников и помогают каждому ребенку свободно высказываться по любой предложенной теме. С этой целью подбираю сюжетные картинки, слайды из любимых мультфильмов , пейзажи родной природы. Для закрепления и активизации усвоенных слов, их новых значений очень хорошо помогает приём описания предметов. («Опиши свою любимую игрушку» , «Опиши предмет , находящийся в классе так, чтобы одноклассники могли его найти» и т.д.) В первом классе задаю подсказывающие вопросы, помогаю учащимся выбрать нужные слова.
На данном этапе работы учащиеся развивают у себя навык самооценки своей деятельности на уроке с помощью различных приёмов самооценки («Линеечка», «Волшебная лесенка», «Дерево творчества», «Светофорчики» и др.)
Алгоритм самооценки для обучающихся 1-го класса:
● Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
● Удалось получить результат? Найдено верное решение, ответ?
● Справился с заданием без ошибок или допустил ошибку? Какую? Где?
● Справился с заданием самостоятельно или с чьей-то помощью? Кто помогал, в чём?
Алгоритм работы по развитию у обучающихся 1-го класса навыков самооценки.
1-й шаг. Учащиеся обозначают своё настроение на полях в тетради («доволен», «было трудно» и т. п.) в виде улыбающихся или грустных смайликов.
2-й шаг. Учащиеся учатся сравнивать цель и результат.
Через 2-4 недели после начала учебного года предлагаю детям оценить содержание выполненной работы. В диалоге с учениками использую следующие вопросы: «Какое было задание?», «Кто может сказать, что нужно было сделать?», «Посмотрите на свою работу – согласны, что задание выполнено?». На данном этапе дети учатся следовать двум первым пунктам алгоритма самооценки.
3-й шаг. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
На втором месяце учебного года предлагаем обучающимся устанавливатьт порядок оценки своей работы. Ответить на вопросы третьего и четвёртого пунктов алгоритма («правильно или с ошибкой?», «сам или с чьей-то помощью?»).
4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки.
Дети учатся признавать свои ошибки. Ученику предлагается оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки.
5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу.
Кому-то из детей предлагаем оценить себя в ситуации, когда он не справился с заданием.
6-й шаг. Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики несколько раз оценили свою работу в классе, мы не проговаривает все вопросы алгоритма самооценки, а предлагаем ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Когда у всех учеников умение работать по алгоритму самооценивания сформировалось, этот алгоритм сворачивается. Если самооценка объективная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), то необходимо снова обратиться к алгоритму и согласовать позиции.
В результате проводимых упражнений к концу обучения в 1 классе учащиеся могут оценивать себя в таких видах работы:
• Выделение предложения и слова из речевого потока.
• Написание прописной буквы в начале предложения и в именах собственных.
• Правописание словарных слов, определенных программой.
• Постановке точки в конце предложения.
• Соблюдение норм речевого этикета в повседневной жизни.
• В выборе языковых средств в соответствии с целями и условиями общения.
Со 2 класса, начинаю формировать умения в построении связного текста с опорой на упражнения, которые позволяют создавать тексты по образцу («Учимся писать письма», «Составь текст похожий по содержанию»).Такая работа помогает детям наблюдать не только за правильностью своей речи, но и за речью одноклассников. Позволяет оценивать правильность выбранных речевых единиц пользуясь алгоритмом самооценки.
Алгоритм самооценки для обучающихся 2-4-го классов:
1. Какое задание было?
2. Смог выполнить?
3.Правильно выполнил или с ошибкой?
4.Сам выполнил задание или с чьей-то помощью?
Подготавливает детей к самостоятельному изложению своих мыслей, наблюдений, выводов и помогает учителю формировать у детей коммуникативно-речевые умения.
• Определять тему текста
• Озаглавливать текст
• Определять главную мысль текста
• Составлять план
• Извлекать нужную информацию из текста
• Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её
• Слушать других, принимать другую точку зрения
• Понимать вопросы учителя
• Уметь составлять вопросы к тексту
Письменная речь всегда строже устной, в ней отчётливо видны все ошибки и недочёты. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов – повествования, описания, рассуждения, письма. У младших школьников формируется умение в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения, позволяющие создавать тексты по образу (изложения).
Учитель подтверждает, что это будет письменная передача текста- изложение.
Такая работа предваряется составлением плана действий:
1. Будем внимательно читать текст, обратим внимание на название.
2. Определим основную мысль текста.
3. Составим план.
4. Оценим план по алгоритму.
5. Запишем «ключевые»слова.
6. Перескажем с опорой на план
7. Обратим внимание на написание трудных слов и знаки препинания
8. Запишем текст в тетрадь
9. Проведём самооценку, пользуясь исходным текстом.
Самооценку учащиеся проводят с помощью условных знаков, обозначая на полях своей тетради.
Например:
!-выполнил задание правильно и без посторонней помощи
+- выполнил задание правильно , но с помощью консультанта(учитель, родители, одноклассники)
?-выполнил задание с ошибкой
- не смог выполнить задание
Самооценку плана текста учащиеся могут проводить по предложенному ниже алгоритму:
Алгоритм оценки плана текста Да Частично Нет
1.Проверь, отражает ли твой заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема- это то, о чём говорится в тексте, а основная мысль- это то, о чём говорится)
2. Проверь, все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане
3.Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста
4. Проверь, правильно ли графически оформлен план
5.Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст
Такая систематическая работа позволяет к концу обучения в начальной школе добиться положительных успехов В формировании предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку и литературному чтению:
• различать однозначные и многозначные слова;
• использовать в тексте слова в переносном значении и омонимы;
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• определять по предложенным заголовкам содержание текста;
• составлять план текста;
• определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
• соблюдать и оценивать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
• подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
• исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей)
• пересказывать текст (писать изложение) подробно, выборочно, от другого лица.
Помогает учащимся начальной школы достичь метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления,
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха,
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Категория: Начальные классы | Добавил: nadezda5638
Просмотров: 217 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА