Пятница, 13:28 
Заказ документов

 Заочные научно-практические конференции Всероссийского и международного уровня

+

Одноименные конкурсы с выдачей диплома с призовым местом

1 работа - 3 документа

Публикация в сборнике ISBN, УДК, ББК, СМИ

Весь пакет документов (сертификат, диплом, свидетельство, публикация) 300 руб.!!!

 

 

Произвести заказ документа или задать вопрос можно здесь, оформление 10 минут после ответа оператора!
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
18.02.2014, 15:24
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Сараева Светлана Михайловна, учитель начальных классов МАОУ гимназия №26 г.Томска
Актуально сейчас воспринимаются слова Л. С. Выготского: «...Личный опыт воспитанника делается основной базой педаго¬гической работы. Строго говоря, с научной точки зрения нельзя воспитывать другого... Ребенок в конечном счете воспитывается сам... В воспитательном процессе личный опыт ученика представ¬ляет из себя все. Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался сам...
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
На УМК Л.В.Занкова гармонично наложилась "безотметочная" система оценивания. Под «безотметочным» обучением я понимаю такое обучение, при котором ребёнок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, т.е. формирование оценочной самостоятельности ребёнка. В первом классе уделяется особенно важное внимание формированию оценочной самостоятельности у детей. Эту работу можно разделить на три этапа. Реализация первого этапа проходит в рамках курса «Введение в школь¬ную жизнь».
Индивидуальные достижения младших школьников удобно фиксировать с помощью линеечек, особенности применения которых под¬робно описаны в книге Г.А. Цукермана «Оценка без отметки», когда ребята учатся объективно оценивать себя через оценку действий других людей.
Что же такое “критериальное оценивание”?
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
При критериальном оценивании
ученик становится настоящим субъектом своего обучения
снижается школьная тревожность ученика
учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора
Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.
Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.
Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним.
Волшебные линеечки
Критерии и инструкции вырабатываются в ходе общественного договора
- очень высокий уровень, средний уровень,
- низкий уровень.
- высокий уровень, П А


На втором этапе формирования оценочной операции контроль и оцен¬ку собственной работы ученик осуществляет под руководством учителя. Ненавязчиво, как бы для себя, демонстрирую свои оценочные суждения, учитель оперирует эталонами. Анализирует своё достижение или свою неудачу, ставит перед собой задачи.
Впоследствии вводится ёщё линеечка- мы её назвали -Умение
тетради

Таким образом, осуществляется постепенный переход к третьему эта¬пу: от внешнего контроля и оценки к самоконтролю и самооценке. Этот переход возможен лишь при условии, что содержательная оценка учебной деятельности оказывается необходимым условием её успешности. Следующий методический прием, позволяющий оценивать устную работу детей, связан с оформлением специального стенного стенда. Его появление я связываю с необходимостью повышать ценность взаимопомощи, ценность открытий, желанием детей оценивать не только то, что записано в тетради, но и то, что происходит на уроке.

Оформление такого стенда предложила сама, обсуждая с ребятами происходящее на уроке и желание где-то зафиксировать то, как замечательно они работали. Совместно с детьми разработали те критерии, которые отражают работу во время урока. Дети предложили активность, помощь другому. Такой стенд у нас будет оформляться в течении каждого месяца разный. Начали со звёздного неба. Цвет звёзд соответствует неделе, на каждой звёздочке имя ребёнка. За работу на уроке дети получают фишки, их должно быть пять и тогда они обмениваются на звёздочку с именем. Оценку работы производят все дети под руководством учителя, вспоминая, что произошло на уроке, а на перемене выношу на стенд.


Каждый урок заканчивается рефлексивной самооценкой: которые выражаются в двух способностях:
Способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной;
Способность анализировать собственные действия.
Таким образом, действия контроля и оценки осуществляется на всем протяжении учебной деятельности, позволяя учащимся определить:
усвоен или не усвоен ими общий способ решения конкретной учебной задачи;
соответствует или нет результат учебных действий их конечной цели
Система оценивания должна способствовать личностному и интеллектуальному развитию ученика, успешно формируя:
- учебную мотивацию;
- адекватную самооценку;
- рефлексивные умения и общеучебные умения и навыки;
- групповую сплоченность и навыки делового сотрудничества;
- оптимальный уровень школьной тревожности
Таким образом, организация образовательного процесса в школе должна способствовать осознанию учащимися своих способностей к какой-либо деятельности, реализации своего личностного потенциала, умению почувствовать себя творцом, хозяином своей судьбы.
Категория: Начальные классы | Добавил: ссм
Просмотров: 934 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА