Вторник, 10:58 
Главная » »
Главная » Файлы » Публикации педагогов » Начальные классы

Формирование информационной культуры младших школьников через работу с «Областным словарём вятских говоров» на уроках русского языка.
01.02.2015, 19:41

Формирование информационной культуры младших школьников через работу с «Областным словарём вятских говоров» на уроках русского языка.
В проекте Федерального Государственного стандарта начального образования второго поколения указаны конкретные направления работы, среди которых названо: усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Одним из приоритетных направлений в последние годы стало построение информационного общества.
В связи с этим образовательные учреждения должны формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Для этого в свою очередь педагог должен формировать особый тип грамотности – информационную, которая является составной частью информационной культуры личности.
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. (Краткий справочник школьного библиотекаря, Спб 2001г)
Современная начальная школа призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, овладение им элементарной культуры деятельности, в том числе информационной. Учитывая требования современного общества, учитель должен находить пути достижения поставленных перед начальным образованием задач.
Под информационной компетентностью учащихся младших классов мы понимаем способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах.

В процессе обучения учащимся начальных классов часто требуется выполнять задания, которые требуют от них умений ориентироваться в большом объёме информации, найти и выбрать тот материал, который подходит к теме. Это задания типа: написание сообщения доклада, подбор литературы по заданной теме. Но, к сожалению, младший школьник, как правило, самостоятельно это задание выполнить не может и просит помощи взрослых. Получается, что задание выполняет взрослый, а ребёнок его лишь воспроизводит. Возникает вопрос: как помочь маленькому ребёнку ориентироваться в большом объёме информации?
Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного цикла. Например, на уроках русского языка формируются различные способы передачи информации (буквенный, пиктографический, иероглифический, рисуночный); дети знакомятся с возможными источниками информации и способами её поиска: словарями, энциклопедиями, в том числе компьютерными; расширяют свои знания, повышают уровень языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации

В разделе ФГОС «Получение, поиск и фиксация информации» среди других определены такие умения учащихся, как
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
• находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях.
Одним из таких источников считаю словарь родного края, а именно «Областной словарь вятских говоров».
Говоры необходимо изучать по следующим причинам, во-первых, они представляют собой ценный материал для истории русского языка; во-вторых, лексическое значение слова, его историю нельзя изучать без знания говоров.
Наш Вятский край с его богатейшими нравственными и эстетическими традициями, широкими языковыми контактами являет собой феноменальный лингвистический объект. Областной словарь вятских говоров является источником огромной информации по данному вопросу.

Знакомство со словарём начинается с 1 класса. Учитель показывает, как получить информацию путём поиска. И это совсем нелегко начинающим читателям, зато очень интересно. На первом этапе такая работа проходит коллективно. Ученикам нравится «узнавать» новые слова, т.е. определять их лексическое значение. Например, алябушек (небольшой каравай, булка хлеба), бабайка (деревянная круглая ложка), бажка (овца,баран), барабульки (грабли), кринка (глиняная посуда), катаньки (валенки), рушник (полотенце).
Сколько сравнений, догадки, чутья, обобщений услышишь из детских уст во время такой работы.
При изучении темы «Сложные слова» аналогичные задания можно предложить в отношении таких слов: водополье (половодье), простокваша (прокисшее до загустения молоко), белоцветка (ромашка), белоличка (девушка, занятая только собою), белоголовик (белый гриб), водонос (коромысло), ветролом (лес, поваленный бурей), ветродуй (легкомысленный, ветреный человек).
Таким образом, словарь выступает как орудие познания. При его помощи можно получать знания из уже имеющихся путём логических заключений.
Учащиеся интересуются и тем, как вятчане характеризуют человека. Дети пытаются без словаря определить значение слова. Иногда угадывают сразу, но чаще о точном значении узнают из словаря. Рупас (здоровый человек), великатный (важный, степенный), баской (красивый), варовый (проворный, быстрый), булыга (лгун, хвастун), архаровец (хулиган, отчаянный), скупердяй (скупой человек).
Оценка или обработка информации строится сначала полностью под руководством учителя, а в 3 – 4 классах дети частично или целиком выполняют её сами, работая в группах, парах, или индивидуально. Обращаясь к толкованию значения слов, ученики учатся сравнивать, анализировать, классифицировать. Очень важно научить детей обмениваться информацией, использовать слова в своей речи.
Ученики часто отправляются на поиск слов по самостоятельно выбранной теме. Тогда работа проводится по группам и может длиться несколько дней. Дети тщательно перечитывают статьи из словаря, радуются очередной находке и в классе представляют результат своего коллективного исследования.
Тема «Хлеб»
Алябушек (небольшой каравай, булка хлеба), сиченик – луковик, капустник, крошенина – похлёбка из молока и хлеба, колобашки, селянки – круглые булочки, выпеченные в форме, мягки – круглый хлеб из ржаной муки, стряпанина – печёный хлеб, бублики, шаньга – пресная лепёшка с картофелем, квашня – тесто для выпечки хлеба.

При изучении темы «Многозначные слова» в словаре можно найти целый ряд таких слов.
Например, берестеник. По морфемному составу слова можно определить его лексическое значение. В словаре же представлено 6 значений данного диалекта. 1.Берестяный сосуд цилиндрической формы. 2. Глиняный горшок, обвитый берестой. 3. Коса, черенок которой обвит берестой. 4. Обувь из бересты наподобие лаптей. 5. Мастер, занимающийся выделкой из бересты различный предметов. 6. Кузовок из бересты.

С удовольствием выполняют дети исследовательские задания, например, такое: что могут рассказать суффиксы? Овечник – овечий хлев, наблюдник – ряд полочек для посуды, навильник – полочка для хранения вилок, каменцы – печь, сложенная из камней, побирушка – корзиночка для сбора ягод, золотушка – золотая монета.

Темы для устных коллективных этюдов
• Легенда о происхождении слова баско. (красиво, нарядно)
• Откуда родом бахилы?
• Какой гриб назвали волжанкой?
• Вятские дети очень любили играть в карукальцы. Что это за игра? (жмурки)
• Как раньше называли картофель и блюда из него? (68 вариантов)

Такая работа помогает воспитывать интерес и бережное отношение к языковой культуре родного края; обогащает словарный запас школьников за счёт местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической; расширяет знания учащихся об истории и культуре края, традициях и обычаях жителей нашего края.
Учащиеся замечают удивительные вятские слова, в которых отражены вятская наблюдательность, огромная любовь к нашей природе, высокая нравственная оценка человеческих поступков и многое другое.
Очень важно самому учителю не потерять способность удивляться прочитанному, радоваться вдруг открывшемуся новыми гранями какому-то слову, иметь жажду познания нового и стремление заинтересовать этим своих учеников.
Почувствовав вкус работы с Областным словарём вятских говоров, дети охотно берут в руки и другие словари.
Главная задача работы со словарём – не просто получать голую информацию, а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край, стремящегося познать прошлое.
И это драгоценное наследство – дар многих поколений предков, живую основу нашего существования – очень важно сейчас сохранить. Богатство вятских говоров неистощимо и ждет своих исследователей.

Категория: Начальные классы | Добавил: akmarine
Просмотров: 546 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Другие материалы по теме:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Заказ документов
Copyright 2010 © БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА